Решение по делу № 2-2172/2017 от 12.05.2017

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Дело № 2-2172/2017

Решение

Именем Российской Федерации

19 октября 2017 года                     г. Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи             Милошенко Н.В.,

при секретаре                     Шайдуллиной Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Филатову Максиму Игоревичу о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился с иском о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в г. Севастополе, <адрес>, кадастровый .

В обоснование иска указано, что на основании решения Инкерманского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О даче согласия гражданам-членам ОК <данные изъяты>» на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков общей ориентировочной площадью <данные изъяты> га, расположенных в районе <адрес>, для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки)» дано согласие ОК <данные изъяты> на разработку комплексного проекта землеустройства по отводу земельных участков общей ориентировочной площадью <данные изъяты> га для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки), расположенные в районе <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ решением Инкерманского городского Совета Балаклавского района город С. от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении землеустройства по отводу земельного участка и передаче в собственность гражданам-членам ОК «<данные изъяты>» земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) по <адрес> в г. Инкерман Балаклавского района города Севастополя» утвержден проект землеустройства по отводу земельных участков граждан - членам ОК <данные изъяты>» общей площадью <данные изъяты> для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) по Симферопольскому шоссе в г. Инкерман Балаклавского района города Севастополя, переданы в собственность гражданам-членам ОК «<данные изъяты>» земельные участки общей площадью <данные изъяты> га для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) по <адрес> в <адрес> город Севастополя.

На основании указанного решения ответчику был передан вышеуказанный земельный участок. Между тем, согласно материалам проверки, предоставленным ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Балаклавского района города С., Решение Инкерманского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении землеустройства по отводу земельного участка и передаче в собственность гражданам-членам ОК «<данные изъяты>» земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки)» по <адрес> в <адрес>, г. С. является незаконным, заявления членов Обслуживающего кооператива «<данные изъяты>» о выделении земельных участков в порядке бесплатной приватизации не поступали, проект землеустройства от граждан-членов кооператива не предоставлялся, не разрабатывался и не согласовывался органами государственной власти. По представленному кооперативом проекту отвода земельного участка согласования с Главным управлением Госкомзема в г. Севастополе и с Управлением градостроительства и архитектуры Севастопольской государственной администрации отсутствуют.Указанное свидетельствует о том, что земельный участок, находящийся в собственности ответчика незаконно был поставлен на кадастровый учет, то есть он выбыл из государственной собственности в нарушение норм действующего законодательства, действующего на момент возникновения правоотношений.

Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик в судебное заседание не явился, местожительство ответчика судом не установлено.

Представитель ответчика Филатова М.И. – назначенный судом в порядке ст. 50 ГПК РФ адвокат Распутина О.П., действующая на основании ордера, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований как по существу, так и в связи с истечением срока исковой давности.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, руководствуясь нормами действующего законодательства, а также учитывая нормы законодательства действующего на момент возникновения спорных правоотношений, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Таким образом, спорные правоотношения, в том числе в сфере использования и выделения земель, возникшие на территории города Севастополя до его вхождения в состав Российской Федерации (ДД.ММ.ГГГГ), регулировались законодательством Украины.

Согласно статье 116 Земельного Кодекса Украины, граждане приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.

Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами определен частями 6-9 статьи 118 Земельного Кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, согласно которым граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

Из статьи 9 Земельного кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент принятия распоряжения, следовало, что к полномочиям Инкерманского городского Совета в области земельных отношений на его территории относились, в частности, полномочия относительно распоряжения землями территориальной громады города, а также передаче земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.

Документом, который устанавливает правоотношения по приобретению, прекращению, изменению права собственности на земельный участок в соответствии с действовавшим ранее на территории города Севастополя законодательством, является решение официального органа, который уполномочен передавать такие земельные участки в собственность.

    Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Инкерманским городским Советом за вынесено решение «О даче согласия гражданам-членам ОК «<данные изъяты>» на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков общей ориентировочной площадью <данные изъяты> га, расположенных в районе <адрес>, для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки).

    Согласно ч. 4 ст. 123 Земельного кодекса Украины, проект землеустройства относительно отвода земельного участка согласовывается в порядке, установленном статьей 186-1 настоящего Кодекса.

    В соответствии с ч. 1 ст. 186-1 Земельного кодекса Украины, проект землеустройства относительно отвода земельных участков всех категорий и форм собственности подлежит обязательному согласованию с территориальным органом центрального органа исполнительной власти, осуществляющего реализацию государственной политики в сфере земельных отношений.

    Проект землеустройства относительно отвода земельного участка в пределах населенного пункта или земельного участка за пределами населенного пункта, на котором расположен объект строительства или планируется размещение такого объекта, подается также на согласование в структурные подразделения районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере градостроительства и архитектуры, а если город не входит в территории определенного района - в исполнительный орган городского совета в сфере градостроительства и архитектуры, а в случае, если такой орган не образован, - в орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам градостроительства и архитектуры или структурного подразделения облгосадминистрации по вопросам градостроительства и архитектуры (ч. 2 ст. 186-1 ЗК Украины).

    Согласно ч. 4 ст. 186-1 Земельного кодекса Украины, разработчик представляет на согласование в орган, определенный в части первой этой статьи, по месту расположения земельного участка оригинал проекта землеустройства по отводу земельного участка, а в органы, указанные в частях второй и третьей настоящей статьи, - заверенные им копии проекта.

    Согласно протоколу заседания постоянной комиссии по вопросам градостроительной политики, регулировании земельных и водных отношений от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение отказать в утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка <данные изъяты> га и передаче в собственность гражданам-членам ОК «<данные изъяты>» (согласно приложению), земельных участков площадью по <данные изъяты>,га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) расположенных в районе <адрес>. Из протокола следует, что был представлен проект землеустройства по отводу земельных участков общей площадью <данные изъяты> га. с приложением заявлений <данные изъяты>-членов ОК без информации о нереализации ими права бесплатной приватизации и без приложения паспортов граждан Украины и ИНН, что является нарушением ст. 116, 118 ЗКУ. Заключения по проекту отвода главного управления Госкомзема в г. С. и УГ и А СГГА отсутствуют, что является нарушением ст. 186-1 ЗКУ. Адресная схема расположения <данные изъяты> участков ОК не согласована в УГ и А СГГА, хотя <адрес> входит в территорию г. С. – ст. 186-1 ЗКУ, при изменениях в План Зонирования г. Севастополя материалы должны согласовываться. Кроме того, согласно Генплану г. С. земельные участки расположены в зоне зеленых насаждений общего пользования, частично в зоне дачно-садоводческой, частично в промышленной зоне – нарушение ст. 39, 118 ЗКУ, ст. 17 ЗУ «О регулировании градостроительной деятельности», ст. 1 ЗУ «О моратории на изменение целевого назначения отдельных земельных участков рекреационного назначения в городах и других населенных пунктов». Не предоставлены оформленные в установленном порядке кадастровые планы, акты приема-передачи межевых знаков каждого передаваемого участка с указанием кадастровых номеров, что является нарушением п.1 ст. 34 ЗУ «О государственном земельном кадастре», ЗУ «О землеустройстве». Отсутствует информация о проверке проекта в Госземкадастре, отсутствует информация о формировании земельных участков, не указаны на кадастровых планах кадастровые номера земельных участков, что является нарушением п.1 ст. 34 ЗУ «О государственном земельном кадастре». Не проведена государственная землеустроительная экспертиза проекта, что является нарушением ЗУ «О государственной экспертизе землеустроительной документации». Проект содержит технические неточности и недоработки, неверно указан код целевого использования земель, не выполнена подеревная съемка с учетом нахождения зеленых насаждений на отводимой территории.

    Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований проект землеустройства по отводу спорного земельного участка ОК «<данные изъяты>» в установленном порядке не согласован, доказательств обратному суду не представлено. При этом, в графе альтернативное решение указано: утвердить проект, передать в собственность граждан (рукописный текст).

Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ Инкерманским городским Советом вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении землеустройства по отводу земельного участка и передаче в собственность гражданам-членам ОК «<данные изъяты>» земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки), расположенные в районе <адрес>. В приложении к решению от ДД.ММ.ГГГГ в списке граждан-членов ОК «<данные изъяты>» указан Филатов М.И.

Согласно ч.1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ, до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Статьей 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 27 Закона города Севастополя «О Правительстве Севастополя» № 5-ЗС от 30.04.2014 (далее – Закон № 5-ЗС), Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений.

    В соответствии с ч. ч. 1 и 3 ст. 8 Закона города Севастополя «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» № 46-ЗС от 25.07.2014, сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя.

Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно ст. 16 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствие с п. 5 ст. 4 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007, сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.

    Таким образом, в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что вышеуказанное распоряжение Инкерманского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ вынесено с нарушением действующего на тот период законодательства.

    Так, в собственность ответчика без соблюдения процедуры по обращению заинтересованных лиц в уполномоченный орган, в отсутствие проекта землеустройства по отводу земельного участка, согласованного с заинтересованными организациями, передан спорный земельный участок.

    Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности всех последующих действий, произведенных в том числе по постановке на кадастровый учет данного земельного участка.

    В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

В соответствии со статьями 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Статьей 1 Закона города Севастополя от 23.04.2014 «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

Согласно ч. 2 ст. 10 Земельного кодекса РФ, субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Законом города Севастополя «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» № 46-ЗС от 25.07.2014 (далее – Закон № 46-ЗС) установлено, что право на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными актами, действовавшими до указанного момента, признается правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности – все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя (пп.4 п.1 ст. 2 Закона № 46-ЗС).

В соответствии со статьей 23 Закона № 5-ЗС, Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.

Пункт 1.1. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» (далее – Положение), которое утверждено Постановлением Правительства Севастополя от 17.03.2015 № 188-ПП, указывает, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.10, 2.13 указанного Положения, основными задачами Департамента являются, в частности, проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами города Севастополя, осуществление контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, осуществление защиты имущественных прав города Севастополя.

Таким образом, противоправное предоставление земельного участка в собственность иному лицу причиняет ущерб экономическим интересам субъекта федерации – города федерального значения Севастополя.

Согласно ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имеет право истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.

Вышеустановленные факты свидетельствуют о том, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений в связи с чем на основании ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имеет право истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.

Кроме того, согласно п. 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право.

Согласно ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Согласно постановлению П. С. от ДД.ММ.ГГГГ                                    , к документам, подтверждающим ранее возникшие права и необходимым для государственной регистрации прав относятся, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ акты органов государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.

На основании изложенного, исковые требования об истребовании спорного земельного участка в государственную собственность субъекта федерации – города федерального значения Севастополя из чужого незаконного владения ответчика подлежат удовлетворению, поскольку он выбыл из собственности помимо его воли собственника, функциональным правопреемником которого является Правительство Севастополя, в лице уполномоченного органа – Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п. 1).

Согласно ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним наряду со сделками, актами органов государственной власти и органов местного самоуправления являются также и вступившие в законную силу судебные акты.

С учетом удовлетворения требований истца об истребовании имущества из чужого незаконного владения собственника, основания для удовлетворения иных заявленных требований судом не установлено, суд находит их излишне заявленными, в связи с чем, в их удовлетворении считает необходимым отказать.

Решение суда служит основанием для снятия с кадастрового учета земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: г. <адрес> и аннулирования записи в государственном кадастре недвижимости, кадастровый .

С учетом незаконной постановки земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: г. <адрес> на кадастровый учет, данный объект подлежит снятию с указанного учета, с аннулированием записи о государственном кадастре недвижимости Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя.

При указанных обстоятельствах, исковые требования законны, обоснованы и подлежат частичному удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о пропуске истцом сроков исковой давности для обращения с настоящим иском суд находит несостоятельными.

Согласно ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса (ст. 196 ГК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

С учетом сведений, когда истец узнал о нарушении своего права, срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ, для обращения с настоящим иском в суд не пропущен.

Кроме того, следует отметить, что согласно нормам ст. 48 ГПК РФ дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители.

В соответствии с ч. 1, 3, ст. 53 ГПК РФ, полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом. Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации (при наличии печати).

В материалы дела представлена доверенность, выданная директором Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Зайнуллиным Р.Ш., которая является надлежащим доказательством, подтверждающим полномочия представителя.

Следует также отметить, что часть 2 ст. 48 ГПК РФ предоставляет организациям право свободного выбора своих представителей для участия от их имени в гражданском судопроизводстве, не связывая возможность реализации этими субъектами данного права необходимостью заключать соответствующие договоры на оказание юридической помощи лишь с лицами, осуществляющими такую деятельность только на профессиональной основе (адвокатами). Таким образом, процессуальные принципы предполагают наличие одинакового объема процессуальных прав субъектов гражданских правоотношений, в том числе и по вопросу о выборе представителей, независимо от статуса этих субъектов (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 16 июля 2004 г. № 15-П).

В соответствии с п. 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014           № 7156 «О статусе города-героя Севастополя» государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.

Согласно ст. 1 Закона Севастополя «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» от 23.04.2014 № 3-ЗС (далее – № 3-ЗС) все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

Законом Севастополя «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» от 25.07.2014 № 46-ЗС (далее – № 46-ЗС) установлено, что права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности - все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя (п.п. 4 п. 1 ст. 2 № 46-ЗС).

Согласно пункту 3 статьи 23, пункту 2 статьи 25, пунктам 1, 7, 9 статьи 27 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» к основным полномочиям Правительства Севастополя относится организация и осуществление управления и распоряжения собственностью города Севастополя и контроля за ее эффективным использованием, наделение полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующих органов исполнительной власти, разработка и осуществление городской политики в области градостроительства и землепользования, осуществление контроля за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществление управления в области земельных отношений. Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.

В соответствии со ст. 6 Закона города Севастополя от 07.08.2014 № 56-ЗС «Об основах управления государственным имуществом города Севастополя» Правительство Севастополя управляет и распоряжается государственным имуществом города Севастополя, в том числе земельными участками и принимает решения о прекращении прав на земельные участки лиц, не являющихся собственниками земельных участков, в связи с их неиспользованием по целевому назначению или ввиду ненадлежащего использования земельных участков либо в иных случаях определенных законодательством.

Согласно с п. 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 № 883-ПП, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент) исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношениях, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношениях, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.

Пунктом 4.61 Положения установлено, что Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет следующие полномочия, в том числе, выступает от имени города Севастополя в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием, распоряжением имуществом и земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, если иное не установлено законодательством города Севастополя либо принятыми в соответствии с ним решениями Губернатора города Севастополя, Председателя Правительства Севастополя.

Таким образом, исходя из анализа указанных правовых норм, с учетом ликвидации органа – Севастопольского городского Совета (без правопреемства), уполномоченного по распоряжению землями, находящимися в пределах населенных пунктов до вступления Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации, полномочиями по распоряжению земельными участками на территории города федерального значения Севастополя обладает постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство города Севастополя, в лице уполномоченного органа – Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

Согласно ст. 23 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» на территории города федерального значения Севастополя 18.03.2014 действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10 и постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 22 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.

На основании изложенного, исковые требования об истребовании спорного земельного участка в государственную собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя из незаконного владения ответчика подлежат удовлетворению, поскольку он выбыл из собственности помимо воли собственника, функциональным правопреемником которого является Правительство Севастополя, в лице уполномоченного органа – Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", истребование имущества из чужого незаконного владения ответчиков является основанием для погашения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя записи о правах на спорный земельный участок, снятия его с кадастрового учета и аннулирования записи в государственном кадастре недвижимости.

По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим тогда, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем истребования имущества из чужого незаконного владения, тогда как в данном случае право истца может быть защищено именно таким способом.

Истребование имущества из чужого незаконного владения ответчика является основанием для погашения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя записи о правах на спорный земельный участок.

С учетом удовлетворения требований истца об истребовании имущества из чужого незаконного владения собственника, основания для удовлетворения иных заявленных требований судом не установлено, суд находит их излишне заявленными, в связи с чем, в их удовлетворении считает необходимым отказать.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.

На основании изложенного,    руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворить частично.

Истребовать из незаконного владения Филатова Максима Игоревича земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: г. <адрес> кадастровый в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Филатова Максима Игоревича в доход бюджета города Севастополя государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                         Н.В. Милошенко

Мотивированный текст решения суда изготовлен 24.10.2017.

2-2172/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Ответчики
Филатов М.И.
Другие
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Судья
Милошенко Надежда Владимировна
Дело на странице суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
12.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2017Передача материалов судье
15.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2017Подготовка дела (собеседование)
20.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2017Судебное заседание
03.08.2017Судебное заседание
15.09.2017Судебное заседание
19.10.2017Судебное заседание
19.10.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее