03RS0006-01-2019-005891-26
Дело № 2а-388/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2020 года город Уфа
Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сыртлановой О.В.,
при секретаре Денисламове А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гурьяновой Т. С. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании решения незаконным, обязании в заключении договора купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Гурьянова Т.С. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование требований указывая на то, что она является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. При обращении в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа <адрес> РБ с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность по договору купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ (письмо № Г-15552) было отказано со ссылкой на п. 20 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Между тем, спорный земельный участок не ограничен в обороте, не относится к землям, приватизация которых запрещена, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд. Приводя данные обстоятельства, истец, указывая на то, что является собственником жилого дома находящегося на спорном земельном участке по праву наследования, и ограничений ее прав на владение земельным участком не имеется, просит суд признать решение, изложенное в письме №Г-15552 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в собственность по договору купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № незаконным, обязать Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан установить вид разрешенного использования на земельный участок и передать ей данный участок в собственность по договору купли-продажи.
Истец Гурьянова Т.С. на судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено, об отложении рассмотрения дела не заявлено.
На судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, указав на то, что истец является собственником жилого дома находящегося на спорном земельном участке по праву наследования, и ограничений ее прав на владение земельным участком не имеется. Поскольку на основании судебного акта истцу было отказано в признании права собственности на земельный участок в порядке наследования, обращаются с требованием о заключении договора купли-продажи спорного земельного участка.
Администрация городского округа <адрес> РБ, Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО <адрес> РБ о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Выслушав участника процесса, исследовав и оценив материалы настоящего гражданского дела, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
На основании положений ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Положениями статьи 39.2 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 39.3 названного Кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи (пункт 1); без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса (подпункт 6 пункта 2).
Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20); обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статья 42).
Исходя из содержания приведенных норм, предоставление прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности строение, здание, сооружение, вызвано необходимостью обслуживания и использования этих объектов недвижимости по целевому назначению.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», решение об установлении вида разрешенного использования принимается органом местного самоуправления городского округа.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Гурьянова Т.С. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 29,2 кв. м., с кадастровым номером № (л.д. 11-14).
Из решения Орджоникидзевского районного суда города Уфы РБ следует, что за Гурьяновой Т.С. признано право собственности в порядке наследования по закону на указанный жилой дом, а также гараж (литера Г), сарай (литера Г2), баню (литера Г4) после смерти ее отца Едренкина С. Е..
Право собственности Гурьяновой Т.С. на указанный жилой дом зарегистрировано в Едином государственном реестре ДД.ММ.ГГГГ (выписка из ЕГРН, л.д. 65).
Из кадастрового паспорта земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, на котором располагается жилой дом истца, следует, что вид разрешенного использования земельного участка не установлен, кадастровая стоимость не определена, категория земель: земли населенных пунктов.
На обращение истца о предоставлении спорного земельного участка по договору купли-продажи и установлении вида разрешенного использования – ИЖС Управлением земельных и имущественных отношений администрации ГО <адрес> Республики Башкортостан дан ответ за № Г-15552 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № путем заключения договора купли-продажи в связи с неустановлением вида разрешенного использования земельного участка, со ссылкой на то, что указанный земельный участок находится в территориальной зоне «СП-2», предназначенной для организации и озеленения санитарно-защитных зон. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № «для индивидуального жилищного строительства» в зоне специального назначения СП-2 не предусмотрен (л.д. 16, 21).
По сведениям, представленным Управлением земельных и имущественных отношений администрации ГО <адрес> Республики Башкортостан по запросу суда, следует, что в базе данных Управления и Едином государственном реестре недвижимости сведения о правоустанавливающих документах в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 02:55:030421:195 отсутствуют (л.д. 47).
Согласно ответу Главного управления Архитектуры и Градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ №/ПР, земельный участок кадастровым номером 02:55:030421:195 расположен в территориальной зоне СП-2 (специализированная зона). Информация о нахождении указанного участка в границах зон охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (водозаборов) отсутствует (л.д. 101).
В силу п. 20 ст. 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов в случае, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования.
Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для целей, указанных в статье 39.18 ЗК РФ. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ.
Земли в Российской Федерации, обозначенные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
В силу ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. На основании указанных рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Статьей 85 ЗК РФ установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для, исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использоваться в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2017) от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Обзора судебной практики N 2 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ), согласно подп. 3 п. 5 ст. 39.17 и ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст. 39.16 ЗК РФ.
В соответствии с таблицей № ст. 44 решения Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «О Правилах землепользования и застройки городского округа <адрес> Республики Башкортостан» для земельных участков, расположенных в территориальной зоне СП-2, вид разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства» (код вида разрешенного использования земельного участка 2.1) обозначен как запрещенный для данной территориальной зоны. Таким образом, суд приходит к выводу, что предусмотренных законом оснований для понуждения ответчика установить испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не установлено, в связи с чем суд приходит к выводу об обоснованности отказа, изложенного в письме № Г-15552.
Согласно ст. 7 указанного решения изменение несоответствующего вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, установленного градостроительным регламентом в составе настоящих Правил, на иной запрещенный вид функционального использования не допускается.
Кроме того, в кадастровом паспорте спорного земельного участка не указана его кадастровая стоимость, тогда как с учетом характера заявленного спора об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка имеет существенное значение для правильного разрешения спора.
В отношении спорного земельного участка не установлен вид разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства, то есть без определения правового режима его использования. Суд в рамках рассмотрения спора не наделен полномочиями по самостоятельному установлению вида разрешенного использования земельного участка, если данные сведения не внесены в кадастровый паспорт, а также не наделен полномочиями по определению кадастровой стоимости земельного участка.
Доводы представителя истца о достаточности оснований для заключения договора купли-продажи спорного земельного участка, поскольку истец является собственником жилого дома находящегося на спорном земельном участке, и ограничений прав на владение земельным участком не имеется, основаны на неверном толковании норм права в совокупности с обстоятельствами дела. Подобные выводы сделаны без учета положений приведённых выше Правил землепользования и застройки городского округа <адрес> Республики Башкортостан в отношении спорного земельного участка. Истцом не учтено расположение земельного участка на территории, на которой согласно указанных Правил не предусмотрен испрашиваемый истцом вид разрешенного использования земельного участка.
Учитывая фактические обстоятельства дела с позиции вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь положениями статей 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Гурьяновой Т. С. к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о признании решения незаконным, обязании в заключении договора купли-продажи земельного участка, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд РБ в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья О.В. Сыртланова