Решение по делу № 2а-1910/2020 от 19.08.2020

Дело № 2а-1910/2020

44RS0002-01-2020-002773-47

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 октября 2020 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе судьи Королевой Ю.П.,

с участием административного истца Молоторенко А.С., представителя административного ответчика Лепихина В.С.,

при секретаре помощнике судьи Демидовой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Молоторенко А. С. к прокуратуре г. Костромы, прокуратуре Костромской области о признании незаконным бездействия по не рассмотрению обращения, обязании рассмотреть обращение и принять меры реагирования,

установил:

Молоторенко А.С. обратился в суд с административным иском к прокуратуре г. Костромы о признании незаконным бездействия по не рассмотрению его обращения от 15 октября 2019 г., обязании административного ответчика рассмотреть обращение и принять меры административного реагирования.

Требования мотивированы тем, что 28 сентября 2019 г. истец, являясь <данные изъяты> около 13 час. со стороны улицы пытался сфотографировать часть ворот Управления <данные изъяты> и размещенный около ворот стенд. Неожиданно к нему подошли два сотрудника <данные изъяты>, из которых представился только один, - <данные изъяты>. Указали, что здесь находится режимный объект, на котором нельзя производить съёмку, попросили удалить фотосъёмку и пройти с ними на КПП для задержания и выяснения обстоятельств и установления личности. Далее истцу внутри помещения КПП сотрудники <данные изъяты> угрожали применением физической силы и держали в коридоре, не предоставив возможности сидеть, пить воду, не говоря о том, что он был лишён пищи. На неоднократные просьбы представиться, никто из сотрудников <данные изъяты> не назвался. У Молоторенко А.С. был отобран мобильный телефон, в предоставлении возможности произвести звонок было отказано. Истца заставили под угрозой применения физической силы вытащить всё из карманов, но и после этого обыскали. Всё это осуществлялось в отсутствие понятых. Около 15 час. 30 мин. Молоторенко А.С. почувствовал острую боль в области живота, попросил вызвать скорую медицинскую помощь, но ему в этом было отказано. В 17 час. Молоторенко А.С. вернули мобильный телефон, отвезли в отдел полиции для дачи объяснений и освободили в 19 час. 00 мин, то есть он был без каких-либо законных оснований лишён свободы, задержан с 12 час. 55 мин. до 19 час. 00 мин. Какого-либо протокола составлено не было, тем самым нарушены положения ст.ст. 27.3 и 27.4 КоАП РФ. С него было лишь взято объяснение. Такое задержание, без всяких причин и составления протокола, квалифицируется статьёй 5 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод как произвольное задержание. В период задержания на КПП <данные изъяты> туда прибыл сотрудник <данные изъяты>, и они все стали требовать от Молоторенко А.С. признания в терроризме, что, кроме того, является жестоким и унижающим человеческое достоинство обращением, что запрещено ст. 3 Европейской Конвенции и ст. 21 Конституции РФ. Кроме того, запретив проведение фотосъёмки, изъяв средство связи, фотографирования, незаконно удерживая несколько часов в помещении КПП, сотрудники <данные изъяты> нарушили профессиональные права Молоторенко А.С. как <данные изъяты> С более подробной жалобой Молоторенко А.С. для принятия мер прокурорского реагирования обратился 15 октября 2019 г. в прокуратуру города Костромы. Однако, до настоящего времени какого-либо ответа на указанную жалобу не получено, в связи с чем нарушены права истца как гражданина на обращение в органы государственной власти, предусмотренные ст. 33 Конституции РФ и Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан и организаций».

В ходе рассмотрения дела установлено, что обращение Молоторенко А.С. из прокуратуры г. Костромы было перенаправлено для рассмотрения в прокуратуру Костромской области. В этой связи к участию в деле в качестве административного ответчика была привлечена прокуратура Костромской области, исковые требования Молоторенко А.С. уточнены.

В соответствии с уточненными исковыми требованиями Молоторенко А.С. просит суд признать незаконным бездействие прокуратуры г. Костромы по не уведомлению истца о перенаправлении его обращения в прокуратуру Костромской области; признать незаконным бездействие прокуратуры Костромской области по не рассмотрению его обращения от 15 октября 2019 г., обязать прокуратуру Костромской области рассмотреть обращение и принять меры административного реагирования.

В судебном заседании административный истец Молоторенко А.С. поддержал заявленные исковые требования с учетом их уточнения.

Представитель прокуратуры Костромской области Лепихин В.С. в судебном заседании полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку прокуратурой г. Костромы истец был уведомлен о перенаправлении его обращения в прокуратуру Костромской области. Прокуратура Костромской области в установленный срок рассмотрела обращение Молоторенко А.С. и дала на него ответ, не усмотрев необходимости принятия мер прокурорского реагирования, разъяснив о проведении процессуальной проверки в следственном отделе по доводам заявителя о незаконности действий сотрудников правоохранительных органов. Изучение причин, по которым заявителем не был получен ответ, не входит в компетенцию органов прокуратуры.

Представитель административного ответчика прокуратуры ... в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, надзорное производство по обращению Молоторенко А.С., суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо одновременное наличие следующих условий: несоответствие их нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, иных лиц, создание препятствий к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или незаконное возложение каких-либо обязанностей.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33), защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45, часть 2), в том числе путем обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц. Указанные права, по смыслу Конституции Российской Федерации, в частности ее статьи 21 (часть 1), которая, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 мая 1995 года № 4-П, требует рассматривать гражданина не как объект государственной деятельности, а как равноправного субъекта, могущего защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов, предполагают не только право подать в соответствующий государственный орган или должностному лицу заявление, ходатайство или жалобу, но и право получить на это обращение адекватный ответ.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ), которым устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч. 2 ст.1 Закона № 59-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Статьей 3 Закона № 59-ФЗ установлено, что правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Под обращением гражданина понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (ст. 4 Закона № 59-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ч. 1 ст. 12 Закона № 59-ФЗ).

На основании ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

В силу п. 1 ст. 11 Закона о прокуратуре систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора Российской Федерации, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором Российской Федерации (ст. 18 Закона о прокуратуре).

В соответствии со ст. 10 Закона о прокуратуре, Законом № 59-ФЗ, иным федеральным законодательством разработана Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденная Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 г. № 45 (далее – Инструкция № 45), которая устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.

Согласно п. 1.9 Инструкции № 45 под обращением понимается изложенные в письменной, устной форме или в форме электронного документа предложение, заявление, жалоба или ходатайство.

Поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры, а обращения и запросы, указанные в пунктах 5.2, 5.3, 5.4, 5.5 и 5.6 настоящей Инструкции, - в день поступления, который применительно к названным пунктам Инструкции считается днем получения обращения (запроса) органами прокуратуры (п. 2.3 Инструкции № 45)

В соответствии с п. 2.4 Инструкции № 45 при отказе в удовлетворении обращения в ответе заявителю разъясняется порядок обжалования решения вышестоящему должностному лицу органов прокуратуры и (или) в суд.

Согласно п. 3.1 Инструкции № 45 обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.

В соответствии с п. 3.4 Инструкции № 45 обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения (п. 3.5 Инструкции № 45).

Пунктом 3.16 Инструкции № 45 установлено, что прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур передаются обращения, в том числе, в которых обжалуются решения их заместителей, начальников управлений (отделов), старших помощников (помощников) прокуроров субъектов Российской Федерации, непосредственно подчиненных прокурорам субъектов Российской Федерации, а также содержатся сведения о наиболее грубых нарушениях закона, прав и свобод человека и гражданина; других лиц по фактам коррупции, злоупотребления служебным положением и иных правонарушений, допущенных работниками прокуратуры субъекта Российской Федерации, а также депутатами и должностными лицами законодательных (представительных), исполнительных и других органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 5.1 Инструкции № 45 обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем рассмотрения считается следующий за ним рабочий день.

В соответствии с п. 6.1 Инструкции № 45 ответ на обращение (запрос) направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в органы прокуратуры в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в органы прокуратуры в письменной форме.

При направлении заявителям ответов на обращения возвращаются в обязательном порядке приложенные к ним документы (п. 6.3 Инструкции № 45).

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 15 октября 2019 г. в прокуратуру г. Костромы поступило обращение (жалоба) Молоторенко А.С. на его незаконное задержание и производство досмотра 28 сентября 2019 г. при осуществлении им фотосъемки у ворот <данные изъяты>, расположенного по адресу: .... В жалобе было указано о незаконных действиях сотрудников <данные изъяты>, <данные изъяты>. К жалобе был приложен компакт-диск с видеозаписью.

15 октября 2019 г. жалоба Молоторенко А.С. была зарегистрирована в прокуратуре г. Костроме.

В соответствии с распоряжением прокуратуры Костромской области от 13.09.2018 № 14/20р, пунктами 3.4 и 3.5 Инструкции № 45 жалоба истца направлена в прокуратуру Костромской области, так как в жалобе приведены доводы о незаконных действиях сотрудников <данные изъяты>, проверка которых не входит в компетенцию прокуратуры г. Костромы.

Копия сопроводительного письма о перенаправлении жалобы истца в прокуратуру Костромской области была направлена в адрес истца по почте 18 октября 2019 г., то есть в установленный пунктами 3.4 и 3.5 Инструкции № 45 срок, с разъяснением того, что копия обращения Молоторенко А.С. также направлена в адрес руководителя следственного отдела <данные изъяты> для дачи оценки действиям сотрудников правоохранительных органов на предмет наличия в них признаков преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ.

Факт направления истцу указанного сопроводительного письма подтверждается представленной в материалы дела выкопировкой из журнала учета исходящих документов прокуратуры г. Костромы, отчетом об отслеживании отправления, согласно которому письмо было возвращено отправителю из-за невручения адресату.

Таким образом, в судебном заседании не установлен факт бездействия прокуратуры г. Костромы по обращению Молоторенко А.С., в частности относительно его не уведомления о перенаправлении обращения в прокуратуру Костромской области и в следственный отдел.

В этой связи исковые требования Молоторенко А.С. к прокуратуре г. Костромы являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Также из материалов дела видно, в прокуратуре Костромской области жалоба Молоторенко А.С. зарегистрирована 22 октября 2019 г. В связи с поступившей жалобой прокуратурой Костромской области были запрошены материалы служебной проверки и иные документы, имеющие отношение к предмету проверки, в <данные изъяты>, по результатам изучения которых Молоторенко А.С. 20 ноября 2019 г. был дан ответ о том, что в связи с его жалобой была проведена служебная проверка, по факту незаконных действий сотрудников в настоящее время в следственном отделе по ... <данные изъяты> проводится процессуальная проверка в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ, в ходе которой будет дана правовая оценка доводам заявителя о незаконности действий сотрудников правоохранительных органов. Также Молоторенко А.С. разъяснено, что о принятом процессуальном решении он будет уведомлен следователем СУ СК РФ по ....

Указанный ответ на жалобу истца вместе с компакт-диском был направлен в его адрес по почте 21 ноября 2019 г., однако конверт вернулся обратно в прокуратуру Костромской области в связи с неполучением письма адресатом.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что жалоба Молоторенко А.С. рассмотрена надлежащим образом, в предусмотренные законом сроки, о чем заявителю своевременно направлен мотивированный ответ, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии какого-либо бездействия со стороны прокуратуры Костромской области.

Фактически прокуратурой Костромской области не усмотрено оснований для принятия мер прокурорского реагирования по обращению истца, что является исключительно компетенцией органов прокуратуры, иное означало бы произвольное вмешательство в деятельность органов прокуратуры.

В силу п. 2.1 Инструкции № 45 установленный настоящей Инструкцией порядок рассмотрения обращений распространяется на все обращения, за исключением тех, которые подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами или федеральными законами, предусматривающими специальный порядок рассмотрения.

С учетом данных положений жалоба Молоторенко А.С. правомерно была направлена в орган следствия, уполномоченный в силу норм уголовно-процессуального законодательства на проведение процессуальной проверки в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ.

Что касается доводов административного истца о неполучении им письма прокуратуры г. Костромы и ответа прокуратуры Костромской области, то данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о незаконном бездействии со стороны административных ответчиков, в установленном порядке и сроки рассмотревших обращение истца.

Как установлено, корреспонденция была направлена истцу по адресу, указанному им в жалобе.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Поскольку совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения административного иска (несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав административного истца), в данном деле отсутствует, суд приходит к выводу об отказе Молоторенко А.С. в удовлетворении заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Молоторенко А. С. к прокуратуре г. Костромы, прокуратуре Костромской области о признании незаконным бездействия по не рассмотрению обращения, обязании рассмотреть обращение и принять меры реагирования отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    

Судья «подпись» Ю.П. Королева

Мотивированное решение суда изготовлено 16 октября 2020 года

2а-1910/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Молоторенко Алексей Сергеевич
Ответчики
Прокуратура г. Костромы
Прокуратура Костромской области
Другие
Епифанов Виктор Васильевич
Суд
Ленинский районный суд г. Кострома
Судья
Королева Ю.П.
Дело на сайте суда
leninsky.kst.sudrf.ru
19.08.2020Регистрация административного искового заявления
19.08.2020Передача материалов судье
19.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.08.2020Подготовка дела (собеседование)
28.08.2020Рассмотрение дела начато с начала
28.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2020Судебное заседание
28.09.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
05.10.2020Судебное заседание
16.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее