Дело № 2а-1059/2020 74RS0017-01-2020-000744-30
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
17 июня 2020 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Шевяковой Ю.С.,
при секретаре Коротаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Краснодарскому краю к Романцову Вячеславу Владимировичу о взыскании налога, пени,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы в„– 10 РїРѕ Краснодарскому краю (далее – РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 10 РїРѕ Краснодарскому краю) обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Романцову Р’.Р’. Рѕ взыскании задолженности РїРѕ налогу РЅР° имущество физических лиц РІ размере 8 924 рублей 00 копеек, пени РІ размере 74 рублей 37 копеек, задолженности РїРѕ земельному налогу РІ размере 407 рублей 00 копеек, пени РІ размере 03 рублей 39 копеек (Р».Рґ. 3-6).
Р’ обоснование заявленных требований РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 10 РїРѕ Краснодарскому краю сослалась РЅР° то, что Романцов Р’.Р’. состоит РЅР° налоговом учете РІ качестве налогоплательщика Рё РІ соответствии СЃ Рї.1 СЃС‚.23 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее РїРѕ тексту – Налоговый кодекс Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации) обязан уплачивать законно установленные налоги. Поскольку административный ответчик является собственником недвижимого имущества (жилого РґРѕРјР° Рё земельного участка), то РѕРЅ является плательщиком налога РЅР° имущество физических лиц, Р° также земельного налога. Налоговым органом исчислен налог РЅР° имущество физических лиц Рё земельный налог Р·Р° 2015 РіРѕРґ, Рѕ чем налогоплательщику направлено налоговое уведомление СЃ расчетом СЃСѓРјРј, причитающихся уплате РІ бюджет. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что РІ установленные Налоговым кодексом Р Р¤ СЃСЂРѕРєРё Романцовым Р’.Р’. налог уплачен РЅРµ был, РЅР° СЃСѓРјРјСѓ недоимки РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚.75 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации налоговым органом начислены пени. Р’ адрес ответчика налоговым органом направлялось требование, РІ котором сообщалось Рѕ наличии Сѓ него задолженности РїРѕ налогам Рё Рѕ СЃСѓРјРјРµ начисленной пени. До настоящего времени указанная СЃСѓРјРјР° РІ бюджет РЅРµ поступила. РџСЂРѕСЃРёС‚ восстановить СЃСЂРѕРє подачи заявления РїРѕ причине перехода РЅР° новый программный комплекс Рё невозможностью сформировать пакет документов для СЃСѓРґР°.
Представитель административного истца РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 10 РїРѕ Краснодарскому краю РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела извещен СЃСѓРґРѕРј надлежащим образом,РїСЂРѕСЃРёР» рассмотреть дело РІ его отсутствие (Р».Рґ. 6, 35-36).
Административный ответчик Романцов В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом по известному суду адресу: <адрес>, который по сведениям Управления по вопросам миграции ГУМВД России по Челябинской области совпадает с местом его регистрации (л.д.21).
Судебные извещения административным ответчиком не получены, направленные в его адрес почтовые отправления возвращены в адрес суда с отметкой оператора почтовой связи об истечении срока хранения ((л.д. 22,34).
В связи с изложенным, уклонение Романцова В.В. от явки в учреждение почтовой связи для получения заказного письма расценивается судом как отказ от его получения.
При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», признается, что в силу положений ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
Согласно ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания по делу о взыскании обязательных платежей и санкций, не является препятствием к рассмотрению административного дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии сторон по доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Рсследовав материалы дела, СЃСѓРґ считает требования РЅРµ подлежащими удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги, закреплена в п.1 ч.1 ст. 23 и ст. 45 Налогового кодекса РФ.
