Полный текст решения изготовлен 07 июня 2024 года.
2-2191/2024
50RS0005-01-2024-002012-48
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2024 года г. Дмитров
Дмитровский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Калюжной А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Медведевой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО "Расчетно-кассовый центр" к ФИО6 о взыскании задолженности по оплате услуг отопления, пени
УСТАНОВИЛ:
Истец ООО «Расчётно-кассовый центр» обратилось в суд с иском к ответчику о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги в размере <данные изъяты>, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, расходов на оплату государственной пошлины, ссылаясь на то, что ответчик является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. За указанный период у ответчика образовалась задолженность, пени за период просрочки по оплате за жилищно-коммунальные услуги, которую истец просит взыскать с ответчика.
Представитель истца ООО «Расчётно-кассовый центр» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о времени и месте слушания дела.
Ответчик, участвующий в заседании суда, указал, что опломбировка счетчиков учета отопления имеется, расход в квартире исключен, так как жилое помещение не пригодно для проживания, в стадии коробка от застройщика. В рассматриваемом споре истец, требующий оплату тепловой энергии, должен был доказать поставку тепловой энергии, подключение помещения к системе отопления. Вместе с тем, данный факт не был доказан. При этом, стороной ответчика в материалы дела было представлено заявление о применении срока исковой давности по спорным периодам.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Однако, в нарушение принятых на себя обязательств, ответчики не производят своевременно и в полном объеме оплату коммунальных услуг и содержания жилья, что нашло свое подтверждение в судебном заседании.
В соответствии с ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2, 3, 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 6 ст. 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.
В соответствии с п. 1 ч. 7 ст. 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
В силу положений ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как указано в части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как указано в пункте 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 данного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом, ответчик ФИО2 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. К№.
Подпунктом "в" пункта 35 Правил от 06.05.2011 N 354 потребителю запрещено самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Согласно пункту 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отопление и горячее водоснабжение жильцам многоквартирного дома по адресу: <адрес>, поставляется АО «ТЭП», данный многоквартирный дом подсоединен к системе централизованного отопления и оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Как указывает истец, задолженность ответчика по оплате тепловой энергии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с определением мирового судьи судебного участка 192 Дмитровского судебного района МО от ДД.ММ.ГГГГ, судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности за спорный период, по заявлению ООО «РКЦ» отменен по заявлению ФИО2 (л.д.10-11).
Истцом представлена выписка по лицевому счету № за спорный период в графе отопление по счетчику <данные изъяты> (л.д.12-22).
Согласно выписки из домовой книги по <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован ФИО2 (л.д.22,23).
Истец указывает, что до настоящего времени договор теплоснабжения между истцом и ответчиком не заключен, между сторонами сложились фактические договорные отношения по поставке тепловой энергии.
Ответчик, возражая против исковых требований, указала, что истец не осуществляет и никогда не осуществлял поставку тепловой энергии в помещение ответчика, в связи с чем не имеет права требовать ее оплаты.
В обоснование заявленных возражений ответчиком в материалы дела представлена копия акта ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета теплоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ прибор учета №, акт демонтажа прибора учета теплоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ с установкой прибора учета № показания прибора <данные изъяты>, фотографии прибора учета теплоснабжения, согласно которым сведения по счетчику учета не изменились, показания <данные изъяты> также фотографии внутренней обстановки спорной квартиры, которая без чистовой отделки.
В соответствии с п. 4, п. 9 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплопотребляющая установка - устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии. Потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Таким образом, для наличия правоотношений энергоснабжения необходимо наличие у потребителя энергопринимающего устройства (теплопотребляющей установки), присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, способного потреблять поставляемую тепловую энергию.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Таким образом, трубопроводы к теплопотребляющим установкам не относятся, так как они являются тепловыми сетями.
На основании изложенного, суд с учетом обстановки квартиры, наличия <данные изъяты> показателей прибора учета поставляемой тепловой энергии, приходит к выводу об отсутствии услуги в спорном жилом помещении теплоснабжения.
В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом, исходя из смысла приведенных норм, бремя доказывания факта наличия у ответчика теплопотребления, технологического присоединения теплопотребляющего устройства к сетям истца, факт поставки тепловой энергии через присоединенную сеть и объем фактически принятой ответчиком тепловой энергии лежит на истец, однако доказательства данных обстоятельств истцом суду не представлены.
Применительно к приведенным нормам права в совокупности с положениями ст. 56 ГПК РФ в рассматриваемом споре, истец, являющийся теплоснабжающей организацией и требующий взыскания с ответчика платы за тепловую энергию, должен доказать следующую совокупность обстоятельств: факт наличия у ответчика на законном праве теплопотребляющего устройства, отвечающего установленным техническим требованиям; наличие технологического присоединения теплопотребляющего устройства ответчика к сетям истца; факт поставки истцом ответчику тепловой энергии через присоединенную сеть; объем фактически принятой ответчиком тепловой энергии.
Вместе с тем, стороной истца в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ совокупности вышеприведенных обстоятельств не доказал, поскольку трубопроводы к теплопотребляющим установкам в силу Федерального закона от <дата> N 190-ФЗ "О теплоснабжении" не относятся, т.к. они являются тепловыми сетями - совокупностью устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (пункт 5 статьи 2 ФЗ "О теплоснабжении").
Вместе с тем следует отметить, что пункт 3.18 ГОСТ Р 56501-2015, предусматривает, что отопление - это искусственный, равномерный нагрев воздуха, в холодный период года, в помещениях путем теплообмена от отопительных приборов системы отопления, или нагрева поступающего воздуха в такие помещения воздухонагревателями приточной вентиляции, которые подобраны расчетным методом для компенсации тепловых потерь, поддержания на заданном уровне нормативных параметров воздухообмена, температуры воздуха в помещениях и комфортных условий проживания.
В связи с этим, согласно положениям указанного ГОСТ отопление должно происходить от отопительных приборов - теплопотребляющих установок, а не от стен или каких-либо иных "элементов отопления".
В силу пункта 3.19 ГОСТ Р 56501-2015 отопительные приборы - это радиаторы, конвекторы, батареи системы отопления, а также калориферы системы приточной вентиляции (т. 1, л.д. 174 оборот).
Стены, трубопроводы и стояки ГОСТ Р 56501-2015 в качестве отопительных приборов не называет.
Таким образом, при отсутствии поступления тепловой энергии через прибор учета теплоснабжения, суд приходит к выводу о том, что совокупностью вышеуказанных доказательств подтверждается, что истец не осуществляет и никогда не осуществлял поставку тепловой энергии в помещение ответчика. Ответчик тепловую энергию истца не потребляет. Приборы отопления, подключенные к системам теплоснабжения истца, в помещении ответчика, жилое помещение не отапливают. Проходящие по помещению ответчика обратные трубопроводы отопления судом не установлены, истцом суду также не сообщено о наличии таковых.
Установив, что представленные доказательства истца недостаточно подтверждают требования истца, суд отказывает во взыскании суммы начислений по теплоснабжению.
Поскольку пени являются производными от основных требований, оснований для взыскания с ответчика также отсутствуют.
Поскольку требования истца судом оставлены без удовлетворения, то на основании ст. 98 ГПК РФ, суд полагает отказать и в компенсации ответчиком судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ "░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░" ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░