Решение по делу № 2-1201/2022 от 10.03.2022

86RS0001-01-2021-004924-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 мая 2022 года                                                                                 г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Костиной О.В.,

при секретаре Шенбергер Л.В.,

с участием истца Семенова Е.В., представителей ответчика Правительства ХМАО-Югры Заболотской Е.В., представителей третьего лица Департамента социального развития ХМАО–Югры Платоновой Н.И., Краснопеевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1201/2022 по исковому заявлению Семенова Евгения Васильевича к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Комаровой Наталье Владимировне о возложении обязанности исполнить требования Конституции Российской Федерации, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда,

установил:

Семенов Е.В. обратился в суд с иском к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округ – Югры Комаровой Наталье Владимировне о возложении обязанности исполнить требования Конституции Российской Федерации, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" внесены изменения в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Указом Президента РФ от 03.07.20 г. № 455 постановлено, что поправки в Конституцию Российской Федерации, предусмотренные статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", вступают в силу 4 июля 2020 г.

В соответствии со ст. 75 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение (ст. 72). Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. При этом органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Таким образом, с 04.07.20 г. Закон ХМАО – Югры от 31.12.04 г. № 97-оз «О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» противоречит требованиям Конституции Российской Федерации. Истцу с 08.11.16 г. назначена пенсия за выслугу лет при стаже государственной гражданской службы 32 года. При этом, на основании п. 1 ст. 26, п. 3 ст. 29 Закона от 31.12.04 г. № 97-оз, по каждому случаю повышения государством размера страховой пенсии на уровень инфляции, производится перерасчет пенсии за выслугу лет в сторону уменьшения на эту же сумму, в связи с чем его пенсионное обеспечение не растет, а сокращается на уровень инфляции, что нарушает нормы Конституции Российской Федерации. Ответчиком не исполняются требования ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, что повлекло причинение материального ущерба и морального вреда. Губернатор ХМАО -Югры имеет возможность для исполнения своих обязанность и соблюдения требований Конституции Российской Федерации. С учетом уточненных требования, просит суд обязать ответчика исполнить требования Конституции Российской Федерации (ст.ст. 7, 72, 75), обеспечивающие его права и свободы человека и гражданина на территории округа, путем реализации своих компетенций, полномочий и обязанностей, закрепленных в Уставе ХМАО – Югры и законе ХМАО –Югры от 19.11.01 г. № 75-оз «О Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа- Югры», в форме издания постановления Губернатора ХМАО – Югры об обязательной индексации не реже одного раза в год пенсий государственных гражданских служащих округа либо в форме внесения в Думу ХМАО –Югры поправок в закон ХМАО –Югры от 31.12.04 г. № 97–оз «О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»; обязать ответчика компенсировать материальный ущерб в размере 241 000 руб., моральный вред, причиненный бездействием, в размере 500 000 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Правительство ХМАО –Югры, Департамент социального развития ХМАО- Югры.

Представитель Правительства ХМАО–Югры в судебное заседание не явился. С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Семенов Е.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске, дополнив, что при назначении ему пенсии за выслугу лет в 2017 г. ее размер составлял 21 647 руб. С 2017 г. по 2022 г. пенсия ежегодно уменьшалась, по стоянию на 04.03.2022 г. размер пенсии за выслугу лет составил 13 333 руб., в связи с чем истцу причин ущерб с учетом ежегодной инфляции в сумме 241 000 руб. Ответчик своим бездействием нарушила его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Умышленное неисполнение ответчиком длительное время своих прямых обязанностей причиняет истцу нравственные и физические страдания в силу прогрессирования его онкологического заболевания. При этом ответчик имеет реальную возможность для исполнения своих обязанностей. Также истец отметил, что не выражает несогласия с расчетом пенсии за выслугу лет, который производится Департамент социального развития ХМАО-Югры в соответствии с Законом ХМАО – Югры от 31.12.20-4 г. № 97-оз «О государственной гражданской службе», он считает, что указанный Закон должен быть приведен в соответствие с Конституцией Российской Федерации в связи с внесенными поправками в части осуществления индексации пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. Ответчик обязан обеспечить реализацию на территории округа действие поправок, внесенных в Конституцию Российской Федерацию

Представитель ответчика Заболотская Е.В. иск не признали, дали пояснения согласно возражениям и дополнениям к возражениям.

Представители третьего лица Департамента социального развития ХМАО-Югры Платонова Н.И., Краснопеева Ю.А. считают, что заявленные требований не подлежат удовлетворению с учетом позиции, изложенной в отзыве.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Семенов Е.В. является пенсионером, с 10.11.16 г. ему назначена страховая пенсия по старости.

Кроме того, с 08.11.16 г. истец является получателем пенсии за выслугу лет.

01.07.21 г. Семенов Е.В. обратился к Губернатору ХМАО –Югры, указав, что с 04.07.20 г. закон ХМАО – Югры от 31.12.04 г. № 97-оз противоречит Конституции Российской Федерации, с учетом положений п.3 ст. 23 названного Закона по каждому случаю повышения федеральным правительством размера пенсии на уровень выше инфляции, Департаментом социального развития округа производится перерасчет пенсии за выслугу лет в сторону уменьшения на эту же сумму, следовательно, его пенсионный доход сокращается. В связи с изложенным, просил Губернатора реализовать свои полномочия, закрепленные в Уставе, обеспечить его права, закрепленные в Конституции Российской Федерации, возместить материальный ущерб и моральный вред, причиненные бездействием.

26.07.21 г. заявителю дан ответ на обращение, содержащий информацию о порядке индексации пенсии за выслугу лет.

Согласно ч. 6 ст. 75 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.

Таким образом, статья 75 Конституции Российской Федерации не определяет механизма такой индексации, относя его установление к полномочиям законодателя.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В силу ч. 3 ст. 25 Закона ХМАО – Югры от 31.12.04 г. № 97-оз «О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа» пенсия за выслугу лет является дополнительной к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и назначается, выплачивается в порядке, установленном Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Согласно п.3.1 ст. 29 Закона ХМАО – Югры от 31.12.04 г. № 97-оз при увеличении в централизованном порядке денежного содержания государственных гражданских служащих автономного округа, изменении среднемесячного заработка, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, пенсия за выслугу лет индексируется в порядке, установленном Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Порядок индексации пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры утвержден постановление Правительства ХМАО - Югра от 24 февраля 2012 года N 77-П).

Статьей 26 Закона N 97-ОЗ предусмотрено, что общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка, замещавшего должность гражданской службы автономного округа.

Ранее истец обращался в суд с административным иском к Губернатору ХМАО–Югры Комаровой Н.В. о признании незаконным бездействия, просил обязать ответчика исполнить пп. «в» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204, предусматривающего обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции.

Решением Ханты-Мансийского районного суда от 17.06.2020 г. требования Семенова Е.В. оставлены без удовлетворения, при этом установлено, что размет пенсии за выслугу лет производится верно, прав и законных интересов истца не нарушает, так как общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пении и повышений выплаты к страховой пении не может превышать 75 % среднемесячного заработка лица, замещавшего должность государственной службы автономного округа, в связи с чем размер пенсии за выслугу лет может изменяться в зависимости от сумму получаемой истцом страховой пенсии.

06.10.2020 г. указанное решение оставлено без изменения определением судебной коллегии по административным делам суда ХМАО –Югры, где указано, что истец в случае несогласия с нормативно-правовым регулированием в области пенсионного обеспечения либо с размером начисляемой пенсии, не лишен возможности защитить свои права обратившись в суд с соответствующим иском.

В рамках настоящего дела истец, не выражая несогласие с расчетом пенсии по выслуге лет, ссылается на несоответствие Закона ХМАО – Югры от 31.12.04 г. № 97-оз «О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа» положениям Конституции Российской Федерации, а именно ст. 75, где нет разграничения для страховой пенсии и пенсии по выслуге лет, соответственно, указанные положения распространяют свое действие на все виды пенсий.

По мнению истца, ответчик во исполнение Конституции Российской Федерации должен исполнить свои обязательства путем издания отдельного постановления, определяющего порядок индексации либо воспользоваться правом законодательной инициативы, подготовить и внести в Думу округа поправки в закон № 97-оз, однако проявляет бездействие.

Под бездействием понимается уклонение органа, организация, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, от принятия решений либо действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке.

Губернатор автономного округа в рамках полномочий, закрепленных в Федеральном законе от 06.10.99 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации», Уставе автономного округа, входит в систему органов государственной власти округа и является высшим должностным лицом автономного округа.

Статей 8 установлена компетенция Губернатора в области правотворческой деятельности, а именно Губернатор осуществляет право законодательной инициативы и вносит проекты законов автономного округа в Думу автономного округа; в пределах полномочий на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Устава Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и законов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры издает постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории автономного округа; обнародует законы автономного округа в соответствии с Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; вправе отклонить переданный ему для обнародования закон автономного округа; направляет в Думу автономного округа заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств автономного округа, о выпуске ценных бумаг под обязательства автономного округа, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета автономного округа, представленные Думой автономного округа;

Также ст. 49 Устава предусмотрено, право законодательной инициативы в Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Учитывая, что установление порядка индексации в данном случае отнесено к полномочиям Правительства округа и не входит в компетенцию Губернатора, доводы истца о бездействии, допущенном ответчиком, в данной части несостоятельны.

Кроме того, тот факт, что ответчик не реализует предоставленное ему право законодательской инициативы, нельзя квалифицировать как бездействие, поскольку указанное не является обязанностью ответчика.

Таким образом, оснований для возложения на ответчика обязанности совершить действия, выходящие за пределы установленных полномочий, а также не являющиеся обязательными, суд не усматривает.

Поскольку нарушения прав и законных интересов истца со стороны ответчика не установлены, требования о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении исковых требований Семенова Евгения Васильевича к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Комаровой Наталье Владимировне о возложении обязанности исполнить требования Конституции Российской Федерации, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение суда составлено и подписано 13 мая 2022 года.

Судья                                                                                                               О.В.Костина

копия верна

Судья                                                                                                              О.В. Костина

2-1201/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Семенов Евгений Васильевич
Ответчики
Комарова Наталья Владимировна
Другие
Правительство ХМАО-Югры
Депортамент социального развития ХМАО-Югры
Суд
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Костина О.В.
Дело на странице суда
hmray.hmao.sudrf.ru
10.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
10.03.2022Передача материалов судье
15.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2022Подготовка дела (собеседование)
08.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2022Судебное заседание
13.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2022Дело оформлено
14.06.2022Дело передано в архив
04.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее