Дело (УИД) №29RS0026-01-2021-000232-96
Производство № 2-95/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Холмогоры 04 мая 2021 года
Холмогорский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Куликовой А.Б.,
при секретаре Пестовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Холмогорского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании незаконными постановлений, возложении обязанности ликвидировать свалку, рекультивировать земельный участок,
установил:
прокурор Холмогорского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» о признании незаконным постановлений администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» от 14 июля 2020 года № 151 «О создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с территории населенных пунктов МО «Емецкое», МО «Двинское», МО «Хаврогорское», от 10 января 2020 года № 2 «О создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с территории населенных пунктов МО «Емецкое», указывая на то, что данными постановлениями введена в эксплуатацию площадка накопления твердых коммунальных отходов, не отвечающая требованиям закона, а также о понуждении ликвидировать свалку бытовых отходов кадастровый №, расположенную на земельном участке с кадастровым номером №, полагая данную свалку несанкционированной.
Определением суда от 12 марта 2021 года приняты увеличенные исковые требования, согласно которым прокурор просил о признании незаконным постановлений администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» от 14.07.2020 № 151 и от 10.01.2020, о понуждении администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» и Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области ликвидировать свалку бытовых отходов кадастровый №, расположенную на земельном участке с кадастровым номером №, а также о понуждении администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» прокультивировать земельный участок с кадастровым номером №.
В судебном заседании помощник прокурора Холмогорского района Архангельской области Полуянова М.А. настаивала на удовлетворении уточненного иска.
Представитель администрации МО «Холмогорский муниципальный район» Сидорова О.В. в суде с иском не согласилась, полагая требования необоснованными.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в суд не явился.
Представитель третьего лица Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Шульгина А.В., участвовавшая в судебном заседании на основании доверенности, в суде полагала иск подлежащим удовлетворению, указав, что ликвидировать свалку можно только путём рекультивации, пояснила, что на территории свалки, образованной примерно в 70-х годах, незаконно складируются твердые коммунальные отходы. Незаконность заключается в том, что данное место не оборудовано ни специальными контейнерами, ни твердой площадкой для временного складирования твёрдых коммунальных отходов.
Представители третьих лиц ООО «ЖК «Холмогоры» и ООО «ЭкоИнтергатор» в суд не явились, последнее полагало иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено при данной явке.
Выслушав объяснения участвовавших в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ст. 10 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды») управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
К вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 2 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Органы местного самоуправления муниципального района решают вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 2.1 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона «Об охране окружающей среды», органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10 января 2002 года №7–ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Соблюдением природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года, и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, присвоенным 08.12.1994, расположен по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, квартал 83 выдел 26 Емецкого лесничества Емецкого лесхоза, имеет площадь 10000 м2, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; виды разрешенного использования: для размещения свалки бытовых отходов, является собственностью муниципального образования «Холмогорский муниципальный район».
В пределах указанного земельного участка находится объекты недвижимости с кадастровыми номерами №, №.
Объект капитального строительства с кадастровым номером № является собственностью Муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», имеет наименование «свалка бытовых отходов».
Прокуратурой Холмогорского района Архангельской области проведена проверка по факту несанкционированного размещения отходов в МО «Емецкое» на земельном участке с кадастровым номером №.
В ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ данного земельного участка установлено, что на нем осуществляется размещение твердых коммунальных отходов.
Согласно сведениям Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, данный объект введен в эксплуатацию в 2003, имеет Проект свалки бытовых отходов 1993 года и гидрогеологическое заключение к нему о возможности расположения объекта размещения отходов на данной территории.
В соответствии с проектной документацией заполнение свалки отходами должно вестись равномерно по территории выработанного песчаного карьера. На свалке принята высотная схема складирования отходов. Предусмотрено «картовое» складирование отходов.
На официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования http://rpn.gov.ru данный объект не внесен в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО).
Постановлением администрации МО «Холмогорский муниципальный район» от 10.01.2020 № 2 «О создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с территории населенных пунктов МО «Емецкое» определено место вывоза твердых коммунальных отходов площадка, площадью 2000 м2 (50 м * 40 м), расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, со сроком складирования 6 месяцев, то есть по июль 2020 года.
Постановлением администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» от 14.07.2020 № 151 создана площадка накопления твердых коммунальных отходов, образующихся в населенных пунктах муниципальных образований «Двинское», «Емецкое» и «Хаврогорское», определено место вывоза твердых коммунальных отходов площадка, площадью 2000 м2 (50 м * 40 м), расположенная на земельном участке с кадастровым номером №. Для содержания данной площадки администрацией МО «Холмогорский муниципальный район» заключен муниципальный контракт № 39 от 24.07.2020.
С учетом изменений, внесённых постановлением администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» от 15 апреля 2021 года № 56, а также пояснений представителя ответчика, данных в ходе рассмотрения дела в суде, срок складирования твердых коммунальных отходов определен до 04 мая 2021 года включительно.
В реестре имущества, принадлежащего муниципальному образованию «Холмогорский муниципальный район» объект – «площадка временного накопления твердых коммунальных отходов» не числится.
Требования к площадкам временного накопления отходов, согласно ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ установлены СанПиН 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» до 01.03.2021 и СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
С 01.03.2021 действует СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3.
В соответствии с п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений (далее – населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее – контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее – специальные площадки).
СанПиН 2.1.3684-21 определены основные способы накопления и хранения отходов производства в зависимости от их физико-химических свойств: на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях); на производственных территориях предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях, площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений); а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе на терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах; вне производственной территории – на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения (хранения и захоронения) отходов (полигоны, шламохранилищах, в том числе шламовые амбары, хвостохранилища, отвалы горных пород).
Согласно п. 216 СанПиН 2.1.3684-21 накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.
П. 220, 221, 222, 223 СанПиН 2.1.3684-21 определено, что при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;
- поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);
- поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
На территории предприятия в месте накопления отходов на открытых площадках должна быть ливневая канализация за исключением накопления отходов в водонепроницаемой таре.
Поступление загрязненного ливнестока в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Размещение отходов в природных или искусственных понижениях рельефа (выемки, котлованы, карьеры) допускается только после проведения специальной подготовки ложа при отсутствии влияния на подземные водные объекты.
Отходы IV класса опасности должны складирования в виде специально спланированных отвалов и насыпей.
Судом установлено, сторонами не оспаривается, что перечисленные выше требования санитарно-гигиенических требований не выполнены, находящиеся на площадке бытовые отходы не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров, твердое покрытие на площадке отсутствует, складирование твёрдых бытовых отходов происходит непосредственно на почвенный покров, обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями отсутствует.
В соответствии с постановлением от 14.07.2020 № 151 место накопления отходов определено, складирование твердых коммунальных отходов разрешено, но фактически надлежащим образом не создано.
Временное складирование и транспортировка отходов производства и потребления определяются проектом развития промышленного предприятия или самостоятельным проектом обращения с отходами (пункт 3.1 Правил).
Предпроектная, проектная документация для каждого объекта должна быть представлена в объеме, позволяющем дать оценку принятых проектных решений о соответствии их санитарным нормам и правилам (пункт 5.2 Правил).
Проектная документация на временную площадку накопления отходов не разработана. Кроме того, администрацией не определен хозяйствующий субъект, на который возложена обязанность по созданию (обустройству) площадки и её дальнейшей эксплуатации.
При изложенных выше обстоятельствах, суд находит подлежащим удовлетворению требование о признании незаконным постановления администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» от 14.07.2020 № 151 «О создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с территории населенных пунктов МО «Емецкое», МО «Двинское», МО «Хаврогорское».
Вместе с тем, суд полагает, что не подлежит удовлетворению требование в части признания незаконным постановления администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» от 10.01.2020 № 2 «О создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с территории населенных пунктов МО «Емецкое», поскольку данное постановление фактически перестало исполняться в июле 2020 года, вместо него было издано постановление администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» от 14.07.2020 № 151.
Требование о ликвидации свалки бытовых отходов с кадастровым номером №, исходя из предмета и основания заявленного иска, суд также не находит подлежащим удовлетворению, поскольку данная свалка сама по себе стихийной не является. Как пояснил суду представитель Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ввиду того, что данная свалка функционирует ни одно десятилетие, ликвидировать её можно только путём рекультивации. При этом, согласно пояснениям истца, ответчика и третьего лица, а также материалам дела, временное складирование твердых коммунальных отходов невозможно в рассматриваемом месте потому, что площадка для складирования твердых коммунальных отходов не оборудована надлежащим образом (отсутствуют контейнеры, твёрдое покрытие, либо иные необходимые для этого сооружения, отсутствует соответствующий проект). Данное обстоятельство также является причиной не включения места временного размещения отходов в соответствующий реестр. Возникновение обязанности ответчиков по ликвидации данной свалки на момент рассмотрения дела судом, как объекта недвижимости, истцом не доказано. Представитель истца в судебном заседании заявил, что ими заявлено требование не о вывозе твердых коммунальных отходов, незаконно вывезенных и складированных на территории рассматриваемой свалки, а о ликвидации свалки в целом, при этом истец не определил объем таких отходов. То обстоятельство, что имеет место захламление территории вокруг рассматриваемого земельного участка, не является основанием для удовлетворения заявленных исковых требований, вопрос о ликвидации стихийной свалки вокруг рассматриваемого земельного участка на разрешение суда не ставился.
Не подлежит удовлетворению и требование о рекультивации земельного участка с кадастровым номером №, поскольку также не доказан факт загрязнения этой территории (ухудшение качества земель) в той степени, которая делает её непригодной для использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Как указывалось выше по тексту земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения, с видом разрешенного использования - для размещения свалки бытовых отходов.
Согласно п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании пп.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются, в том числе государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Холмогорского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» о признании незаконным постановления от 14 июля 2020 года удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» от 14 июля 2020 года № 151 «О создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с территории населенных пунктов МО «Емецкое», МО «Двинское», МО «Хаврогорское».
В остальной части исковые требования прокурора Холмогорского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании незаконными постановлений, возложении обязанности ликвидировать свалку, рекультивировать земельный участок – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Холмогорский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 11 мая 2021 года
Председательствующий А.Б. Куликова