Решение по делу № 33-8468/2024 от 01.04.2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД

    РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    дело № 2-4817/2023 (33-8468/2024)

    03RS0004-01-2023-004283-73

г. Уфа                                                6 мая 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего                 Кривцовой О.Ю.,

судей                                  Гиндуллиной Г.Ш. и Мугиновой Р.Х.

при секретаре                    Хазиповой Я.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 12 октября 2023 г., по иску Трухина А.А. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка.

Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю., судебная коллегия

        у с т а н о в и л а:

Трухин А.А. обратился в суд с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - МЗИО) о возложении обязанности подготовить проекты договоров купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №... по адресу: адрес переправа, и земельного участка с кадастровым номером №... по адресу: адрес переправа, по цене, установленной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2014 г. № 629 «О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках», по ставке 25% от кадастровой стоимости.

Заявленные требования мотивированы тем, что Трухин А.А. является собственником объектов недвижимости: 1) склада с кадастровым номером №... общей площадью 1034 кв. м, по адресу: адрес переправа, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от дата; 2) склада с кадастровым номером №... общей площадью 2153,9 кв. м, расположенного по адресу: адрес переправа, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата Указанные объекты возведены в 1985 г.

В связи с вышеуказанным 31 мая 2023 г. Трухин А.А. обратился в МЗИО о предоставлении спорных земельных участков в собственность за плату, в чем письмами от дата №... и №... отказано в виду расположения испрашиваемых участков в границах красных линий и что в границах участка с кадастровым номером №... не расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности истца.

Отказы в предоставлении земельных участков в собственность за плату истец полагает незаконными, так как они не заняты объектами общественного пользования (площадями, улицами, проездами и т.п.); земельные участки не изъяты в установленном законом порядке; отметок о красных линиях не имеется, земельные участки не зарезервированы; каких-либо ограничений в отношении испрашиваемых земельных участков не имеется; истец открыто и добросовестно пользуется земельными участками, и следует учитывать давность владения нежилыми объектами с 1985 г.

Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 12 октября 2023 г. исковые требования Трухина А.А. удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе МЗИО ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, полагая, что поскольку испрашиваемые истцом земельные участка находятся в границах красных линий, утвержденных в установленном законом порядке, не оспорены и недействительными не признаны, то в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат передаче истцу в собственность, понуждение ответчика к заключению договоров купли-продажи нарушает положения статьи 10 Конституции Российской Федерации - принцип распределения властей.

Истец Трухин А.А., представитель третьего лица - Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали. В связи с чем, на основании статей 117, 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся.

        Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя МЗИО - А.Д.Д. поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Трухина А.А. - Н.Э.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, не оспаривалось сторонами, что спорными являются земельные участки:

1) с кадастровым номером №... площадью 3645 +/-21 кв. м, категории: земли населенных пунктов, разрешенное использование: деловое управление, склады, по адресу: адрес переправа, около адрес, в пределах которого по данным Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) какие-либо объекты недвижимости отсутствуют, земельный участок образован путем образования из земель, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности, и поставлен на кадастровый учет 19 мая 2023 г.; имеет ограничения, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, зона затопления территории г. Уфы, затопляемая водами р. Белая, ее притоков при половодьях на 1% обеспеченности, тип зоны: иная зона с особыми условиями использования, водоохранная зона по реке Белая, тип зоны: водоохранная зона, охранная зона ТП-923 (КТП-6/0,4кВ) ООО «Башкирэнерго», тип зоны: охранная зона инженерных коммуникаций;

2) с кадастровым номером №... площадью 3623 кв. м, категории: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый складскими помещениями, по адресу: адрес переправа, поставленный на кадастровый учет 25 июня 2004 г., в пределах которого по данным ЕГРН расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., предоставленный Трухину А.А. в аренду сроком с 5 декабря 2012 г. до 1 января 2015 г.

Обосновывая принадлежность на праве собственности объектов недвижимости, Трухин А.А. представил суду: 1) выписку из ЕГРН, согласно которой 21 января 2009 г. за Трухиным А.А. зарегистрировано право собственности на склад с кадастровым номером №... площадью 1034 кв. м, инвентарный №..., расположенный в пределах земельного участка с кадастровым номером №...; 2) копию свидетельства о государственной регистрации права, согласно которой 2 ноября 2010 г. за Трухиным А.А. зарегистрировано право собственности на нежилое здание с кадастровым номером №... площадью 2153,9 кв. м, инвентарный №..., литера А, по адресу: адрес переправа около адрес, на основании решения Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 5 октября 2010 г.

