Решение по делу № 2а-10867/2019 от 10.10.2019

    К делу

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

05 декабря 2019 г.                                                                           г.Краснодар

          Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи          Устинова О.О.,

при секретаре                                       ФИО3,

с участием административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованного лица,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании решений,

    УСТАНОВИЛ:

              ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании решений.

               В обоснование своих требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением Октябрьского районного суда г. Краснодара в рамках уголовного дела наложен арест на имущество ООО «БГ-Инвест» с запретом совершения сделок с ним, а именно на земельный участок площадью 6 600 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край <адрес>, с кадастровым номером 23:49:0205029:23 и на расположенный на нем объект незавершенный строительством площадью 1950,0 кв.м на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

              Согласно постановления Октябрьского районного суда г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ срок наложения ареста продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

               Истец полагает, что указанными постановлениями суда наложен арест на совершение сделок с имуществом застройщика, в результате государственной регистрации договора цессии никакое имущество из собственности застройщика не выбывает, а переходят лишь права требования по договору уступки от одного потребителя к другому, то есть от истца к ФИО7

               ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении регистрационных действий договора цессии, однако ДД.ММ.ГГГГ регистрация была приостановлена по причине зарегистрированного ареста.

               Административному истцу было предложено представить соответствующий акт уполномоченного органа о снятии ареста на имущество либо о принятии иных обеспечительных мер, оформленный в соответствии с действующим законодательством.

              Административный истец полагает решение органа государственной регистрации незаконным, необоснованным, нарушающими его права и интересы, в связи с чем, обратился в суд с настоящим иском.

              В судебном заседании административный истец свои требования поддержал и настаивал на их удовлетворении.

              Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности ФИО4 просила в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая, регистрирующий орган не обладает полномочиями для снятия ареста по собственной инициативе.

              Заинтересованное лицо в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить, пояснив, что все аресты сняты.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

            Согласно ч.ч.8,9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

          При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 данной статьи, в полном объеме.

        Если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

    Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч.9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

            Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ между ООО «БГ-Инвест» и ФИО5 заключен договор долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями детского сада, согласно которого застройщик обязуется построить многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями детского сада на земельном участке площадью 6 600 кв.м., кадастровый , расположенном по адресу: <адрес> после ввода в эксплуатацию передать ФИО5 квартиру, расположенную в блоке 2, этаж 6, строительный .

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и ФИО6К. был заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору участия.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО6К. и ФИО1 был заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору участия.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО7 заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору участия.

Из материалов дела видно, что постановлением Октябрьского районного суда г.Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству заместителя начальника СЧ ГСУ ГУ МВД России по Краснодарскому краю наложен арест на имущество ООО «БГ-Инвест» с запретом совершения сделок с ним, а именно: на земельный участок площадью 6 600 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация Краснодарский край <адрес>, с кадастровым номером 23:49:0205029:23 и расположенный на нем объект незавершенный строительством площадью 1950,0 кв.м на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Октябрьского районного суда г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству руководителя следственной группы следователя СЧ ГСУ ГУ МВД России по Краснодарскому краю, арест на имущество ООО «БГ-Инвест» с запретом совершения сделок с ним, а именно: на земельный участок площадью 6 600 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация Краснодарский край <адрес>, с кадастровым номером 23:49:0205029:23 и расположенный на нем объект незавершенный строительством площадью 1950,0 кв.м продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец и ФИО7 обратились в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении регистрационных действий договора цессии, однако, решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ осуществление регистрационных действий было приостановлено, административному истцу было предложено представить соответствующий акт уполномоченного органа о снятии ареста на имущество либо о принятии иных обеспечительных мер, оформленный в соответствии с действующим законодательством.

Порядок и основания проведения государственной регистрации, а также требования к документам, представляемым на государственную регистрацию, установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно части 3 статьи 1 названного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация носит публичный характер, государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав, в том числе в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" являются вступившие в законную силу судебные акты.

Арест имущества относится к ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимости и подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре недвижимости.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 111 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации наложение ареста является мерой процессуального принуждения, применяемой в целях обеспечения установленного УПК РФ порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора.

В соответствии с частью 1 статьи 115 УПК РФ для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, взыскания штрафа, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, указанного в части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.

Согласно части 2 статьи 29 УПК РФ только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения о наложении ареста на имущество.

Суд рассматривает ходатайство в порядке, установленном статьей 165 УПК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 115 УПК РФ наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение.

Часть 3 статьи 115 УПК РФ предусматривает возможность наложения ареста на имущество, находящееся у других, помимо указанных в части первой той же статьи, лиц, если есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого, либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления, либо для финансирования преступной деятельности.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 25-П в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации внесены изменения, в том числе часть девятая статьи 115 изложена в новой редакции, а также данный Кодекс дополнен статьей 115.1.

Согласно введенному правовому регулированию арест на имущество, находящееся у других лиц, не являющихся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, налагается на определенный судом срок, истечение которого является основанием для отмены ареста на имущество либо отдельных ограничений, которым подвергнуто арестованное имущество (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 27-О).

Арест, наложенный на имущество, либо отдельные ограничения, которым подвергнуто арестованное имущество, отменяются на основании постановления, определения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, когда в применении данной меры процессуального принуждения либо отдельных ограничений, которым подвергнуто арестованное имущество, отпадает необходимость, а также в случае истечения установленного судом срока ареста, наложенного на имущество, или отказа в его продлении (часть 9 статьи 115 УПК РФ).

