Судья ФИО5Дело [номер]УИД 52RS0[номер]-19 | Дело [номер] |
ФИО3 ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. ФИО2 06 февраля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 областного суда в составе:
председательствующего судьи ФИО6,
судей ФИО12, ФИО14 Т.С.
с участием прокурора ФИО8
при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО9
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города ФИО2
на решение ФИО3 районного суда города ФИО2 от [дата] по иску [адрес] города ФИО2, в интересах ФИО1, к администрации горда ФИО2 о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
заслушав доклад судьи ФИО12,
установила:
[адрес] города ФИО2, в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к администрации города ФИО2 о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, указывая, что прокуратурой [адрес] города ФИО2 проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа органами местного самоуправления в ходе которой установлено следующее. ФИО1 [дата] г.р. с [дата] состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. [дата] ФИО1 достигла возраста совершеннолетия. В силу изложенного ФИО1 имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным и иметь общую площадь не менее 30 кв.м. Вместе с тем, до настоящего времени отдельное благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормой предоставления как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО1 не предоставлено. Обязанность по обеспечению права ФИО1 на жилое помещение возложена на администрацию горда ФИО2. ФИО1 обратилась в прокуратуру [адрес] с заявлением о защите нарушенных прав.
[адрес] города ФИО2 просил суд обязать администрацию города ФИО2 предоставить ФИО1, [дата] г.р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее 30 кв.м.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора ФИО10 исковые требования поддержал.
Истец ФИО1 в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика администрации города ФИО2 Ю.С. в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения извещены в установленном законом порядке.
Решением ФИО3 районного суда г. ФИО2 от [дата] постановлено:
Исковые требования [адрес] города ФИО2, в интересах ФИО1, к администрации города ФИО2 о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, удовлетворить.
Обязать администрацию города ФИО2 предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированного жилого помещения, в черте города ФИО2, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 30 кв.м.
В апелляционной жалобе администрации города ФИО2 поставлен вопрос об отмене постановленного по делу судебного решения как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права.
Заявитель, не оспаривая право истца на получение благоустроенного жилого помещения, указывает, что в связи с действующими положениями закона органы местного самоуправления наделены отдельными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, за исключением приобретения жилых помещений. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями возможно только после передачи жилых помещений правительством ФИО3 [адрес] в муниципальную собственность.
В возражениях на апелляционную жалобу министра Министерства строительства ФИО3 [адрес] ФИО11 указано на необоснованность доводов жалобы и оставлении решения суда без изменения.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции участники процесса не явились, не представили доказательств уважительности причин своего отсутствия, равно как и ходатайств об отложении судебного заседания, извещались надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания путем направления судебных извещений, кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте ФИО3 областного суда www.oblsudnn-nnov.sudrf.ru и www.oblsudnn.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 327, частями 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 областного суда приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1, [дата] года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением главы администрации [адрес] г.Н.ФИО4 от [дата] [номер]-р признан факт невозможности проживания ФИО1, в [адрес]А по [адрес] г.Н.ФИО4, а также истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г.Н.ФИО4.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществ и сделок с ним от [дата], сведения о наличии объектов недвижимости в собственности ФИО1 отсутствуют.
Полагающееся по закону жилое помещение ФИО1 предоставлено не было.
Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении заявленных по делу требований, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости возложения на администрацию г. ФИО2 обязанности предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы нарушений норм материального права судом при вынесении решения не допущено.
В соответствии со статьей 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от [дата] №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Аналогичные положения содержатся в статье 5 Закона ФИО3 [адрес] от [дата] [номер]-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и главе 3.3-1 Закона ФИО3 [адрес] «О жилищной политике в ФИО3 [адрес]».
Кроме того, согласно пункту 3.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства ФИО3 [адрес] от [дата] [номер], специализированное жилое помещение предоставляется по месту жительства лица, включенного в список, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта.
В случае отсутствия на территории муниципального образования по месту жительства лица, включенного в список, специализированного жилого помещения, соответствующего требованиям, установленным пунктом 3.3 настоящего Порядка, специализированное жилое помещение с согласия лица, включенного в список, предоставляется не по месту его жительства, а в другом муниципальном образовании, на территории которого имеются свободные специализированные жилые помещения, включенные в специализированный жилищный фонд муниципального образования, органом местного самоуправления которого принято решение о включении лица в список.
В случае, если в заявлении о включении в список указано иное муниципальное образование и органом местного самоуправления иного муниципального образования принято решение о включении указанного лица в список иного муниципального образования, специализированное жилое помещение предоставляется не по месту его жительства, а на территории иного муниципального образования.
Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Согласно Закону ФИО3 [адрес] от [дата] [номер]-з «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ФИО3 [адрес] отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений», органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений:
по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, за исключением приобретения жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления городского округа город ФИО2 (ст.2 п.6)
Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений указанной выше категории граждан является обязанностью органов местного самоуправления, в данном случае - администрации г. ФИО2.
Доводы заявителя жалобы о том, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями возможно только после передачи жилых помещений правительством ФИО3 [адрес] в муниципальную собственность, и принятое судом решение неисполнимо, являются несостоятельными.
Согласно п. 3.3 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства ФИО3 [адрес] от [дата] [номер], специализированное жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта. [адрес] специализированного жилого помещения не может быть меньше нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв. м) и не может превышать указанную величину более чем на 50 процентов.
Положениями Закона ФИО3 [адрес] от [дата] [номер]-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ФИО3 [адрес] отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» установлено, что органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений, в том числе по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями
Законом ФИО3 [адрес] от [дата] [номер]-З «О жилищной политике в ФИО3 [адрес]» в ст. 10 установлено, что распоряжение жилыми помещениями жилищного фонда ФИО3 [адрес] осуществляется уполномоченными Правительством ФИО3 [адрес] органами исполнительной власти ФИО3 [адрес], в том числе, путем предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда ФИО3 [адрес] для социальной защиты отдельных категорий граждан.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории граждан является обязанностью органов местного самоуправления, в данном случае администрации г. ФИО2.
Отсутствие у администрации полномочий на приобретение жилых помещений не является препятствием для выполнения обязанности по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, поскольку имеется разработанный механизм получения администрацией города данных помещений для последующего предоставления. В случае нарушения обязательств по передаче жилья в муниципальную собственность для отнесения к специализированному жилищному фонду и предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, администрация вправе обратиться в установленном законом порядке для разрешения возникшего правового конфликта.
Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.
В этой связи судебная коллегия отмечает, что осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа, поскольку отсутствие материальных ресурсов не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.
Изложенные в решении выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, основания к отмене решения суда, предусмотренные ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ, основания к отмене решения суда, установленные ст. 330 ГПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение ФИО3 районного суда г. ФИО2 от [дата] оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено [дата].