Производство № 2-89/2021
Дело (УИД): 49RS0005-01-2021-000142-09
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 сентября 2021 года пос. Сеймчан
Среднеканский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Чернецова А.И.,
при секретаре Иващенко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Среднеканского районного суда, расположенного по адресу: п. Сеймчан, ул. Николаева, д.2, гражданское дело по исковому заявлению П. к муниципальному образованию «Среднеканский городской округ» в лице Администрации Среднеканского городского округа о взыскании за счет казны выкупной цены нежилых помещений, судебных издержек,
У С Т А Н О В И Л:
П. обратилась в суд с исковым заявлением с учетом письменного уточнения иска к муниципальному образованию «Среднеканский городской округ» в лице Администрации Среднеканского городского округа об изъятии земельного участка и нежилых помещений путем выкупа для муниципальных нужд в собственность муниципального образования «Среднеканский городской округ».
В обоснование требования указала, что является собственником нежилых помещений, расположенных в жилом многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Указанный дом постановлением администрации Среднеканского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-п признан аварийным и подлежащим сносу.
Считает, что признание дома аварийным и подлежащим сносу влечет за собой невозможность использования указанных выше нежилых помещений, а также утрату нежилых помещений в связи со сносом дома. Также полагает, что последствия в виде утраты имущества наступают не в момент сноса объекта, а с даты принятия уполномоченным муниципальным органом решения о признании здания аварийным, в связи с чем пользование имуществом его собственником является противоправным.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес Администрации Среднеканского городского округа отправлена досудебная претензия с требованием об изъятии путем выкупа нежилых помещений.
Администрацией Среднеканского городского округа в осуществлении истцу выплаты выкупной стоимости за принадлежащие ему на праве собственности нежилые помещения, отказано.
Ссылаясь на ч. 10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, просит суд возложить на муниципальное образование «Среднеканский городской округ» в лице Администрации Среднеканского городского округа обязанность:
- изъять для муниципальных нужд в собственность муниципального образования «Среднеканский городской округ» земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: 49:04:010103:437;
- изъять путем выкупа для муниципальных нужд в собственность муниципального образования «Среднеканский городской округ» принадлежащее истцу на праве собственности нежилое помещение №, общей площадью 55,1 кв.м., кадастровый № по адресу: <адрес>, с определением подлежащей выплате за счет казны муниципального образования «Среднеканский городской округ» денежной компенсации в размере 1 051 000 руб.;
- изъять путем выкупа для муниципальных нужд в собственность муниципального образования «Среднеканский городской округ» принадлежащее истцу на праве собственности нежилое помещение №, общей площадью 107,1 кв.м., кадастровый № по адресу: <адрес>, с определением подлежащей выплате за счет казны муниципального образования «Среднеканский городской округ» денежной компенсации в размере 1 581 257 руб.
- взыскать с Администрации Среднеканского городского округа за счет казны муниципального образования «Среднеканский городской округ» в пользу истца расходы по определению рыночной стоимости объектов недвижимости в размере 25 500 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 23646 руб.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в суд с заявлением об отказе от иска в части и изменении исковых требований.
Определением Среднеканского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отказ от иска П. в части требований о возложении на муниципальное образование «Среднеканский городской округ» в лице Администрации Среднеканского городского округа обязанности изъять для муниципальных нужд в собственность муниципального образования «Среднеканский городской округ» земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: 49:04:010103:437, принят судом.
Кроме того, указанным определением приняты изменения исковых требований, в которых истец просила суд взыскать с муниципального образования «Среднеканский городской округ» в лице Администрации Среднеканского городского округа за счет казны:
- выкупную цену нежилого помещения №, общей площадью 55,1 кв.м., кадастровый № по адресу: <адрес> размере 1 051 000 руб.;
- выкупную цену нежилого помещения №, общей площадью 107,1 кв.м., кадастровый № по адресу: <адрес> размере 1 581 257 руб.;
- расходы по определению рыночной стоимости объектов недвижимости в размере 25 500 руб.
В обоснование измененных заявленных требований истец указала, что из акта обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ жилого дома расположенного по адресу: <адрес> следует, что кровля дома повреждена, имеется значительное нарушение теплоизоляции системы отопления и водоснабжения, водоотведения, сильно повреждены ржавчиной, тепловлажностный режим нарушен, теплотехнические характеристики здания снижены, имеются повреждения и деформации фундаментов, стен, несущих конструкций, инженерных коммуникаций.
Согласно экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области» в Среднеканском районе параметры микроклимата в спорных нежилых помещениях не соответствует нормам, при температуре наружного воздуха – 38, температура в помещениях составляет +7,6-8 градусов при допустимой +19-20 градусов.
Из акта осмотра помещений от ДД.ММ.ГГГГ прокуратуры Среднеканского района, администрации МО «поселок Сеймчан», МУП «Сеймчантеплосеть» следует, что ввод теплоносителя от централизованной системы отопления осуществляется стальной трубой на подаче и обратке диаметром 76 мм. Подающий трубопровод в подъезде с 1-го по 4 этаж, расположенный в подъезде изготовлен из трубы диаметром в 3,6 раза меньше проектной, в связи с чем требуется произвести замену инженерных коммуникаций дома в соответствии с проектной документацией, что относится к капитальному ремонту.
В связи с изложенным считает, что использование принадлежащих истцу нежилых помещений в предпринимательской деятельности невозможно по причине объективной опасности для здоровья и жизни.
Ссылаясь на Обзоры судебной практики Верховного Суда РФ указала, что отсутствие решения об изъятии земельного участка или несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для муниципальных нужд само по себе не лишает правообладателя земельного участка права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества.
Кроме того, согласно правовой позиции изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 03 ноября 2009 года № 1368-О-О, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан.
В судебное заседание истец П. не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Ответчик Администрация Среднеканского городского округа, в судебное заседание своего представителя не направили, извещены надлежащим образом.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области, своего представителя в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Суд, считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие сторон в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15).
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно, что предусмотрено п. 3 ст. 17 Закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Как следует из материалов дела, П. на праве собственности принадлежат нежилые помещения, расположенные в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>:
- №, общей площадью 55,1 кв.м., кадастровый №;
- №, общей площадью 107,1 кв.м., кадастровый №.
Согласно заключению межведомственной комиссии, созданной постановлением Администрации Среднеканского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-п от ДД.ММ.ГГГГ обследован жилой дом по адресу: <адрес>, дом построен и введен в эксплуатации в 1974 году, дом четырехэтажный, 32-х квартирный, в доме имеется канализация, центральное отопление, холодное водоснабжение, износ дома по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год-50%.
Кровля дома повреждена, имеется значительное нарушение теплоизоляции системы отопления и водоснабжения, водоотведения, сильно повреждены ржавчиной, теплотехнические характеристики здания снижены, имеются повреждения и деформации фундаментов, стен, несущих конструкций, инженерных коммуникаций.
Постановлением Администрации Среднеканского округа №-п от ДД.ММ.ГГГГ на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Пункт 3 указанного постановления предусмотрено включение данного многоквартирного дома в план расселения на 2019-2030 года.
Указанное постановление и решение межведомственной комиссии о признании указанного многоквартирного жилого аварийным и подлежащим сносу заинтересованными лицами не оспаривались.
Также установлено, что указанный многоквартирный дом не включен в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Из буквального толкования данной номы права следует, что изъятие у собственников принадлежащих им жилых помещений в доме может быть осуществлено только при соблюдении нескольких условий: признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; предъявление уполномоченным органом к собственникам помещений в данном доме требования о сносе дома или его реконструкции в определенный срок; невыполнение собственниками помещений в доме требования о сносе или реконструкции дома в указанный уполномоченным органом срок; принятие решения об изъятии земельного участка, на котором расположен дом, для муниципальных нужд; принятие решения об изъятии каждого жилого помещения в таком доме, за исключением принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Таким образом, согласно приведенных норм, решение о выкупе жилого помещения требует соблюдения требования о направлении органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома, либо его реконструкции, по истечении срока, установленного для сноса, далее принятие органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом, в случае если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе либо реконструкции. Само решение об изъятии земельного участка не может быть принято ранее истечения трехлетнего периода, предшествующего окончанию срока сноса дома в соответствии с п. 13 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ. При этом указанные действия должны быть последовательными.
Во исполнение требований ст. 10 ст. 32 ЖК РФ Администрацией ДД.ММ.ГГГГ в адрес П. было направлено требование № о сносе аварийного дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ требования о сносе аварийного дома были направлены другим собственникам квартир в указанном доме.
