Дело № 2-1586/24
42RS0019-01-2023-009560-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области
В составе председательствующего судьи Мухиной И.Г.
При секретаре Краевой Е.В.,
С участием прокурора Пономарева А.Ю.,
Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
18 июня 2024 года
Дело по иску Администрации г.Новокузнецка к Мамедовой О. В. об изъятии жилого помещения и встречному иску Мамедовой О. В. к Администрации г.Новокузнецка о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Новокузнецка обратилась в суд с иском к Мамедовой О.В. об изъятии жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что Мамедова О.В. является собственником жилого помещения по <адрес> общей площадью 48,4 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ дом признан аварийным и подлежащим сносу. Земельный участок изъят для муниципальных нужд. Дом включен в адресную программу по переселению граждан на 2019-2024 годы. Мамедова О.В. приобрела жилое помещение после его признания аварийным, ей направлено соглашение о выкупной стоимости, но до настоящего времени соглашение не заключено, с какими-либо требованиями не обращается.
Просит изъять жилое помещение по адресу <адрес> путем выкупа у собственника Мамедовой О.В., предоставив выкупную стоимость взамен изымаемого жилого помещения в размере 1 500 000 руб. Прекратить право собственности Мамедовой О.В. на жилое помещение по <адрес> после выплаты выкупной стоимости.
Мамедова О.В. обратилась в суд со встречным исковым заявлением к Администрации г.Новокузнецка о предоставлении жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что она не знала о том, что многоквартирный жилой дом признан аварийным в 2016 году, и ее жилое помещение включено в региональную адресную программу по переселению из аварийного жилья, при покупке квартиры в 2020 году такие данные в Росреестре отсутствовали, в связи с чем, выплата в размере 1 500 000 руб. не сможет компенсировать ей затраты на приобретение жилья. Она выбрала способ обеспечения жилищных прав путем предоставления жилого помещения взамен ветхого.
Представитель Администрации г.Новокузнецка не явился, извещен о судебном заседании, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебном заседании Мамедова О.В. встречные исковые требования поддержала, пояснила, что квартира приобретена ею в ипотеку, в связи с чем, она выплачивала проценты по ипотеке, основной долг еще не погашен, поэтому компенсационную выплату придется отдать в счет погашения долга по кредиту. Оставшейся суммы не хватит для приобретения жилья. О том, что дом признан аварийным она не знала. Первоначальные требования не признала.
Прокурор дал заключение об обоснованности требований об изъятии жилого помещения.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Администрации г.Новокузнецка не подлежат удовлетворению, требования Мамедовой О.В. следует удовлетворить.
Согласно п.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно п.2 ст.32 ЖК РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п.4 ст.32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Согласно п.7 ст.32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно п.8 ст.32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Согласно п.9 ст.32 ЖК РФ если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
В силу ч.1 ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.16 названного Закона Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Согласно ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Согласно ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Согласно ст.45 Устава г.Новокузнецка Постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 07.12.2009 N 11/117 (ред. от 14.07.2010) "О принятии Устава города Новокузнецка в новой редакции" Администрация города и ее органы обладают всеми полномочиями по осуществлению исполнительно-распорядительных функций на территории городского округа, отнесенных законодательством к компетенции органов местного самоуправления, за исключением полномочий, находящихся в исключительной компетенции городского Совета народных депутатов и Главы города.
В пределах своих полномочий Администрация города: осуществляет контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно ст.56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:
1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения);
2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;
3) органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Согласно п.1 ст.56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано:
1) решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории);
2) международным договором Российской Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного договора);
3) лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя);
4) решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Как разъяснено в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
В соответствии с п.2 ст.239.2 ГК РФ в случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.
В силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Частью 8.2 ст.32 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Судом установлено, что истец Мамедова О.В. является собственником жилого помещения общей площадью 48,4кв.м., находящегося в многоквартирном доме по <адрес>, приобретенного за счет кредитных денежных средств (п.2.2.1 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается выписками ЕГРН и не оспаривается сторонами.
Многоквартирный жилой дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу заключением Межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ и Распоряжением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Также, Администрацией г.Новокузнецка вынесено Распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии земельных участков для муниципальных нужд нежилых помещений, в том числе, в отношении жилого помещения по <адрес>
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области № 199 от 29.03.2019 утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» на 2019-2024 годы. Согласно данной программе, многоквартирный жилой дом по адресу <адрес> включен в список переселения граждан.
Как следует из искового заявления и объяснений сторон, в адрес Мамедовой О.В. направлен проект Соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, однако, данное соглашение истцом не подписано, поскольку она не согласна с выкупной ценой, определенной в сумме, соответствующей стоимости приобретенного жилья – 1 500 000 руб., о чем ею подавались заявления в Управление по учету и приватизации жилых помещений Администрации г.Новокузнецка, ссылаясь на то, что она не знала об аварийности дома на момент приобретения жилого помещения.
Таким образом, оглашение об изъятии жилых помещений с собственником не заключено.
Мамедова О.В., оспаривая требования Администрации г.Новокузнецка об изъятии жилого помещения путем предоставления выкупной стоимости, равной стоимости его приобретения, указывает доводы о том, что ею выбран способ переселения путем предоставления жилых помещений.
Исходя из правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Разрешая спор и возлагая обязанность на ответчика предоставить истцам жилые помещения, суд принимает во внимание конкретные обстоятельства по делу, а именно, тот факт, что Администрацией города Новокузнецка при наличия заключения Межведомственной комиссии о признании дома аварийным с 2016 года не направил такие сведения в регистрирующий орган, в связи с чем, собственники свободно распоряжались жилыми помещениями, не ставя в известность покупателей о непригодности проживания в таком жилом помещении. Банком одобрена сделка по ипотеке и принято жилое помещение в залог, поскольку сведения о непригодности такого помещения к проживанию и невозможности в дальнейшем реализовать предмет залога у банка также отсутствовали, что является фактическим обстоятельством по делу, учитывая, что в ЕГРН на момент регистрации сделки отсутствовали сведения о принятии решения об аварийности дома (выписка ЕГРН от 29.12.2020 – л.д. 55).
При этом, из объяснений Мамедовой О.В. следует, что в случае, если бы она знала об аварийности дома и правовых последствиях приобретения жилого помещения после его признания аварийным, она бы не стала его приобретать.
Суд принимает во внимание, что ввиду бездействия Администрации г.Новокузнецка на настоящий момент Мамедова О.В. оказалась в крайне невыгодных условиях, поскольку квартира приобретена в ипотеку, в связи с чем, она выплачивала проценты по кредиту и при изъятии жилого помещения обязательства по кредиту в части выплаты основного долга должны быть исполнены в связи с прекращением права собственности заемщика в отношении предмета ипотеки. Приобретение Мамедовой О.В. иного жилья взамен ветхого на тех же условиях кредитования является предположением, не подтвержденным документально.
Также, суд учитывает те обстоятельства, что квартира по <адрес> приобретена истцом для личного проживания с членами семьи, а не в целях инвестирования, является единственным жильем для Мамедовой О.В. и членов ее семьи. Мамедова О.В. не состоит в браке, на ее иждивении находится несовершеннолетний сын <данные изъяты> г.р. Кроме того, в квартире зарегистрированы и проживают другие члены семьи, что следует из поквартирной карточки, для которых она является единственным жильем, включая <данные изъяты> (справка от ДД.ММ.ГГГГ), в связи с чем, изъятие жилого помещения на условиях, заявленных Администрацией г.Новокузнецка, в соответствии п.8.2 ст.32 ЖК РФ приведет к ухудшению жилищных и социальных условий Мамедовой О.В. и членов ее семьи, включая несовершеннолетних детей, поскольку выплата в размере 1 500 000 руб. с учетом имеющихся финансовых обязательств, связанных с приобретением квартиры по <адрес>, не обеспечит их надлежащими жилищными условиями.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в данном случае положения п.8.2 ст.32 ЖК РФ не подлежат применению, поскольку данная норма была принята законодателем во избежание инвестирования в такие объекты недвижимости. В данном случае со стороны Мамедовой О.В. не усматривается инвестирование в аварийный и подлежащий сносу объект недвижимости в целях получения в дальнейшем, в связи с чем суд считает, что обеспечение жилищных прав, в данном, конкретном случае, Мамедовой О.В. должно основываться на положениях п.3 ст. 2, ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ, частей 8 и 8.1 ст.32 ЖК РФ и исходя из даты вынесения Распоряжения об изъятии жилых помещений (19.07.2022), а не даты признания дома аварийным.
В соответствии с указанными нормами закона собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как указано выше, Мамедовой О.В. выбран способ переселения путем предоставления жилого помещения взамен ветхого равноценного занимаемому.
Суд, руководствуясь положениями ст.32 ЖК РФ, п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" приходит к выводу, что, поскольку жилой многоквартирный дом, в котором находится принадлежащее Мамедовой О.В. жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу и включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, ею избран способ обеспечения своих прав путем предоставления иного жилого помещения в собственность взамен аварийного, следовательно, исковые требования об обязании Администрации г.Новокузнецка предоставить Мамедовой О.В. жилое помещение равное по площади изымаемому являются законными и подлежат удовлетворению. Следовательно, исковые требования Администрации г.Новокузнецка об изъятии жилого помещения в соответствии с положениями п.8.2 ст.32 ЖК РФ не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Администрации г.Новокузнецка в удовлетворении исковых требований к Мамедовой О. В. об изъятии жилого помещения путем выкупа. Встречные исковые требования Мамедовой О. В. удовлетворить.
Обязать Администрацию г.Новокузнецка Кемеровской области предоставить взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> с кадастровым номером № общей площадью 48,4 кв.м. на праве собственности другое благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 48,4 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте города Новокузнецка Кемеровской области.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Центральный районный суд г.Новокузнецка в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 25.06.2024.
Председательствующий: И.Г.Мухина