Дело № 2а-129/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30.04.2019 года п.Пограничный
Пограничный районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Хрещатой С.Б.,
при секретаре Сокол О.В.,
с участием помощника прокурора Пограничного района Приморского края Масловой Е.В.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пограничного района Приморского края к администрации Пограничного муниципального района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным, и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Пограничного муниципального района Приморского края о возложении на административного ответчика обязанность направить в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края предложения об определении границ зон подтопления и затопления, расположенных на территории Пограничного МР, подготовленные и оформленные в соответствии с требованиями законодательства РФ в виде электронных документов в формате XML, в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Прокурор уточнил требования и просил признать незаконным бездействие администрации Пограничного муниципального района Приморского края, заключающееся в непринятии мер по подготовке предложений об определении границ зон подтопления и затопления, расположенных на территории Пограничного муниципального района, а также соответствующих карт (планов) оформленных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в виде электронных документов в формате XML и о возложении обязанности направить в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края предложения об определении границ зон подтопления и затопления, а также соответствующие карты (планы), подготовленные и оформленные в соответствии с требованиями законодательства РФ в виде электронных документов в формате XML в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявления указал, что прокуратурой Пограничного района проведена проверка соблюдения администрацией Пограничного муниципального района требований законодательства в сфере установления границ зон затопления и подтопления в документах территориального планирования, в ходе которой установлено бездействие должностных лиц администрации Пограничного муниципального района, выражающееся в не направлении сведений о границах зон затопления и подтопления, находящихся на территории Пограничного района, в уполномоченные органы для внесения их в государственный кадастр недвижимости, а именно установлено, что на территории Пограничного района имеются три земельных участка, подверженных подтоплению. Однако, администрацией Пограничного муниципального района в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края предложения об определении границ зон затопления и подтопления, а также соответствующие карты (планы) в виде электронных документов в формате XML не направлены. В связи с выявленными нарушениями 12.10.2017 года прокуратурой района в адрес главы администрации Пограничного муниципального района внесено представление об устранении нарушений требований действующего законодательства. По результатам рассмотрения данного представления действенных мер к устранению выявленных нарушений администрацией не принято, предложения об определении границ зон подтопления в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, в установленном законом порядке в виде электронных документов в формате XML не направлены. В связи с незаконным бездействием администрации Пограничного муниципального района сведения о границах зон подтопления, находящихся на территории Пограничного района, в государственный кадастр недвижимости не внесены, указанные границы на публичной кадастровой карте не отображены, в связи с чем, границы зон затопления, подтопления не могут считаться определенными.
Отсутствие границ зон подтопления может повлечь нарушение застройщиками требования Водного Кодекса РФ при размещении новых населенных пунктов, строительства объектов капитального строительства, а также осуществления на земельных участках, фактически находящихся в зонах подтопления, мероприятий, прямо запрещенных законом, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Определением Пограничного районного суда от 22.03.2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, а также Федеральное агентство водных ресурсов.
В судебном заседании прокурор Маслова Е.В. заявленные требования поддержала полностью по доводам, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика Ташлыкова Т.П. иск не признала, суду пояснила, что бюджет Пограничного муниципального района на 2019 год и плановый период 2020-2021 годы сформирован с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики в Пограничном МР. Бюджет на 2019 год был утвержден решением Думы Пограничного муниципального района с дефицитом 17,0 млн. рублей. На мероприятия по определению границ зон подтопления и затопления муниципального образования средства не были предусмотрены, данные зоны расположены за пределами населенных пунктов, вышеуказанные мероприятия не затрагивают права и интересы граждан. Выделений бюджетных ассигнований из средств бюджета Пограничного муниципального района на определение границ зон подтопления и затопления не представляется возможным. Из Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края 20.12.2018 года и из Федерального агентства водных ресурсов 06.02.2019 поступила информация о том, что определение границ зон подтопления и затопления на территории района не проводится, эти границы устанавливаются самостоятельно органом субъекта РФ именно в населенных пунктах и за счет средств субъекта. Администрацией были запрошены различные коммерческие предложения по определению границ зон подтопления и затопления для определения начальной цены контракта при организации и проведению торгов. По поступившим предложениям стоимость контракта определяется от 1 800 000 рублей до 2 100 000 рублей. Однако указанных расходных средств в бюджете района не предусмотрено. Выполнить решение суда в течение 6 месяцев, либо одного года, не возможно. Представительным органом местного самоуправления решений об изменении бюджета в указанной части не принималось. Просила в иске отказать.
Представитель заинтересованного лица департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края – заместитель директора департамента Федорец Н.В. представила письменный отзыв, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. В отзыве указала, что с требованиями прокурора согласна, орган местного самоуправления в соответствии с рекомендациями должен разработать предложения об определении границ зон подтопления и затопления, направить пакет документов для подготовки предложения соответственно департаментом для последующего предоставления в Федеральное агентство водных ресурсов. Считает необходимым внесение изменений в местный бюджет, проведение закупочных процедур. Учитывая большой масштаб работ, предусматривающих проведение гидрологических, гидрогеологических исследований, проведение кадастровых работ, а также согласование предложений с федеральными органами исполнительной власти, срок, указанный в иске прокурора, не достаточный.
Кроме того, директором департамента Коршенко А.И. суду дополнительно сообщено, что администрацией Приморского края принято распоряжение № 259-ра от 24.06.2016 года «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 18.04.2014 года № 360», которое устанавливает мероприятия для своевременной подготовки органами исполнительной власти Приморского края совместно с органами местного самоуправления муниципальных образования Приморского края предложений об определении границ зон затопления, подтопления. Пунктом 1 распоряжения рекомендовано обеспечить предоставление органами местного самоуправления в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края в течение 10 рабочих дней после проведения землеустроительных работ по описанию местоположения границ зон затопления, подтопления следующих документов на бумажном и электронном носителях: сопроводительное письмо, карта (план), объекта землеустройства, составленная в соответствии с требованиями ФЗ № 78-ФЗ «О землеустройстве», сформированные предложения, согласно п.4 Привил определения границ зон подтопления, затопления. Срок исполнения установлен ч.14 ст.26 ФЗ № 342 до 01 января 2022 года.
Представитель заинтересованного лица Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, заинтересованное лицо извещено надлежаще.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Пограничного района по поручению прокуратуры Приморского края № 7-1369-2107 от 25.09.2017 проведена проверка соблюдения администрацией Пограничного муниципального района требований законодательства в сфере установления границ зон затопления и подтопления в документах территориального планирования, в ходе которой установлено бездействие должностных лиц администрации Пограничного муниципального района, выражающееся в не направлении сведений о границах зон затопления и подтопления, находящихся на территории Пограничного района, в уполномоченные органы для внесения их в государственный кадастр недвижимости, а именно в ходе проверки установлено, что на территории Пограничного района имеются три земельных участка, подверженных подтоплению. Однако, администрацией Пограничного муниципального района в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края предложения об определении границ зон затопления и подтопления, а также соответствующие карты (планы) в виде электронных документов в формате XML, не направлены.
В связи с выявленными нарушениями 12.10.2017 года прокуратурой района в адрес главы администрации Пограничного муниципального района внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства.
По результатам рассмотрения данного представления администрацией муниципального района направлен ответ прокурору, где сообщено, что предложения об определении границ зон подтопления в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края в виде электронных документов в формате XML, не направлены.
Статьей 67.1 Водного кодекса РФ, предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий, должны проводиться специальные защитные мероприятия в соответствии с данным Кодексом и другими федеральными законами.
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, а также на основании сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Требования к точности определения координат характерных точек границ зон затопления, подтопления устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил).
Статьей 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что до установления в положении об особо охраняемой природной территории видов разрешенного использования земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, но не позднее 1 июля 2020 года указанные виды разрешенного использования, параметры определяются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория (ч.6).
До 1 января 2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов (ч.8): 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда.
Если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до дня официального опубликования настоящего Федерального закона либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2022 года, за исключением случая, предусмотренного частью 13 настоящей статьи (ч.14).
Таким образом, в ходе рассмотрения административного искового заявления прокурора, судом не установлено бездействия администрации Пограничного муниципального района в указанной сфере, срок установленный законом не истек. При этом, Правительством РФ (п.3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 360) непосредственно возложена обязанность по определению границ зон затопления, подтопления на Федеральное агентство водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но не на орган местного самоуправления.
В соответствии с письмом Федерального агентства водных ресурсов № 02-25/708 от 06.02.2019 года, следует, что работы по определению границ зон затопления, подтопления осуществляются субъектом РФ в соответствии с графиком определения границ зон затопления, подтопления, подготовленным на основании предложений органов исполнительной власти субъектов РФ, за счет средств из бюджета субъектов РФ. Во исполнение подпункта «в» п.5 перечня поручений по итогам совещания Президента РФ с членами Правительства РФ 27.09.2017 года (протокол от 18.10.2017 года № 2107) агентством, по предложениям субъектов РФ, проведена корректировка утвержденного графика (изменения от 24.09.2018 года). Уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края, представлены предложения по определению границ зон затопления, подтопления на территории Приморского края. Администрацией Приморского края запланировано определение 34-х зон затопления, подтопления на территории Приморского края. График предусматривает завершение работ до 2019 года. По состоянию на 06.02.2019 года ни одна зона подтопления, затопления на территории Приморского края не установлена. Представление предложений по определению границ зон затопления на территории Пограничного муниципального района согласно графику в Росводресурсы не запланировано.
В соответствии с ч.2,3 ст.227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться:
указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. В случае удовлетворения административного иска суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Учитывая требования к решению, предусмотренные ст.227 КАС РФ, судом не установлено решений, действий (бездействий) административного ответчика, не соответствующих нормативным правовым актам и нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц. Возложение обязанности по иску прокурора фактически сводится к принятию решения о существенном увеличении расходной части местного бюджета и необходимости принятия нормативного правового акта о внесении изменений в бюджет района, находящегося в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.
Статьей 10 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
По смыслу приведенной правовой нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из данных норм следует, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. В данном случае это касается расходной части местного бюджета на 2019 год.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление прокурора, удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления прокурора Пограничного района Приморского края к администрации Пограничного муниципального района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным и возложении обязанности направить в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края предложения об определении границ зон подтопления и затопления, расположенных на территории Пограничного муниципального района, а также соответствующие карты (планы), подготовленные и оформленные в соответствии с требованиями законодательства РФ в виде электронных документов в формате XML, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд, через Пограничный районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: С.Б. Хрещатая