Решение по делу № 33-4700/2019 от 31.07.2019

Судья Губина Е.Л.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 августа 2019 года № 33-4700/2019

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Образцова О.В.,

судей Медведчикова Е.Г., Вахониной А.М.,

при секретаре Полысаловой Э.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Латышева С.А. и апелляционному представлению прокуратуры города Вологды на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 28.05.2019, которым Латышеву С.А. в удовлетворении исковых требований к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на службе отказано в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Медведчикова Е.Г., объяснения истца Латышева С.А., его представителя Постниковой С.Н., представителя ответчика Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области Докунихина А.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Вавиловой И.В., судебная коллегия

установила:

с 16.05.2005 по 17.03.2019 Латышев С.А. проходил службу в органах внутренних дел.

Согласно приказу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области (далее – УМВД России по Вологодской области) от 17.01.2019 №... служебный контракт с Латышевым С.А. расторгнут, 17.03.2019 он уволен из органов внутренних дел с должности ... по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, которая на 17.03.2019 составила 15 лет 11 месяцев 13 дней, в льготном исчислении 23 года 03 месяца 24 дня) (л.д. 6).

Приказом УМВД России по Вологодской области от 22.03.2019 №... в абзац 1 пункта 5 приказа от 17.01.2019 № №... внесены изменения, в соответствии с которыми продолжительность выслуги лет Латышева С.А. изменена с «15 лет 10 месяцев 09 дней, в льготном исчислении 23 года 02 месяца 03 дня» на «15 лет 08 месяцев 27 дней, в льготном исчислении 22 года 09 месяцев 12 дней» (л.д. 14)

Оспаривая правомерность уменьшения выслуги лет, Латышев С.А. обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнения просил признать незаконным приказ УМВД России по Вологодской области по личному составу от 17.01.2019 №... (с указанием выслуги лет на 17.03.2019 как 15 лет 08 месяцев 27 дней, в льготном исчислении 22 года 09 месяцев 12 дней) и обязать УМВД России по Вологодской области восстановить его на службе.

В обоснование требований указал, что перед тем, как принять решение об увольнении, он обращался в кадровое подразделение, в котором ему сообщили о том, что его выслуга лет на 17.03.2019 в льготном исчислении составит более 23 лет. После прекращения службы работодатель в одностороннем порядке изменил приказ об увольнении и уменьшил размер выслуги до 15 лет 08 месяцев 27 дней, в льготном исчислении до 22 лет 09 месяцев 12 дней. Полагает, что специалист отдела кадров, неверно посчитав выслугу лет перед принятием решения о прекращении службы в органах внутренних дел, ввел его в заблуждение и не позволил подать рапорт об увольнении на несколько месяцев позже, с тем, чтобы продолжительность его выслуги, влияющая на размер пенсии, составляла более 23 лет.

В судебном заседании истец Латышев С.А. и его представитель Постникова С.Н. исковые требования просили удовлетворить.

Представитель ответчика УМВД России по Вологодской области Докунихин А.В. с исковыми требованиями не согласился, просил отказать в их удовлетворении, пояснив, что при издании приказа об увольнении допущена ошибка в расчете выслуги лет истца, которая в дальнейшем исправлена.

Участвующий в деле прокурор полагал требования не подлежащими удовлетворению.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе Латышев С.А. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его исковых требований. Обращает внимание на то, что ответчик после прекращения трудовых отношений неправомерно изменил приказ об увольнении и незаконно уменьшил его выслугу до 15 лет 08 месяцев 27 дней, в льготном исчислении до 22 лет 09 месяцев 12 дней.

В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на то, что ошибка отдела кадров в подсчете выслуги лет повлияла на волеизъявление истца при увольнении, в связи с чем Латышев С.А. утратил часть ежемесячной пенсии, полагающейся ему при выслуге, на которую он рассчитывал при увольнении.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы и апелляционного представления, полагает, что судебный акт подлежит отмене.

Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 82, 84 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исходил из того, что при увольнении Латышева С.А. нарушений закона, посягающих на его права, допущено не было.

С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, полагая, что доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления о незаконности приказа об уменьшении выслуги лет являются обоснованными.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

На сотрудника органов внутренних дел, увольняемого со службы в органах внутренних дел, оформляется представление, содержащее сведения об основании увольнения, о стаже службы (выслуге лет) в органах внутренних дел, возрасте, состоянии здоровья сотрудника, наличии у него прав на получение социальных гарантий в зависимости от основания увольнения, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 5 статьи 89 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ).

Согласно пункту «а» части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I), право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 этого закона (в их числе лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации), имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел 20 лет и более.

При этом в силу пункта «а» статьи 14 того же Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, указанным в статье 1 Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.

В соответствии с пунктами 337, 338, 340, 343 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 01.02.2018 № 50, с сотрудниками, увольняемыми со службы в органах внутренних дел, проводится беседа, в ходе которой им сообщается об основаниях увольнения, разъясняются вопросы получения выплат, гарантий и компенсаций, результаты беседы отражаются в листе беседы, к которому прилагается расчет выслуги лет, при этом выслуга лет в льготном и календарном исчислении указывается также в представлении об увольнении, с которым сотрудник знакомится.

Как видно из материалов дела, перед увольнением в ходе беседы Латышеву С.А. сообщалось, что его выслуга, учитываемая при назначении пенсии, составляет 15 лет 11 месяцев 13 дней, в льготном исчислении 23 года 3 месяца 24 дня, такая же продолжительность выслуги была указана ответчиком в представлении к увольнению истца из органов внутренних дел от 17.01.2019 (л.д. 15-16, 20-21).

В соответствии с приказом об увольнении Латышева С.А. (в первоначальной редакции) его выслуга составляла 15 лет 10 месяцев 9 дней, в льготном исчислении 23 года 2 месяца 3 дня (л.д. 6).

Обращаясь в суд, Латышев С.А. в исковом заявлении и в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции ссылался на то, что информация уполномоченного органа (кадрового подразделения) о наличии у него стажа службы в органах внутренних дел более 23 лет породила у него ожидания на получение пенсии по выслуге лет в размере, соответствующем выслуге в 23 года, и повлияла на принятие им решения об отказе от дальнейшего прохождения службы. При этом Латышев С.А. прямо указывал на то, что если бы перед увольнением ему сообщили, что действительный стаж его службы (выслуга лет) составляет 22 года 9 месяцев 12 дней, он бы продолжил службу до достижения выслуги продолжительностью 23 года.

Суд первой инстанции указанным обстоятельствам правовой оценки не дал и не принял во внимание, что содержащаяся в представлении к увольнению информация, в том числе о выслуге лет на определенную дату, которая впоследствии реализуется в приказе об увольнении и документах, дающих право на получение пенсии за выслугу лет в определенном размере в зависимости от её продолжительности, ориентирует сотрудника органов внутренних дел на принятие определенного решения относительно дальнейшего прохождения службы или ее прекращения. Доведение представителем нанимателя (кадровым подразделением) недостоверной информации до сотрудника относительно условий дальнейшего прохождения службы, объема полагающихся социальных гарантий, в том числе стажа службы (выслуги лет) нарушает процедуру увольнения и приводит к изданию приказа об увольнении, в основу которого положены недостоверные сведения, влияющие впоследствии на реализацию сотрудником предоставленных ему законом прав.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 № 1-П, совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсии тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку предоставленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 Постановления).

Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, призвана обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан. Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, с тем чтобы он не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 Постановления).

С учетом приведенных правовых норм и позиции Конституционного Суда Российской Федерации выявление в приказе об увольнении ошибки в расчете выслуги лет (стажа службы) для назначения и выплаты пенсии за выслугу лет само по себе не может служить основанием для внесения в приказ об увольнении изменений в расчет выслуги лет.

Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не предоставляет права представителю нанимателя вносить какие-либо изменения в приказ об увольнении сотрудника в одностороннем порядке, равно как и совершать иные юридически значимые действия, затрагивающие права и законные интересы уволенного сотрудника, без его предварительного согласия после того, как контракт о прохождении службы расторгнут и служебные отношения прекращены.

Способ исправления ошибки в расчете выслуги лет, избранный в настоящем случае УМВД России по Вологодской области, привел к тому, что на бывшего сотрудника органов внутренних дел возложены неблагоприятные последствия, связанные с устранением ошибки, допущенной стороной представителя нанимателя при проведении процедуры увольнения.

Ввиду изложенного вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконным приказа Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области от 17.01.2019 №... (с учетом изменений, внесенных приказом от 22.03.2019 № 46 л/с) в части увольнения Латышева С.А. с 17.03.2019 и указания его выслуги лет, судебная коллегия признает не основанными на законе, поскольку ошибочные сведения о выслуге лет, доведенные до истца в представлении к увольнению и отраженные в приказе об увольнении, имеют существенное значение для сотрудника при выборе между дальнейшим прохождением службы или увольнением со службы с правом выхода на пенсию по выслуге лет.

В данном случае представленные кадровым подразделением уполномоченного органа неправильные сведения о выслуге лет повлекли принятие Латышевым С.А. решения об увольнении со службы и, как следствие, утрату права на пенсию за выслугу лет в размере, соответствующей выслуге лет продолжительностью 23 года.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта.

При этом судебная коллегия не усматривает оснований для восстановления Латышева С.А. на службе, как противоречащему его первоначальному волеизъявлению, направленному на прекращение службы в органах внутренних дел, полагая, что защита его нарушенных прав может быть обеспечена путем изменения даты увольнения с 17.03.2019 на 14.05.2019, в результате чего выслуга лет истца в льготном исчислении будет соответствовать, той выслуге, на которую бывший сотрудник органов внутренних дел вправе был рассчитывать при принятии решения о прекращении службы.

Таким образом, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта о признании незаконным приказа УМВД России по Вологодской области от 17.01.2019 №... л/с (с учетом изменений, внесенных приказом от 22.03.2019 №... л/с) в части увольнения Латышева С. А. с 17.03.2019, указания его выслуги лет и изменении даты его увольнения с 17.03.2019 на 14.05.2019.

Оснований для удовлетворения остальных исковых требований не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 28.05.2019 отменить, принять в отмененной части новое решение, которым исковые требования Латышева С.А. удовлетворить частично.

Приказ Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области от 17.01.2019 №... (с учетом изменений, внесенных приказом от 22.03.2019 №... л/с) в части увольнения Латышева С.А. с 17.03.2019 и указания его выслуги лет признать незаконным, изменить дату увольнения Латышева С.А. со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) с 17.03.2019 на 14.05.2019.

В остальной части исковые требования Латышева С.А., его апелляционную жалобу, а также апелляционное представление прокуратуры города Вологды оставить без удовлетворения.

Председательствующий: О.В. Образцов

Судьи: Е.Г.Медведчиков

А.М. Вахонина

33-4700/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г. Вологды
Латышев Сергей Анатольевич
Латышев С.А.
Ответчики
УМВД России по Вологодской области
Суд
Вологодский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.vld.sudrf.ru
05.08.2019Передача дела судье
21.08.2019Судебное заседание
30.08.2019Судебное заседание
06.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2020Передача дела судье
27.01.2020Судебное заседание
27.01.2020Судебное заседание
27.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2020Передано в экспедицию
17.08.2020Передача дела судье
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Передано в экспедицию
30.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее