Дело № 2-1157/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2016 года
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Вороновой О.Е.,
при секретаре Бойцовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кольцова Андрея Александровича к МУП «Ильинское» Самсоновского сельского поселения, Администрации Самсоновского сельского поселения Костромского района Костромской области об обязании заключить договор на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, установить площадки для вывоза и сбора твердых бытовых отходов,
установил:
Кольцов А.А. обратился в Костромской районный суд Костромской области с иском к МУП «Ильинское» о понуждении заключить договор на вывоз ТКО. Свои требования мотивирует тем, что он является собственником жилого дома общей площадью 108,9 кв.м., расположенного по адресу: (адрес). Кольцов А.А. обратился в августе 2016 года в МУП «Ильинское» с заявлением на заключение договора на оказание услуг по вывозу ТКО от вышеуказанного домовладения, на что 31.08.2016 года получил отказ в заключении договора. Указывает, что поскольку МУП «Ильинское» занимает доминирующее положение на рынке объектов коммунального хозяйства, содержания и обслуживания жилищного фонда Самсоновского сельского поселения, заключение подобных договоров для данной организации обязательно. Со ссылками на ст. 420, 421, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) просит побудить МУП «Ильинское» заключить с ним договор на оказание услуг по вывозу ТКО от частного домовладения, расположенного по адресу: (адрес)
Впоследствии исковые требования были уточнены и предъявлены в том числе к Администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области. Требования сформулированы следующим образом: обязать МУП «Ильинское» заключить договор на оказание услуг по вывозу ТКО от частного домовладения, расположенного по адресу: (адрес); обязать Администрацию Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области установить площадки с контейнерами на территории (адрес) на расстоянии до жилых домов не менее 20 и не более 100 м, установить сроки на устранение нарушений прав истца в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 11.11.2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц в порядке ст. 43 ГПК РФ привлечены: Кольцова З.Р., Кольцов А.В., Кольцова К.В., Миронов А.В., Миронова О.А.
В судебном заседании истец Кольцов А.А. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что спорное жилое помещение находится в его собственности и собственности Кольцовой З.Р. В доме зарегистрированы помимо собственников также Кольцов А.В., Кольцова К.В., Миронова О.А., Миронов А.В., Миронова С.А. и Миронова А.А. Примерно год-два назад он обращался в Администрацию Самсоновского сельского поселения по вопросу организации вывоза мусора от их дома, но получил отказ в связи с тем, что дом Кольцова находится в полосе отвода железной дороги. При обращении в Администрацию Президента РФ, прокуратуру он получал рекомендации обратиться с данным вопросом в Администрацию сельского поселения, поскольку вопросы организации вывоза бытовых отходов находится в ведении сельского поселения, а также в соответствующую организацию, осуществляющую вывоз бытовых отходов. Администрация Костромской области в своем ответе на обращение Кольцова А.А. сообщила, что МУП «Ильинское» Самсоновского сельского поселения рекомендовано направить в адрес Кольцова А.А. проект договора на оказание услуг по вывозу ТКО. Однако, в дальнейшем Кольцов А.А. получил письмо МУП «Ильинское» Самсоновского сельского поселения, из которого следует, что оно не имеет лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности. Тем не менее, Кольцов А.А. указал, что настаивает на заключении договора именно с МУП «Ильинское», поскольку о наличии других организаций, занимающихся вывозом ТКО в Самсоновском сельском поселении, он не знает, данную организацию ему рекомендовала Администрация Костромской области.
Представитель ответчика - МУП «Ильинское» Самсоновского сельского поселения Вятлев А.Н. исковые требования не признал. Пояснил, что для осуществления вывоза ТКО в соответствии с действующим законодательством организация должна иметь лицензию, которой на данный момент у МУП «Ильинское» нет, осуществляется процедура оформления лицензии. В связи с этим МУП «Ильинское» заключает договоры подряда с иной организацией, осуществляющей вывоз ТКО в этом же сельском поселении. Также указал, что вопрос организации площадок для сбора мусора относится к ведению сельского поселения.
Представитель ответчика - Администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, в суд не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Третье лицо Кольцова З.Р. исковые требования Кольцова А.А. считала обоснованными и подлежащими удовлетворению. Пояснила, что в спорном жилом помещении проживает 8 человек, ближайший контейнер для сбора мусора находится в отдалении, дорога к нему не всегда разгребается от снега, что вызывает трудности, особенно когда мусора много. Им приходится вывозить мусор в город на электричке, что неудобно.
Третьи лица Кольцов А.В., Кольцова К.В. исковые требования Кольцова А.А. считали обоснованными и подлежащими удовлетворению, подтвердили пояснения истца и третьего лица Кольцовой З.Р.
Третьи лица Миронов А.В., Миронова О.А. о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии с ч. 5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст.420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Судом установлено, что собственником 2/5 доли жилого дома, расположенного по адресу: (адрес), является истец Кольцов А.А. (л.д. 18).
Согласно справке администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области в указанном жилом доме зарегистрированы 8 человек, а именно: Кольцова З.Р., Кольцов А.В., Кольцов А.А., Кольцова К.В., Миронов А.В., Миронова О.А., Миронова С.А., Миронова А.А. (л.д. 81).
Постановлением Администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от 08.10.2015года № 125 определен перечень мест размещения контейнерных площадок на территории Самсоновского сельского поселения (л.д. 106), из которого следует, что в районе жилого дома истца контейнерная площадка для сбора мусора не предусмотрена. Как следует из пояснений истца и ответчика, ближайшая к дому контейнерная площадка располагается в 500 м.
В то же время согласно п. 2.2.3. «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
В соответствии с п.4.1.7 СП 30-102-99 от 30.12.1999г. мусороудаление территорий малоэтажной жилой застройки, следует проводить путем вывозки бытового мусора от площадок с контейнерами, расстояние от которых до границ участков жилых домов, детских учреждений, озелененных площадок следует устанавливать не менее 50, но не более 100 м.
Кольцов А.А. обратился в МУП «Ильинское» Самсоновского сельского поселения с заявлением о заключении договора на оказание услуг по вывозу ТКО из вышеуказанного жилого дома, в чем ему было отказано ввиду отсутствия у МУП «Ильинское» Самсоновского сельского поселения лицензии на осуществление указанного вида деятельности (л.д. 7).
В соответствие с п. 6 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 года № 155, исполнитель - коммерческая организация не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по вывозу бытовых отходов при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги.
Исполнитель - коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Если исполнитель - коммерческая организация уклоняется от заключения договора, потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно п.п. 3.2, 3.3 Устава МУП «Ильинское» Самсоновского сельского поселения предметом деятельности предприятия является обеспечение устойчивой работы объектов коммунального хозяйства, содержания и обслуживания жилищного фонда Самсоновского сельского поселения. Для достижения целей предприятие вправе осуществлять, в том числе коммунальные услуги и услуги по санитарному содержанию объектов коммунального хозяйства (л.д. 119-127).
В силу п. 2.5 Устава отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, предприятие может осуществлять только на основании лицензии.
Ответчик в качестве обоснования невозможности заключения с истцом договора на оказание услуг по вывозу ТКО ссылается и на то обстоятельство, что у него отсутствует лицензия на осуществление услуги по вывозу ТКО.
Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.
В силу Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности", лицензированию подлежит, среди прочего, деятельность по сбору и транспортированию отходов. Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - лицензирующий орган).
Таким образом, для осуществления деятельности по сбору и транспортировке бытовых отходов организация обязана иметь лицензию.
Довод ответчика об отсутствии такой лицензии подтверждается письменным сообщением Управления Росприроднадзора по Костромской области № от 06.12.2016 года, из которого следует, что МУП «Ильинское» в Управление за предоставлением лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности не обращалось (л.д. 158).
Из изложенного следует, что ответчик МУП «Ильинское» Самсоновского сельского поселения не вправе оказывать истцу или какому-либо иному лицу услуги по вывозу ТКО. Заключение подобного договора нарушило бы нормы действующего законодательства.
Довод истца о том, что о наличии иных организаций, имеющих право на осуществление указанной деятельности на территории Самсоновского сельского поселения, он не знал, а также сообщение ответчика - администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о том, что на территории Самсоновского сельского поселения вывоз твердых коммунальных отходов осуществляет МУП «Ильинское» Самсоновского сельского поселения, иных организаций, осуществляющих деятельность по вывозу твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения нет (л.д. 13), противоречит имеющимся в материалах дела документам. Так, например ООО «Коммунальные системы» осуществляют указанный вид услуги в пределах Самсоновского сельского поселения по договору № от 01.06.2016 года, заключенному между ООО «Коммунальные системы» и МУП «Ильинское» Самсоновского сельского поселения (л.д. 20-25). Кроме того, суду представлен договор возмездного оказания услуг № от 01.07.2016 года, заключенный между ООО «Экрон-САХ» и ОГБУ «Первомайский ПНИ», на осуществление услуг по вывозу и размещению отходов (мусора) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений, расположенных в х. 1 Мая на территории Самсоновского сельского поселения (л.д. 136-137). Данный договор надлежащим образом заверен, сомнений в его достоверности у суда не имеется.
Следовательно, на территории Самсоновского сельского поселения существуют иные организации, осуществляющие деятельность по сбору и вывозу бытовых отходов. Доказательств отказа истцу в предоставлении затребованной услуги другим исполнителем услуги истец не представил.
Совокупность указанных обстоятельств позволяет сделать вывод об отсутствии правовых оснований к понуждению ответчика МУП «Ильинское» Самсоновского сельского поселения к заключению с истцом договора на оказание услуг по вывозу ТКО.
В то же время в соответствие с п.п. 1, 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 и п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно п. 18 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Таким образом, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах Самсоновского сельского поселения является вопросом местного значения органов местного самоуправления Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области. Именно орган местного самоуправления должен определить порядок организации вывоза ЖБО на соответствующем территориальном образовании, определив по этому вопросу гарантирующую организацию, что и позволит решить истцу этот вопрос в частном порядке.
Разрешая требование об установлении площадок для сбора и вывоза ТКО, суд исходит из того, что поскольку в силу закона организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах Самсоновского сельского поселения относится к ведению администрации Самсоновского сельского поселения, обязанность по установке таких площадок должна быть возложена на администрацию Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области.
При этом не имеет юридической значимости то обстоятельство, что дом истца расположен вне границ населенного пункта Обломихино, учитывая законодательно предусмотренную обязанность органа местного образования организовать сбор и вывоз мусора на всей территории муниципального образования, в границах которого расположен дом истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Кольцова Андрея Александровича удовлетворить частично.
Обязать администрацию Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области организовать сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов для населения, проживающего по адресу: (адрес) установить площадку с контейнером для сбора мусора в соответствии с требованиями действующих санитарных норм и правил в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Кольцову Андрею Александровичу в удовлетворении исковых требований, предъявленных к ответчику МУП «Ильинское» Самсоновского сельского поселения об обязании заключить договор на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов - отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.
Судья: Воронова О.Е.
решение в окончательной форме
изготовлено 22 декабря 2016 года
судья: