Дело № 2а-2715/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 октября 2017 года город Омск
Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Кирилюк З.Л., при секретаре судебного заседания Абрамкиной Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому административному округу города Омска к Козлову В.И. о взыскании транспортного налога и пени,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Советскому административному округу города Омска (далее по тексту - ИФНС России по САО г.Омска) обратилась в суд с названным административным иском, в обоснование требований указав, что Козлов В.И. является плательщиком транспортного налога, поскольку имеет в собственности автомобиль «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №.
Налоговым органом направлялись налоговые уведомления на уплату налога, в связи с невыполнением которых направлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ на сумму пени в размере <данные изъяты> руб., № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ на сумму транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год на сумму <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб., № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ на сумму транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб. Данные требования Козловым В.И. также не исполнены.
Поскольку до настоящего времени задолженность по налогу не погашена, просят взыскать с Козлова В.И. задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 2 190 руб., пени за нарушение сроков уплаты транспортного налога за период с ДД.ММ.ГГГГ – 764,15 руб.
Представитель ИФНС России по Советскому АО г.Омска в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом.
Козлов В.И. в судебном заседании участия не принимали, извещен надлежащим образом. Представил письменные возражения, в которых указал, что транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ год оплачен им ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., что подтверждается квитанцией. Указал на пропуск налоговым органом срока обращения в суд с данным административным иском.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 23 НК Российской Федерации обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 19 НК Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Как следует из статьи 45 НК Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1, 2 статьи 48 НК Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (п. 3 ст. 48 НК РФ).
Согласно статье 358 НК Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили.
В соответствии со ст. 357 НК Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 названного Кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 356 НК Российской Федерации транспортный налог устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных названной главой.
Транспортный налог введен на территории Омской области Законом Омской области «О транспортном налоге» от 18.11.2002 года № 407-ОЗ. С 01.01.2015 налог на транспортное средство уплачивается налогоплательщиками в срок, установленный НК РФ постольку, поскольку Законом Омской области от 28.07.2014 № 1652-ОЗ исключена ч. 3 ст. 4 Законом Омской области «О транспортном налоге» от 18.11.2002 № 407-ОЗ, предусматривавшая срок уплаты налога на уровне субъекта РФ.
Согласно абзацу 3 п. 1 ст. 363 НК Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.12.2013 года № 334-ФЗ, действующей с 01.01.2015 до 22.11.2015 года) налог подлежал уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговым периодом по транспортному налогу, а равно налогу на имущество физических лиц, земельному налогу признается календарный год (ст. ст. 360, 393, 405 НК Российской Федерации).
Перечень налоговых ставок приведен в ст. 361 НК Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 361 НК Российской Федерации налоговые ставки, указанные в пункте 1 названной статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
Налоговая ставка в рублях для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно составляет 7 рублей, свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 15 рублей согласно ст. 2 Закона Омской области «О транспортном налоге» от 18.11.2002 года № 407-ОЗ.
В силу п. 3 ст. 363 НК Российской Федерации налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом названного пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором названного пункта.
По смыслу положений п. 1 ст. 45, п. п. 1 и 2 ст. 69 НК Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Пунктом 1 ст. 70 НК Российской Федерации регламентировано, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено названной статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 названной статьи.
Из материалов дела следует, что в ДД.ММ.ГГГГ году Козлов В.И. являлся собственником автомобиля «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №.
ДД.ММ.ГГГГ Козлову В.И. было направлено налоговое уведомление № об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб., срок исполнения требования установлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб., срок исполнения требования установлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб., срок исполнения требования установлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Основанием для обращение в суд послужило то обстоятельство, что в добровольном порядке требования налогового органа ответчик как плательщик налогов не исполнил.
При рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) судам необходимо проверять не только соблюдение процедуры взыскания налогов и сборов, но соблюдение налоговым органом установленных статьей 48 НК Российской Федерации сроков для обращения в суд.
Статья 286 КАС Российской Федерации подлежит применению в совокупности со специальными нормами НК РФ (статья 48), устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Иное предусмотрено абзацами 2 и 3 вышеприведенного пункта 2 ст. 48 НК РФ.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с абзацем 3 п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Из вышеприведенных положений НК РФ, следует, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования общая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган вправе в течение шести месяцев обратиться в суд с заявлением о взыскании лишь со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица не превысила 3 000 рублей, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев лишь со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования.
При этом под общей суммой налога, пеней понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате определенного налога, по которым истек срок исполнения. Суммы различных налогов, даже если они включены в одно требование об уплате налога, суммированию не подлежат. Для разных налогов установлены различные правила, определяющие порядок и сроки их уплаты; соответственно, и право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки за счет имущества физического лица по каждому из налогов возникает самостоятельно.
Поскольку сумма задолженности Козлова В.И. по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год не превысила <данные изъяты> рублей, а срок для исполнения требования № от ДД.ММ.ГГГГ и уплаты налога был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, то срок обращения в суд для подачи заявления налоговым органом истекал ДД.ММ.ГГГГ, а с учетом шести месячного срока со дня истечения трехлетнего срока - ДД.ММ.ГГГГ.
Законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены при отмене судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.
При этом законодатель прямо указал на ограничение срока подачи искового заявления не датой получения налоговым органом постановления об отмене судебного приказа, а датой его вынесения.
ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № в Первомайском судебном районе в городе Омске мировым судьей судебного участка № в Первомайском судебном районе в городе Омске был вынесен судебный приказ о взыскании с Козлова В.И. задолженности по уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб.
Определением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № в Первомайском судебном районе в городе Омске мировой судья судебного участка № в Первомайском судебном районе в городе Омске от ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ был отменен (л.д. №).
Таким образом, поскольку судебный приказ о взыскании задолженности по налогам, пени был отменен ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, в суд с иском налоговый орган мог обратиться не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно входящему штампу иск был подан в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах сроков, установленных п. 3 ст. 48 НК РФ.
Между тем, в ходе рассмотрения дела Козловым В.И. представлена квитанция и чек-ордер № об оплате им ДД.ММ.ГГГГ, то в установленный требованием № от ДД.ММ.ГГГГ срок, транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований налогового органа в части взыскания с Козлова В.И. недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год не имеется.
Административным истцом также предъявлены к взысканию пени на недоимку по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.
Согласно пункту 1 статьи 72 НК Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со статьей 75 НК Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
С учетом изложенного, обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены, и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного. Аналогичная позиция изложена в определении Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 422-О.
Требования налогового органа о взыскании пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит удовлетворению, поскольку в удовлетворении требований о взыскании транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год судом отказано, в остальной части административным истцом документов, подтверждающих уплату данной задолженности налогоплательщиком, взыскание задолженности, нахождения исполнительных документов на исполнении и т.п., не представлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных ИФНС России по Советскому АО г.Омска требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 174-180, 186, 290, 298 КАС Российской Федерации суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому административному округу города Омска к Козлову В.И. о взыскании транспортного налога и пени отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 9 октября 2017 года
Судья Решение суда не вступило в законную силу