РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
г. Дербент. 15 марта 2016 г.
Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Сурхаева М.Р.,
при секретаре Алибековой Ч.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Курбановой Р. К. и Курбановой А. К. к администрации МР «Дербентский район» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Курбанова Р.К. и Курбанова А.К. обратились в суд с иском к администрации МР «Дербентский район» о предоставлении им жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Исковые требования обоснованы тем, что они являются социальными сиротами. Постановлением главы администрации Дербентского района опекуном над ними была назначена бабушка ФИО6 до достижения ими совершеннолетия.
Они относиться к категории детей, оставшихся без попечения родителей и имеют право на льготное обеспечение жильем. Однако, до настоящего времени жилое помещение им не предоставлено и своего жилья не имеют.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющими закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью. Отсутствие денежных средств в бюджете района на цели для приобретения жилья или отсутствие муниципального жилого фонда в администрации района не освобождает ее от обязательств, предусмотренных федеральным законодательством.
Просят возложить на ответчика обязанность по обеспечению их жилым помещением не ниже установленных социальных норм, на условиях договора социального найма жилого помещения во внеочередном порядке за счет средств бюджета Республики Дагестан.
В судебном заседании истица Курбанова Р.К. поддержала иск по изложенным в нем основаниям, и вновь привела их суду. Пояснила, что ответчик должен был предоставить ей жилье вне очереди после прекращения опекунства над нею. После окончания ВУЗа в июне 2015 года, по настоящее время нигде не работает и не учится.
В судебном заседании истица Курбанова А.К. поддержала иск по изложенным в нем основаниям, и вновь привела их суду. Пояснила, что ответчик должен был предоставить ей жилье вне очереди после прекращения опекунства над нею. После окончания ВУЗа в июне 2015 года, по настоящее время нигде не работает и не учится.
Представитель администрации по доверенности от 01.03.2016 г. Касумбекова К.Э. иск не признала, пояснила, что в связи с недостаточностью для всех сирот состоящих на учете по предоставлению жилья, денежных средств выделяемых из Республиканского бюджета на приобретение жилья детям сиротам и детям оставшихся без попечения родителей администрация МР «Дербентский район» не имеет возможности предоставление жилья истцам во внеочередном порядке.
В порядке очереди по мере поступления денежных средств истицы будут обеспечены жильем.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд находит иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии с абзацем 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
На территории Республики Дагестан вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Законом Республики Дагестан от 29.12.2004 N 58 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Во исполнение этого закона Постановлением Правительства РД от 02.06.2009 N 161 утвержден "Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан".
Согласно статье 1 Закона Республики Дагестан от 04.12.2004 N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
Статьей 3 данного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право получать из республиканского бюджета Республики Дагестан финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий; дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Республики Дагестан от 29.12.2004 N 58 уполномоченный Правительством Республики Дагестан орган исполнительной власти Республики Дагестан в порядке, установленном законом Республики Дагестан, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом части 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с частью 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Пунктом 8 статьи 8 Закона N 58 предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам Республики Дагестан.
По смыслу перечисленных норм предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязанностью органов местного самоуправления и должно осуществляться на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Судом установлено и следует из материалов дела, постановлением главы администрации Дербентского района № 255 от 17 июля 2008 года опекуном над Курбановой Р.К. и Курбановой А.К. была назначена ФИО6.
Согласно ответа отдела опеки и попечительства МР «Дербентский район» от 15.01.2016 г. № 12, предоставить жилое помещения истицам не имеют возможности в связи с тем, что выделяемые денежные средства из бюджета Республики Дагестан на приобретение жилья детям сиротам и детям оставшихся без попечения родителей недостаточен для всех сирот, состоящих на учете по предоставлению жилья.
Они относиться к категории детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на льготное обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В связи с достижением истицами совершеннолетия попечительство над ними прекращено. Согласно копии диплома от 02 июля 2015 года Курбанова Р.К. окончила ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», с присвоением квалификации «Биохимик».
Согласно копии диплома от 27 июя 2015 года Курбанова А.К. окончила ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», с присвоением квалификации «Бакалавр».
Таким образом, истицы в соответствии с положениями действующего законодательства обладают правом на обеспечение жилой площадью по договору социального найма.
Представителем администрации Дербентского района статус истиц, как детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствие у них жилого помещения, право истиц на получения жилья по договору социального найма не оспаривается.
Кроме того, статьей 3 Закона Республики Дагестан от 04.12.2004 N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа имеют право использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления указанных государственных полномочий.
Суд также учитывает, что ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Исходя из требований ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Из этого следует, что обстоятельства, на которые ссылается ответчик, не могут препятствовать реализации права гражданина на жилище.
Поскольку государство, принятое на себя обязательство в отношении административной истицы не исполнило, имеет место нарушение ее прав, так как право на получение жилья не реализовано, на момент обращения в суд жилье ею не получено.
Доводы представителя ответчика о том, что обязанность предоставления жилья зависит от порядка очередности, суд принимает во внимание, поскольку предоставление истицам жилье внеочередном порядке приведет к нарушению прав детяй-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее состоят на учете и по настоящее время не обеспечены жильем в связи с отсутствием достаточных денежных средств на приобретение жилых помещений.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о возложении на администрацию МР "Дербентский район" обязанности по восстановлению нарушенных прав истицы по получению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
Руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 15.03. 2015 ░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.