По запросу суда представлены технические паспорта на вышеуказанные объекты недвижимости с инвентарными номерами №... и №..., из которых усматривается, что впервые склад с инвентарным номером №... по адрес переправа, литеры А, Б, рядом с домом №..., учтены по состоянию на 14 апреля 2004 г., внесены 17 сентября 2004 г. сведения о собственнике Трухине А.А. на основании свидетельства о регистрации права.

Из технического паспорта, составленного по состоянию на 3 декабря 2009 г., усматривается, на указанную дату в адрес переправа около адрес имеется склад с литерой В, возведенный самовольно, и как выше указано, право на который зарегистрировано за истцом на основании решения суда.

Из содержания указанных технических паспортов следует вывод, что склады построены: литера А в 2008 г. (л.д. 79 оборот), литера Б в 2007 г. (л.д. 76 оборот), литера В 2009 г. (л.д. 73 оборот), в связи с чем, указанное противоречит доводу истца о владении спорным имуществом с 1985 г., ранее вышеприведенного технических учет строений не производился, сведения о строительстве в 1985 г. и принадлежности их с указанного времени на каком-либо праве и кому-либо в материалы дела не представлены.

Вместе с тем, все склады с литерами А, Б, В, согласно ситуационным планам в технических паспортах, располагаются на одном земельном участке по адрес переправа, около адрес, что наглядно видно из ситуационных планов (л.д. 72 оборот, 75 оборот, 78 оборот, 85 оборот) и который, по представленным Главным управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан схеме и ответу (л.д. 132, 133), с кадастровым номером №..., частично расположен на территории общего пользования в границах красных линий улицы №..., приведены координаты красных линий, и указано, что земельный участок с кадастровым номером №... на публичной кадастровой карте Республики Башкортостан не значится. Из схемы расположения земельных участков при сопоставлении с техническими паспортами усматривается, что красные линии проходят по складу с литерой В.

Управлением по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Трухину А.А. сообщено, что согласно проекту планировки жилого района «Нижегородка» в Ленинском и Советском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденному постановлением администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 7 марта 2010 г. № 1202, земельные участки с кадастровыми номерами №... и 02:55:010429:38 попадают в полосу отвода транспортной развязки.

Вышеуказанной постановление от дата №... опубликовано дата на официальном сайте администрации городского округа адрес Республики Башкортостан (частичная распечатка приобщена к материалам дела), из него следует, что утвержден проект планировки жилого района «Нижегородка» в Ленинском и адресх городского округа адрес Республики адресю 812,0 га в составе: чертежи планировки - приложение №... с отображением красных линий, линий регулирования застройки, осей улиц, линий дорог и проездов.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Трухин А.А., суд первой инстанции пришел к выводу, что истец является собственником объектов недвижимости, расположенных на спорных земельных участках; земельные участки с кадастровыми номерами №... и №... по адресу: адрес переправа поставлены на кадастровый учет, а также каких-либо ограничений прав, установленных органами государственной власти или местного самоуправления в отношении испрашиваемых земельных участков, не зарегистрировано; решение об изъятия указанных земельных участков не принималось; учел давность владения объектов недвижимости, расположенных на вышеуказанном земельном участке с 1985 г.

Исходя из вышеприведенных и установленных обстоятельств дела, вывод суда первой инстанции о давности владения истцом объектами недвижимости, расположенными на испрашиваемых земельных участках, с 1985 г. не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, из которых усматривается, что наиболее раннее строение - склад возведено в 2007 г., сведений о наличии как таковых объектов недвижимости с 1985 г. и по настоящее время, и принадлежности их кому-либо, в том числе истцу с указанного времени в материалы дела не представлено.

Вместе с тем, судом первой инстанции при разрешении спора не учтено, что, действительно, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках в соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Однако подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 36.16 упомянутого Кодекса.

В данной статье в числе прочих приведены следующие основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6); указанный в заявлении о предоставлении земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации в пункте 27 Обзора судебной практики № 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 февраля 2017 г., по смыслу приведенной нормы Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 25 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.

На основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Под красными линиями понимаются линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

По смыслу указанных законоположений, а также исходя из разъяснений, изложенных в пункте 19 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15 ноября 2017 г., правомерным является отказ в предоставлении в собственность земельного участка, который входит в границы планируемого размещения объектов транспорта, а также автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального или местного значения.

Вопреки выводам суда первой инстанции и доводам предъявленного Трухиным А.А. иска, доказательства расположения земельных участков, на приобретение в собственность которых претендует истец, в границах красных линий проектируемых проездов, утвержденных постановлением главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17 марта 2010 г. № 1202, представлены.

Проект планировки и проект межевания территории жилого района «Нижегородка» в Ленинском и Советском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан утвержден по результатам публичных слушаний постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17 марта 2010 г. № 1202.

Документация по планировке территории размещена на общедоступном официальном сайте Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, (http:gorodufa.ru), принята, утверждена и опубликована в соответствии с положениями статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Генеральный план городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правила землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, проект планировки и проект межевания территории жилого района «Нижегородка» в Ленинском и Советском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан утверждены по результатам публичных слушаний постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17 марта 2010 г. № 1202, являются действующими, никем не оспорены и не признаны судами незаконными.

Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории является одним из видов градостроительной документации, разрабатываемой органом местного самоуправления при подготовке документации по планировке территории.

Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.

В свою очередь, разработка документов территориального планирования муниципального образования по смыслу норм статей 8, 9, 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации относится к числу публичных полномочий органа местного самоуправления в области градостроительной деятельности, а в силу статьи 2 названного Кодекса обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования относится к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

В силу части 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Из предоставленного Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в числе документов увеличенного фрагмента проекта планировки территории жилого района «Нижегородка» в Ленинском и Советском районах городского округа г. Уфа Республики Башкортостан усматривается, что испрашиваемые истцом земельные участки частично вошли в зону территории для размещения дороги, которые в настоящее время находятся в границах установленных проектом планировки данного жилого района «красных линий».

Мнение стороны истца и вывод суда первой инстанции о том, что каких-либо ограничений прав, установленных органами государственной власти или местного самоуправления, в отношении испрашиваемых земельных участков, не зарегистрировано, является ошибочным, так как ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (пункт 1 статьи 4), действовавшего на период принятия вышеуказанного постановления органом местного самоуправления, к таким ограничениям не относится государственная регистрация документов территориального планирования с установленными, в частности, красными линиями.

В настоящее время Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также - Закон № 218-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно названному федеральному закону, а также с ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных этим федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН (часть 1 статьи 1).

ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (пункт 2 части 2 статьи 7 Закона № 218-ФЗ), и не предусматривает внесение в ЕГРН сведений о красных линиях, установление и изменение которых регламентируется в частности Градостроительным кодексом Российской Федерации, который, как и иные нормативные акты, не возлагает на уполномоченный орган, принявший решение об утверждении красных линий, осуществить регистрацию.

Учитывая вышеприведенные и установленные по делу обстоятельства, что в силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки, в соответствии с действующим проектом планировки территории испрашиваемые заявителем в собственность земельные участки частично попадают в зону размещения объекта местного значения, в границы красных линий, порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории городского округа определен в статьях 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предполагает обязательное проведение публичных слушаний, заявителем документация по планировке не оспорена, отказ МЗИО в представлении земельных участков в собственность истца является законным и у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для понуждения МЗИО подготовить проекты договоров купли-продажи испрашиваемых истцом земельных участков.

Наличие у истца исключительно права на приобретение земельных участков в собственность не отменяет необходимость соблюдения требований градостроительного и земельного законодательства.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе Трухину А.А. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 12 октября 2023 г. отменить.

    Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Трухина Андрея Анатольевича к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о возложении обязанности подготовить проекты договоров купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №... по адресу: адрес переправа, и земельного участка с кадастровым номером №... по адресу: адрес переправа, по цене, установленной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2014 г. № 629 «О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках» по ставке 25% от кадастровой стоимости - отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара), путем подачи кассационной жалобы в суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 мая 2024 г.

33-8468/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Трухин Андрей Анатольевич
Ответчики
Министерство земельных и имущественных отношений Республики башкортостан
Другие
Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации ГО г.Уфа
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
02.04.2024Передача дела судье
06.05.2024Судебное заседание
17.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2024Передано в экспедицию
06.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее