Дело № 2а-433/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 декабря 2019 года п. Междуреченский
Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ганина С.В.,
при секретаре Шестаковой Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Югра-Экология» к администрации гп. Междуреченский Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании недействующим с даты принятия постановления администрации городского поселения Междуреченский № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения Междуреченский от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Междуреченский» в части определения нормативов накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель акционерного общества «Югра-Экология» обратился суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес> Просил признать недействующим с даты принятия постановление администрации городского поселения Междуреченский № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения Междуреченский от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Междуреченский» в части определения нормативов накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов.
Административный истец свои требования мотивирует тем, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, что следует из статьи 24.6. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Акционерное общество «Югра-Экология» является региональным оператором на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, что следует из соглашения №, заключенного с Департаментом промышленности ХМАО-Югры ДД.ММ.ГГГГ.
В целях осуществления расчетов с собственниками ТКО, коммерческий учет ТКО осуществляется региональным оператором исходя из нормативов накопления ТКО.
Установление нормативов накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, что следует из закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами».
24 декабря 2018 года администрацией городского поселения Междуреченский, в целях реализации отдельных государственных полномочий принято постановление № от 24 декабря 2018 года «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения Междуреченский от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Междуреченский».
Указанным постановлением административным ответчиком изменены ранее принятые нормативы накопления в пользу их уменьшения по многоквартирным домам и индивидуальным жилым домам.
С принятым постановлением административный истец не согласен, поскольку постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд, независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта, каждой категории, суммируются по дням недели. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов рассчитываются с учетом всех четырех сезонов в году.
Административным ответчиком при принятии постановления № от ДД.ММ.ГГГГ использовались методы, которые противоречат требованиям постановления Правительства № 269, что влечет недействительность постановления № от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, административный истец указывает, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> оказываются региональным оператором в соответствии с «Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в <адрес> утвержденной распоряжением Правительства ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ № (Терсхема). Информация о нормативах накопления является составной частью Терсхемы, что следует из пункта 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Распоряжением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №, в Терсхему были внесены изменения, в том числе по нормативам накопления ТКО на территории пгт. <адрес>. Изменения нормативов накопления обусловлено, в том числе, принятием административным ответчиком Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Междуреченский».
В соответствии с п. 18 постановления Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исхода из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Между тем, по прошествии менее 1 года после последнего изменения нормативов накопления и внесения изменений в Терсхему, административным ответчиком было принято новое постановление, которым нормативы накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов были уменьшены по сравнению с ранее действовавшим Постановлением № от 14.05.2018 года и по сравнению с теми, что вошли в Терсхему и тарифную заявку.
Указанное изменение повлекло для административного истца возникновение убытков за период с 01.12.2018 года по 30.06.2019 года в размере 3 245 278,76 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца - Паршукова Е.А. исковые требования поддержала. Также пояснила, что ответчик нарушил процедуру сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, предусмотренную постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и незаконно вынес оспариваемое постановление. Незаконное уменьшение нормативов накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов повлекло для административного истца возникновение убытков.
Представитель ответчика – Филяева Е.А. в ходе судебного заседания возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что, в настоящее время проведены замеры объемов и массы накопления ТКО весной, летом и осенью 2019 года, замеры объема и массы накопления ТКО в зимнем сезоне будут выполнены в 2020 году. После выполнения всех замеров показатели будут утверждены и будут внесены изменения в территориальную схему. В настоящее время проводятся соответствующие работы.
Представитель ответчика представил возражения по существу исковых требований, согласно которым считает исковое заявление необоснованным и неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 3 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 17.11.2016 № 79-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа-Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» органы местного самоуправления городских округов и поселений наделяются отдельным государственным полномочием по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Во исполнение переданных полномочий администрацией городского поселения Междуреченский 14.05.2018 принято постановление № «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Междуреченский».
Постановлением администрации городского поселения Междуреченский от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в постановление от ДД.ММ.ГГГГ № которым в целях совершенствования системы оплаты коммунальных услуг нормативы накопления ТКО приведены в соответствие с распоряжением главы Кондинского района от ДД.ММ.ГГГГ №, действующим на момент принятия оспариваемого постановления.
Проект оспариваемого постановления был направлен для проведения антикоррупционной экспертизы в прокуратуру Кондинского района, замечания по проекту постановления, а также по принятому нормативно-правовому акту не поступали.
Административным ответчиком соблюдены требования нормативно правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта согласно п.2 ч.8 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Представитель административного ответчика в удовлетворении административных исковых требований АО «Югра-Экология» просил отказать.
Старший помощник прокурора Кондинского района в заключении указал, что административным ответчиком в настоящее время проводятся мероприятия по замеру массы и объема образуемых отходов, которые планируется закончить в январе 2020 года. Также указал, что истцом не представлено доказательств объема ТКО, который фактически образуется за год в п. Междуреченский и соответственно не представлено доказательств несения убытков. Таким образом, административным истцом не представлено объективных и достоверных доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым постановлением.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно статье 5 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 4 статьи 24.10 названного Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст.24.6 вышеуказанного Федерального закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Судом установлено, что акционерное общество «Югра-Экология» является региональным оператором на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, что следует из соглашения №, заключенного с Департаментом промышленности ХМАО-Югры 02.04.2018 года.
В целях осуществления расчетов с собственниками ТКО, коммерческий учет ТКО осуществляется региональным оператором исходя из нормативов накопления ТКО.
Установление нормативов накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, что следует из закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.11.2016 № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами».
Постановлением администрации городского поселения Междуреченский Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № от 14 мая 2018 года утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Междуреченский.
Услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> оказываются региональным оператором в соответствии с «Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», утвержденной распоряжением Правительства ХМАО - Югры от 21.10.2016 № 559-рп» (Терсхема). Информация о нормативах накопления является составной частью Терсхемы, что следует из пункта 4 Постановления Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130.
Распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 07.12.2018 № 647-рп, в Терсхему были внесены изменения, в том числе по нормативам накопления ТКО на территории <адрес>. Изменения нормативов накопления ТКО внесены на основании постановления администрации городского поселения Междуреченский от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Междуреченский».
В соответствии с п. 18 постановления Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исхода из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением администрации городского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в постановление администрации городского поселения Междуреченский № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Междуреченский». При этом нормативы накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов были уменьшены по сравнению с ранее действовавшим Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ и по сравнению с теми, что вошли в Терсхему и тарифную заявку.
Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
Статьей 11 и ст.12 указанного постановления установлено, что замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2016 №524/пр утверждены методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п.9 методических рекомендаций установлены сроки проведения замеров:
а) зима - декабрь, январь;
б) весна - апрель;
в) лето - июнь, июль;
г) осень - сентябрь, октябрь.
Учитывая указанные обстоятельства, суд пришел к выводу, что административным ответчиком замеры массы и объема накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2016 №524/пр не проводились, что не оспаривает и представитель административного ответчика.
Таким образом, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения Междуреченский Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в части определения нормативов накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов принято без каких-либо оснований и в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Кроме того, оспариваемое постановление в части определения нормативов накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов, безусловно нарушает права и законные интересы АО «Югра-Экология» поскольку его исполнение влечет убытки для указанного акционерного общества.
При определении момента, с которого следует признать не действующим в части оспариваемое постановление, суд учитывает разъяснения указанные в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его, не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, положения оспариваемого нормативного правового акта применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан. Следовательно, оспариваемые положения данного нормативного правового акта подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу, а не с даты принятия оспариваемого постановления, как просит административный истец.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
2. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> - ░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░.
3. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
3. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░