При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от ДД.ММ.ГГГГ N 813-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 2356-О, отмена указанных мер возможна только лицом или органом, в производстве которого находится уголовное дело и в чьи полномочия входят установление и оценка фактических обстоятельств, исходя из которых снимаются ранее наложенные аресты на имущество.

Таким образом, положения статей 115 и 115.1 УПК РФ в их взаимосвязи с частями 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а равно и часть первая статьи 119 данного Кодекса, наделяют лиц, права и законные интересы которых затронуты в ходе досудебного или судебного производства, правом заявить ходатайство о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений для обеспечения их прав и законных интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 1 УПК РФ порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается УПК РФ, основанным на Конституции Российской Федерации.

Следовательно, снятие данной превентивно-обеспечительной меры возможно лишь при соблюдении соответствующей процессуальной формы, что является одной из гарантий защиты прав и свобод граждан.

Документ, подтверждающий снятие ареста в соответствии с частью 9 статьи 115 УПК РФ, на государственную регистрацию предоставлен не был.

Управление является регистрирующим органом и в круг лиц, установленных частью 2 статьи 1 УПК РФ, не входит.

Из совокупности положений Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" и норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, применяемых с учетом сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позицией, не следует, что регистрирующий орган вправе и обязан самостоятельно определять судьбу ареста, наложенного на недвижимое имущество в рамках уголовного дела. Более того, этот вопрос и не может быть разрешен регистратором, поскольку он не располагает сведениями из уголовного дела обо всех обстоятельствах, влияющих на разрешение вопроса о сохранении либо прекращении ареста.

В соответствии с частью 1 статьи 392 УПК РФ вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Управлением Росреестра по Краснодарскому краю ДД.ММ.ГГГГ проведена государственная регистрация записи об аресте объекта недвижимого имущества: земельного участка площадью 6 600 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация Краснодарский край <адрес>, с кадастровым номером 23:49:0205029:23 и расположенный на нем объект незавершенный строительством площадью 1950,0 кв.м на основании постановления Октябрьского районного суда г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, по истечении срока ареста, данная мера не отменена.

Постановлением Октябрьского районного суда г. Краснодара ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству руководителя следственной группы следователя СЧ ГСУ ГУ МВД России по Краснодарскому краю, арест на имущество ООО «БГ-Инвест» с запретом совершения сделок с ним, а именно: на земельный участок площадью 6 600 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация Краснодарский край <адрес>, с кадастровым номером 23:49:0205029:23 и расположенный на нем объект незавершенный строительством площадью 1950,0 кв.м продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Заинтересованное лицо с соответствующим ходатайством в суд не обращалось.

Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" не наделяет органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, самостоятельным правом на погашение записей в Единый государственный реестр недвижимости, при этом закон не прописывает и специальную процедуру снятия ареста, по истечении срока его действия.

Вместе с тем, в соответствии с частью 13 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" суд или уполномоченный орган, наложившие арест на недвижимое имущество или установившие запрет на совершение определенных действий с недвижимым имуществом либо избравшие залог недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, направляют в орган регистрации прав в срок не более чем три рабочих дня заверенную копию акта о наложении ареста, о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом или об избрании в качестве меры пресечения залога, а также заверенную копию акта о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства.

В силу пункта 8 части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется в течение трех рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства.

При этом, согласно части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", в случае, если указанные в части 13 статьи 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Согласно части 6 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 37 части 1 статьи 26 названного Федерального закона, приостанавливается до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста.

Поскольку на момент рассмотрения Управлением Росреестра по Краснодарскому краю обращения административного истца, каких-либо процессуальных действий по отмене наложенного ареста на имущество не принято, то и у административного ответчика не имелось оснований для осуществления государственных регистрационных действий.

Доказательств, свидетельствующих об отмене установленного судом в рамках уголовного дела ареста на недвижимое имущество, административным истцом представлено не было, а регистрирующий орган не вправе самостоятельно осуществлять прекращение записей об арестах недвижимого имущества.

           В силу ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет требование об оспаривании действий (решений) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями при наличии совокупности двух условий: нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым бездействием и не соответствие оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению

    При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

    Действий (бездействий) административного ответчика, нарушающих требования законодательства, права и законные интересы административного истца, судом не установлено.

    В соответствии с ч.1 с. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

        Оценив представленные суду доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что действия и решения по приостановлению государственной регистрации права, являются обоснованными, соответствующими требованиям действующего законодательства, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным решения – оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца.

Председательствующий:

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2а-10867/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Юдаев Олесий Павлович
Ответчики
Управление Росреестра по КК
Другие
Кузнецов Сергей Геннадьевич
Суд
Ленинский районный суд г. Краснодара
Судья
Устинов О.О.
Дело на сайте суда
krasnodar-leninsky.krd.sudrf.ru
10.10.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
10.10.2019[Адм.] Передача материалов судье
11.10.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
11.10.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
31.10.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2019[Адм.] Судебное заседание
11.06.2020Регистрация административного искового заявления
11.06.2020Передача материалов судье
11.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2020Подготовка дела (собеседование)
11.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.06.2020Судебное заседание
19.11.2019Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
19.11.2019Судебное заседание
05.12.2019Судебное заседание
18.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.02.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее