2-2817/2022
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 июня 2023 года город Владивосток
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Власенко И.Г. рассмотрев по правилам ч. 10 ст. 379.5 ГПК РФ гражданское дело по АО "Управление по обращению с отходами" к Мировицкой Галине Алексеевне о взыскании задолженности по оплате за обращение с твердыми коммунальными отходами, пени
по кассационной жалобе Мировицкой Галины Алексеевны на решение мирового судьи судебного участка № 27 г. Южно-Сахалинска Сахалинской области от 15 августа 2022 года и апелляционное определение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 13 февраля 2023 года,
у с т а н о в и л а:
АО «Управление по обращению с отходами» обратилось с иском к Мировицкой Г.А. о взыскании задолженности по оплате за обращение с твердыми коммунальными отходами в размере 5 399 руб. 30 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пени в размере 205 руб. 08 коп, расходов по уплате госпошлины в сумме 400 руб.
В обоснование требований истец указал, что Мировицкая Г.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. На основании приказа Министерства природы и охраны окружающей среды Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ № АО «Управление по обращению с отходами» определено региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) Ответчик не производит оплату за услуги ТКО, в связи с чем, образовалась задолженность в размере 5 399 руб. 30 коп, пени в размере 205 руб. 08 коп.
В последующем, истец уменьшил размер исковых требовании, в окончательной редакции просил взыскать задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 565 руб. 84 коп., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 187 руб. 43 коп.
Решением мирового судьи судебного участка № 27 г. Южно-Сахалинска Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ с Мировицкой Г. А. в пользу АО «Управление по обращению с отходами» взыскана задолженность за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 565 руб. 84 коп., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 187 руб. 43 коп.
Апелляционным определением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 13 февраля 2023 года решение мирового судьи оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Мировицкая Г.А. просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, согласно которым у нее отсутствует заключенный договор на вывоз ТКО, она не проживает в спорном жилом помещении в связи с некачественным водоснабжением.
В соответствии с ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
Положения части 3 статьи 30 ЖК РФ возлагают на собственника жилого помещения бремя его содержания, которое, в т.ч. по уплате коммунальных платежей, в силу ч.2 ст. 153 ЖК РФ, возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Согласно ч.4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется региональным оператором по обращению с ТКО. В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.
Из материалов дела и судом установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Мировицкая Г.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. По сведениям лицевого счета жилого помещения № на нем значится задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начислена пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Наличие задолженности по оплате ответчиком не оспаривается.
Согласно сведений Отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Сахалинской области Мировицкая Г.А. зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Судом установлено и подтверждается представленными в материалы дела документами, что АО «Управление по обращению с отходами», как региональный оператор, разместил на своем официальном сайте предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с чем согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь абз. 16 ст. 6, п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. п. 4, 8(17) - 8(19) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, п. 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ правильно указал, что из совокупного анализа указанных норм можно сделать вывод, что в силу своей публичности договор с региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя.
Как следует из материалов дела приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области от 19.12.2017 №73 АО «Управлению по обращению с отходами» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Сахалинской области на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пунктам 8(17) – 8(19) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В указанных случаях договоры на оказание услуг по обращению с ТКО между собственниками и региональным оператором считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО региональным оператором.
Приведенные Мировицкой Г.А. в кассационной жалобе доводы о том, что она не пользуется указанными услугами в связи с временным отсутствием в жилом помещении не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и не противоречат обстоятельствам дела.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по ТКО, регулируется положениями ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).
С учетом положений жилищного законодательства, в том числе Правил N 354, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые определены в приложении N 2 к Правилам N 354, применяются в зависимости от принятого в субъекте Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 22.11.2018 №555 «Об особенностях определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами» размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определен на территории Сахалинской области исходя из общей площади жилого помещения.
Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и случаях, которые утверждаются Правительством РФ (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).
Отсылочная норма пункта 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает, что перерасчет платежей за период временного отсутствия граждан производится в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Данный порядок изложен в разделе VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354.
Пунктами 86, 86 (1), 90, 91 Правил предусмотрена возможность перерасчета платы при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии в жилом помещении потребителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами согласно приложению N 4.
Основанием для такого перерасчета является подача гражданином заявления о перерасчете, в котором указываются сведения о временно отсутствующих лицах, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя.
Из изложенного следует, что обязанность по подтверждению факта отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан лежит на собственнике жилого помещения, который вправе предоставить те документы, которые, по его мнению, подтверждают факт и продолжительность отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан (перечень таких документов открытый).
Исполнитель коммунальной услуги в свою очередь вправе проверить подлинность, полноту и достоверность таких документов, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации. При наличии сомнений в достоверности или достаточности предъявляемых документов исполнитель коммунальной услуги вправе установить соответствующий факт в судебном порядке.
С таким заявлением о перерасчете ответчик не обращалась и сведений, подтверждающих проживание по иному адресу, отличному от места регистрации не представляла. Приведенный в жалобе довод о рассмотрении дела мировым судьей судебного участка № 27 к таким доказательствам не относится.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых постановлений суда кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 27 ░. ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░