Согласно п.2 и п.3 ст.52 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Статьей 69 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с п.1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Как установлено РІ С…РѕРґРµ судебного разбирательства Рё следует РёР· материалов дела, РїРѕ данным РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 10 РїРѕ Краснодарскому краю Романцов Р’.Р’. РІ 2015 РіРѕРґСѓ являлся собственником <данные изъяты> доли РІ праве собственности РЅР° земельный участок СЃ кадастровым номером в„–, расположенный РїРѕ адресу: <адрес>, Р° также <данные изъяты> доли РІ праве собственности РЅР° жилой РґРѕРј СЃ кадастровым номером в„–, находящийся РЅР° указанном земельном участке, признаваемые объектами налогообложения.
В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение (п. 1 ст. 401 Налогового кодекса РФ).
Ставки налога на объекты налогообложения, перечень которых определен в соответствии со ст. 401 главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов, применительно к налогу на имущество физических лиц, подлежащему начислению за 2015 год, установлены Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 30 октября 2014 года №42-ЗГО «О введении налога на имущество физических лиц».
В соответствии со ст. 409 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Плательщиками данного налога, согласно ст. 388 Налогового кодекса РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками.
Объектами налогообложения в силу ст. 389 Налогового кодекса РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется, как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ (ст. 390 Налогового кодекса РФ).
Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 391 Налогового кодекса РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 Налогового кодекса РФ).
В силу ст. 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:
- 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В порядке ст. 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщику направлялось налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о начислении за 2015 год транспортного налога в размере 515 рублей 00 копеек, земельного налога в размере 407 рублей 00 копеек, налога на имущество физических лиц в размере 8924 рублей 00 копеек (л.д.8)
Свою обязанность по уплате налога административный ответчик своевременно не исполнил.
В соответствии с требованиями ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ налоговым органом в адрес Романцова В.В. было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по налогу на имущество физических лиц в сумме 8924 рублей 00 копеек, пени в сумме 74 рублей 37 копеек, земельного налога в сумме 407 рублей 00 копеек и пени в сумме 03 рублей 39 копеек (л.д. 9).
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).
Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 указанной нормы заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как следует РёР· материалов дела, Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 10 РїРѕ Краснодарскому краю обращалась Рє РјРёСЂРѕРІРѕРјСѓ СЃСѓРґСЊРµ судебного участка в„– <данные изъяты> СЃ заявлением Рѕ вынесении РІ отношении Романцова Р’.Р’. судебного приказа Рѕ взыскании СЃ налогоплательщика задолженности РїРѕ налогам Рё пени. Определением РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– <данные изъяты> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ налоговому органу РІ принятии заявления Рѕ вынесении судебного приказа Рѕ взыскании СЃ Романцова Р’.Р’. недоимки РїРѕ налогам Рё пени было отказано РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ РїСЂРѕРїСѓСЃРєРѕРј СЃСЂРѕРєР° для обращения РІ СЃСѓРґ (Р».Рґ.7).
Установленный ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ срок обращения в суд с заявлением о взыскании с Романцова В.В. недоимки по налогу на имущество и земельному налогу, истек ДД.ММ.ГГГГ, поскольку согласно требованию № от ДД.ММ.ГГГГ срок его исполнения был установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец обратился в Златоустовский городской суд Челябинской области с данным административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17 – почтовый конверт), то есть с пропуском установленного законом срока для обращения в суд с административным иском.
Административный истец РїСЂРѕСЃРёС‚ восстановить СЃСЂРѕРє подачи заявления РІ СЃСѓРґ, указывая РЅР° то, что РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 10 РїРѕ Краснодарскому краю был осуществлен переход РЅР° новый программный комплекс, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, сформировать пакет документов для СЃСѓРґР° было невозможно.
Суд полагает, что указанные административным истцом обстоятельства не могут расцениваться как уважительные причины пропуска налоговым органом срока для обращения в суд, поскольку налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 08.02.2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика) и оно направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для восстановления административному истцу срока обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогу и пени, и, как следствие, для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 175-180, 286-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Краснодарскому краю к Романцову Вячеславу Владимировичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу за 2015 год, пеней, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд.
Председательствующий Ю.С. Шевякова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.