Исходя из изложенного, срок для сноса многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, не истек, следовательно, обязанность принять решение об изъятии земельного участка на котором расположен указанный дом и соответственно нежилых помещений принадлежащих истцу для муниципальных нужд у Администрации не наступила.
В постановлении от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (п. 20).
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции ("Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25.11.2009).
Основываясь на вышеназванных разъяснениях, суд приходит к выводу о том, что изъятие помещения и его выкуп, является производным требованием, возникающим только при условии принятия уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Истец обратилась в суд с настоящим исковым заявлением указывая на то, что имеется реальная опасность разрушения дома и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга и невозможности использования ее нежилых помещений для осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 3 определения Конституционного Суда РФ от 3 ноября 2009 года N 1368-О-О, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан.
Однако ни Жилищный кодекс РФ, ни Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не устанавливают требования о незамедлительном отселении лиц в случае признания межведомственной комиссией жилого помещения непригодным для проживания.
Кроме того, из материалов дела, исследованных судом, не следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: по адресу: <адрес>, находится в состоянии, которое создает угрозу жизни и здоровью граждан и требует немедленного расселения.
Несмотря на заключение межведомственной комиссии, от 01 февраля 2019 года, согласно которому многоквартирный дом по <адрес> признан не пригодным для проживания и подлежащим сносу, оснований полагать, что именно истцу грозит опасность для ее жизни и здоровья ввиду невозможности использования помещения, не имеется, поскольку фактически истец по данному адресу не проживает и спорные помещения являются нежилыми.
Кроме того, как следует из п. 25 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021) если земельный участок, находящийся в частной собственности, был фактически изъят для государственных или муниципальных нужд, однако при этом процедура изъятия уполномоченными органами не соблюдена, решение об изъятии не принято, какого-либо возмещения за изъятое имущество собственнику участка не предоставлено, то собственник такого участка имеет право на возмещение убытков, причиненных таким изъятием.
Как указано выше земельный участок, на котором находится принадлежащее истцу недвижимое имущество, для муниципальных нужд не изымался, жилой дом не снесен, от коммуникаций не отключен, не расселен, что сторонами не оспаривается, в связи с чем принудительное прекращение права собственности П., то есть фактическое изъятие нежилых помещений, не произошло.
Представленные истцом доказательства подтверждают лишь факт аварийности многоквартирного дома и того, что он подлежит расселению, но не подтверждают фактическое изъятие земельного участка и дома находящегося на нем.
Исходя из изложенного и учитывая, что П. сведений о наличии каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих об изъятии спорных жилых помещений не представлено, аварийность дома и непригодность его для проживания таковыми сами по себе не являются, оснований для удовлетворения требований искового заявления не имеется.
При указанных обстоятельствах, требование истца к муниципальному образованию «Среднеканский городской округ» в лице Администрации Среднеканского городского округа о взыскании за счет казны выкупной цены нежилых помещений, не основано на законе, следовательно удовлетворению не подлежит.
Оценка стоимости недвижимости по заданию истца произведена ООО «Правовой Центр». Из акта № от ДД.ММ.ГГГГ и платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что П. оплатила за услуги оценки 25 500 рублей. (т.1 л.д.47-48).
Согласно ст.88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в том числе другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с п.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требование истца П. о возмещении расходов по определению рыночной стоимости недвижимого имущества в размере 25 500 рублей, также удовлетворению не подлежат.
Поскольку исковые требования удовлетворению не подлежат, расходы по уплате государственной пошлины, при подаче искового заявления взысканию с ответчика в пользу истца в размере 23646 руб. (т.1 л.д.42), также не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление П. о взыскании с муниципального образования «Среднеканский городской округ» в лице Администрации Среднеканского городского округа за счет казны:
- выкупной цены нежилого помещения №, общей площадью 55,1 кв.м., кадастровый № по адресу: <адрес> размере 1 051 000 один миллион пятьдесят одна тысяча) руб.;
- выкупной цены нежилого помещения №, общей площадью 107,1 кв.м., кадастровый № по адресу: <адрес> размере 1 581 257 (один миллион пятьсот восемьдесят одна тысяча двести пятьдесят семь) руб.;
- расходов по определению рыночной стоимости объектов недвижимости в размере 25 500 (двадцать пять тысяч пятьсот) руб., оставить без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины в размере 23646 (двадцать три тысячи шестьсот сорок шесть) руб., отнести на истца.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Среднеканский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья А.И. Чернецов