Решение по делу № 33-9505/2018 от 07.08.2018

Судья Рублева Н.В.

Дело № 33-9505

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Выдриной Ю.Г., судей Новоселовой Д.В., Смирновой М.А. при секретаре Тотьмяниной Ю.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 27 августа 2018 года дело по апелляционной жалобе администрации города Соликамска Пермского края на решение Соликамского городского суда Пермского края от 21 июня 2018 года, которым постановлено –

Заявление Ромачева Сергея Александровича удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации города Соликамска № 197–па «О снятии с учета граждан, признанных ранее в качестве нуждающихся в жилых помещениях» от 15.02.2018 года в части снятия Ромачева Сергея Александровича с учета нуждающихся в жилом помещении.

Обязать орган местного самоуправления Соликамского городского округа администрацию города Соликамска предоставить Ромачеву Сергею Александровичу ** года рождения, по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, соответствующее нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления муниципального образования Пермского края, но не менее 28 и не более 33 квадратных метров общей площади жилого помещения, не менее 14 кв. м жилой площади, расположенное на территории Соликамского городского округа за счет средств выделяемых на эти цели из бюджета Пермского края.

Заслушав доклад судьи Смирновой М.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ромачев С.А. обратился в суд с иском к администрации г. Соликамска о предоставлении жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения.

Требования обосновываются тем, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Истец имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда в соответствии с Законом Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей». 20.01.2015г. истец поставлен на учет в администрации г. Соликамска и включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. 05.02.2015г. решением МТУ №7 Министерства социального развития Пермского края Ромачев С.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. 28.01.2015г. решением комиссии по опеке и попечительству Межрайонного территориального управления № 7 Министерства социального развития Пермского края выдано заключение об установлении факта невозможности проживания Ромачева С.А. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: г. Соликамск, ул. ****. 20.11.2017г. Решением комиссии по опеке и попечительству Межрайонного территориального управления №7 Министерства социального развития Пермского края (протокол №59 от 16.11.2017г.) заключение об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, выданное Ромачеву С.А., признано неправомерно установленным. Указанное решение принято на основании того, что квартира по адресу: г. Соликамск, ул. ****, имеет общую площадь 40,6 кв.м., в указанной квартире зарегистрировано 3 человека, приходящаяся на одно лицо площадь жилого помещения превышает учетную норму 10 кв. м. 15.02.2018г. истец снят с учета нуждающихся в жилом помещении, в связи с отсутствием оснований для получения жилого помещения специализированного жилищного фонда. Указанное решение истец считает незаконным, поскольку в жилом помещении истцу принадлежит 1/5 доля, что составляет 8,12 кв. м., т.е. истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе администрация г. Соликамска, указывая на то, что при вынесении решения судом нарушены нормы процессуального права, заявленные требования подлежали рассмотрению в порядке административного судопроизводства, поскольку фактически истцом обжалуется постановление администрации г. Соликамска. Исковое заявление подлежало возврату истцу на стадии приема. Выводы суда противоречат нормам материального права, при осуществлении расчета общей площади жилого помещения следует исходить из количества фактически проживающих в нем лиц. В спорном жилом помещении зарегистрированы и фактически проживают 3 человека, на каждое лицо, включая истца, приходится 13,5 кв.м. общей площади жилья, что превышает учетную норму, установленную постановление администрации г. Соликамска от 30.05.2014 года № 979-па. Данные обстоятельства явились основанием для признания решения комиссии по опеке и попечительству МТУ № 7 Минсоцразвия Пермского края от 16.11.2017г. факта невозможности проживания истца в спорной квартире неправомерно установленным. Доказательств того, что истец совместного хозяйства с иными проживающими лицами в квартире не ведет, членами одной семьи они не являются, Ромачевым М.А. не представлены. Предполагается, что граждане, проживая в одном жилом помещении, ведут общее хозяйство и являются членами одной семьи, пока не доказано иное.

Возражения на апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.

Стороны, третье лицо в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании ст. 327, 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.

Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), нашла, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права, проанализированные в решении, применены правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 20.01.2015г. Ромачев С.А. был поставлен на учет в Администрации г. Соликамска и включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, а также 05.02.2015г. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями МТУ №7 Министерства социального развития Пермского края. Ромачев С.А. имеет в собственности 1/5 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: г. Соликамск, ул. ****.

Постановлением администрации г. Соликамска № 197-па от 15.02.2018г. «О снятии с учета граждан, признанных ранее в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Ромачев С.А. снят с учета нуждающихся в жилом помещении в связи с отсутствием оснований для получения жилого помещения специализированного жилищного фонда. Основанием для снятия с учета послужило то обстоятельство, что проживание Ромачева С.А. в занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: г. Соликамск, ул. ****, общей площадью 40,6 кв.м., не может быть признано невозможным для проживания, поскольку в указанной квартире зарегистрировано 3 человека, приходящаяся на одно лицо площадь жилого помещения, превышает учетную норму, установленную на территории данного муниципального образования.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями Федерального закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Пермского края от 10.05.2017 N 88-ПК "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Жилищного кодекса РФ, регулирующими спорные правоотношения, и пришел к правильному выводу об обоснованности предъявленного иска.

При этом суд правомерно исходил из того, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и в связи с тем, что, будучи включенным в установленном порядке в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда по основаниям, предусмотренным ст. 109.1. Жилищного кодекса Российской Федерации, не обеспечен жилым помещением.

Объектом права собственности Ромачева С.А. является не жилое помещение в целом, а только 1/5 доля в праве собственности на него, что составляет 8,12 кв.м., членом семьи собственников иных долей в спорном жилом помещении истец не является, в том смысле, который предусмотрен жилищным законодательством (ст. 31 Жилищного кодекса РФ), совместного хозяйство они не ведут. Право долевой собственности не предполагает единоличное распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, а осуществляется по соглашению всех ее участников. Право пользования спорным жилым помещением в силу закона имеется у каждого сособственника, а не только у лиц, зарегистрированных в жилом помещении.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, изложенными в решении, считая их основанными на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательствах и нормах материального и процессуального права. Законных оснований для переоценки вывода суда у судебной коллегии не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В развитие указанных положений в ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации также закреплено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.1).

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8).

Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 N 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:

1.2. При наличии условий, содержащихся в части 2 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка и включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденный главой местной администрации муниципального района (городского округа) Пермского края в соответствии с частью 6 статьи 6 Закона N 1939-419, однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.

1.3. Жилые помещения предоставляются органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края.

1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:

жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 и не более 33 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров;

жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации;

жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа).

Согласно ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (ред. от 28.02.2018 № 204-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

2. Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:

1) лицо проживает в Пермском крае;

2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;

3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

5. Жилые помещения предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров.

Предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище, которое возникло у истца, однако, до настоящего времени не реализовано по не зависящим от него обстоятельствам.

При этом в соответствии с абзацем 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обязанность предоставить жилое помещение истцу возникла по достижении им 18 летнего возраста.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при осуществлении расчета общей площади жилого помещения следует исходить из количества фактически проживающих в нем лиц, судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном понимании требований материального законодательства. Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, истец Ромачев С.А. является собственником 1/5 доли жилого помещения по адресу: г. Соликамск, ул. Ул. ****, право собственности возникло в порядке наследования после смерти отца Ромачева С.А. Сведения об иных собственниках в материалах дела отсутствуют. Общая площадь квартиры составляет 40,6 кв.м., т.е. на долю истца приходится 8,12 кв.м. Порядок пользования между долевыми собственниками недвижимого имущества либо судом в порядке ст. 247 ГК РФ не определен. В силу ст. 209 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ Ромачев С.А. вправе владеть, пользоваться и распоряжаться указанным жилым помещением только с учетом указанной доли, площадь которой составляет 8,12 кв.м. Постановлением администрации г. Соликамска № 979-па от 30.05.2014 года установлена учетная норма площади жилого помещения 10 кв.м. на одного члена семьи. При таких обстоятельствах, общая площадь, приходящаяся на долю в праве собственности истца на жилое помещение, менее учетной нормы, установленной в данном населенном пункте. Данные обстоятельства, как правильно указано судом первой инстанции, свидетельствуют о невозможности проживания Ромачева С.А. в жилом помещении по адресу: г. Соликамск, ул. ****, применительно к положениям статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419, в связи с чем он должен быть включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Совокупности собранных по данному делу доказательств - объяснениям сторон, письменным доказательствам, судом дана надлежащая оценка, выводы суда должным образом мотивированы. Оснований для переоценки исследованных судом доказательств, на чем фактически настаивает в апелляционной жалобе ответчик, суд апелляционной инстанции не находит.

Требования о признании незаконным отказа ответчика в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и обеспечении жилым помещением обоснованно заявлены Ромачевым С.А. и рассмотрены судом в исковом порядке, вид судопроизводства был определен правильно, нормы КАС РФ к возникшим между сторонами правоотношениям не применимы.

Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения суда, не установлены.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Соликамского городского суда Пермского края от 21 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Соликамска Пермского края - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-9505/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Ромачев Сергей Александрович
Ответчики
Администрация г. Соликамска
Правительство Пермского края
Другие
Межрайонное территориальное управление № 7 Министерства социального развития Пермского края
Шеин Тимур Владимирович
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Смирнова Марина Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее