Дело №000а-823/2022
УИД 44RS0003-01-2022-001227-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2022 года г. Шарья
Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Злобиной Н.С., с участием представителя истца - старшего помощника Шарьинского межрайонного прокурора Шабалиной Т.А., представителя административного ответчика администрации городского округа город Шарья Костромской области Соловьевой А.С., при секретаре Долгодворовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шарьинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Шарья Костромской области о понуждении совершить действия по содержанию и ремонту автомобильных дорог на территории городского округа город Шарья
УСТАНОВИЛ:
Шарьинский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации городского округа город Шарья Костромской области о возложении обязанности в срок до 01.11.2023 года произвести ремонт на всем протяжении улиц Ленина г.Шарья (от пересечения ул.Ленина и ул.Первомайская п. Ветлужский (на участке от д.80 до д.84 ул.Первомайской) в соответствии с нормативными требованиями.
Требования мотивируются тем, что Шарьинской межрайонной прокуратурой по факту ненадлежащего состояния автомобильных дорог на территории городского округа город Шарья Костромской области, проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения.
В ходе проверки установлено эксплуатационное состояние улично-дорожной сети городского округа город Шарья не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, установленными Государственными стандартами Российской Федерации, техническими правилам ремонта и содержания автомобильных дорог. Так, эксплуатационное состояние улично-дорожной сети на всем протяжении вышеуказанных улиц не соответствуют требованиям закона о безопасности дорожного движения, а именно: имеются дефекты в виде выбоин глубиной более 5 см, местного разрушения дорожного покрытия, искажение профиля в виде впадин, углублений, взбугриваний, препятствующее безопасно передвигаться транспортным средствам, пешеходам в том числе оперативности передвижения спецмашинам. Ранее, в связи с выявленными нарушениями в части ненадлежащего состояния автомобильных дорог городского округа город Шарья Шарьинской межрайонной прокуратурой главе городского округа город Шарья вносились представления об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, но до настоящего времени мер по устранению данных нарушений не принято. Согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
26.11.2021 года ОГИБДД МО МВД России «Шарьинский» в адрес администрации городского округа город Шарья внесено представление об устранении нарушений законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения по вышеуказанным недостаткам эксплуатационного состояния улично-дорожной сети. До настоящего времени администрацией городского округа город Шарья работы по устранению недостатков не выполнены.
Таким образом, администрация городского округа город Шарья в полном объёме не принимает меры, направленные на обеспечение надлежащего содержания автомобильных дорог, не осуществляет надлежащий контроль за сохранностью автомобильных дорог в границах городского округа, что в свою очередь способствует возникновению опасности движения на автомобильных дорогах местного значения, создается реальная угроза для жизни, здоровья и имущества граждан, защите интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В судебном заседании истец - старший помощник Шарьинского межрайонного прокурора Шабалина Т.А. заявленные требования поддержала по тем же основаниям.
Представитель административного ответчика администрации городского округа город Шарья Соловьева А.С. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась. Представила письменный отзыв в котором указано, что администрацией городского округа город Шарья определен уполномоченный орган, отвечающий за осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также иных полномочий в области использования автомобильных дорог -Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации городского округа город Шарья Костромской области (далее Управление ЖКХ) (Решение Думы городского округа город Шарья Костромской области 30.05.2013 года № 18-ДН). На данный момент между Управлением ЖКХ и подрядной организацией ООО «Континент» в целях выполнения комплекса работ по содержанию автомобильных дорог и элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Шарья, был заключен муниципальный контракт от 15.08.2022 года № 01413000297220000600001. Комплекс мероприятий по восстановлению проезжей части от пересечения ул.Ленина и ул.Краснофлотская до пересечения ул.Ленина и ул.Октябрьская) и ул.Первомайская п.Ветлужский (на участке от д.80 до д.84 ул. Первомайской) будет включен в общий план работ Управления ЖКХ и строительства администрации городского округа город Шарья на 2023 год, после определения объемов работ. Администрация городского округа город Шарья признает исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора, считает их обоснованными и законными.
Представитель заинтересованного лица- МО МВД России «Шарьинский» в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.
Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Шарьинской межрайонной прокуратурой проведена проверка по факту ненадлежащего состояния автомобильных дорог городского округа город Шарья.
В ходе проверки установлено, что эксплуатационное состояние уличной дорожной сети городского округа город Шарья не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, установленными Государственными стандартами Российской Федерации, техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог.
26.11.2021 года Шарьинским межрайонным прокурором в адрес главы городского округа город Шарья Костромской области внесено представление об устранении нарушений законодательства, в том числе в сфере содержания дорог общего пользования, о безопасности дорожного движения (л.д. 19-26).
Из ответа главы городского округа город Шарья от 29.11.2021 г. на представление следует, что для приведение проезжей части автомобильной дороги по ул.Первомайская на участке дороги от д.80 до д.84 п.Ветлужский в нормативное состояние требуется выполнить работы по их капитальному ремонту, которые включают в себя мероприятия по увеличению высоты насыпи, подсыпку песчано-гравийной смесью на всем ее протяжении, а также мероприятия по водоотведению с проезжей части дорог. С целью организации выполнения мероприятий по ремонту дорог разработан план, который сформирован из очередности выполнения работ в разрезе: - главные дороги с грунтовым и переходным покрытием, - второстепенные дороги с а/б покрытием, - второстепенные дороги с грунтовым, переходным и другими типами покрытия ( в том числе ул.Первомайская на участке от ж.д80 до ж.д.84 п.Ветлужский). Комплекс мероприятий по восстановлению ул.Первомайская на участке от д.80 до д.84 п.Ветлужский г.Шарья включены в общий план работ Управления ЖКХ и строительства администрации городского округа город Шарья Костромской области. Управлением ЖКХ и строительства администрации городского округа город Шарья направлена заявка в подрядную организацию на выполнение мероприятий по подсыпке участка дороги ул.Первомайская от ж.д.80 до ж.д.84 п.Ветлужский с последующим профилированием данного участка. На текущий период времени, в связи с неустойчиво сложившимися неблагоприятными погодными условиями, выполнить данный вид работ не представляется возможным (л.д.27-30).
Также 01.07.2022 года Шарьинским межрайонным прокурором в адрес главы городского округа город Шарья Костромской области внесено представление об устранении нарушений законодательства, об организации безопасности дорожного движения (л.д. 42-47).
Из ответа главы городского округа город Шарья от 19.08.2022 года на представление следует, на текущий период времени Управлением ЖКХ и строительства направлена заявка в подрядную организацию ООО «Континент» по подсыпке щебнем дорожного полотна на указанном участке, в рамках контракта на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог и элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Шарья Костромской области в 2022 году. Планируемый срок выполнения работ до 29.08.2022 года (л.д.48-49).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
При этом под дорожной деятельностью понимается согласно пункту 6 ст. 3 указанного Федерального закона деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов закреплены в ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденному приказом Росстандарта РФ от 26.09.2017 года № 1234-ст.
В соответствии с пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Согласно акту обследования с фототаблицами, составленному государственным инспектором ДН отдела ГИБДД МО МВД России «Шарьинский», на участках автомобильных дорог, возложить обязанность по ремонту которых требует прокурор, имеются дефекты асфальтобетонного покрытия в виде выбоин, превышающих допустимые размеры, а также дефекты поверхности проезжей части в грунтовом исполнении в виде просадок. (л.д33-41).
Наличие указанных в акте недостатков создает угрозу безопасности дорожного движения, угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Являясь исполнительным органом местного самоуправления и собственником местных дорог общего пользования, администрация городского округа город Шарья обязана содержать автомобильные дороги в пределах территории городского округа в соответствии с требованиями технических регламентов.
На основании изложенного исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.11.2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░░░░░ ░ ░░.░░░░░░░░░░░) ░ ░░.░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ 80 ░░ ░░░░ 84 ░░.░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.