88-9560/2024 (2-538/2024)
49RS0001-01-2023-006664-87
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
7 ноября 2024 года г.Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г.,
судей Бузьской Е.В., Аноприенко К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салюка Бориса Борисовича к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области, акционерному обществу «Страховое общество газовой промышленности» о взыскании страховой выплаты, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 26 марта 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 6 августа 2024 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В., выслушав объяснения представителя акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» Гаврищука М.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области Железновой А.В., поддержавшей доводы письменных возражений на кассационную жалобу, заключение прокурора Потаповой Е.Н., полагавшей судебные постановления не подлежащими отмене, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Салюк Б.Б. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области (далее - Управление Росгвардии по Магаданской области), акционерному обществу «Страховое общество газовой промышленности» (далее - АО «СОГАЗ»).
В обоснование требований указано, что Салюк Б.Б. проходил службу в органах внутренних дел, 17 апреля 2022 года после перенесенной физической нагрузки и стресса был госпитализирован станцией скорой медицинской помощи с <данные изъяты> и прооперирован в ГБУЗ «Магаданская областная больница». Вследствие данного заболевания не смог далее занимать должность заместителя командира 2 оперативного взвода ОМОН Управления Росгвардии по Магаданской области и после продолжительной реабилитации был уволен 2 июня 2022 года на основании заключения военно-врачебной комиссии ФКУЗ «МСЧ МВД России по Магаданской области» по причине болезни. По результатам реабилитации, наблюдения, обследований и вновь пройденной врачебной комиссии 30 мая 2023 года ему присвоена вторая группа инвалидности. В связи с возникновением страхового случая 21 июня 2023 года в адрес Управления Росгвардии по Магаданской области направил заявление о выплате соответствующей страховой суммы (компенсации), которая не была ему выплачена.
С учетом утонения исковых требований, просил взыскать с ответчиков в его пользу страховую сумму в размере 1 636 328,69 рублей, неустойку за необоснованную задержку выплаты страховой суммы в размере 3 763 556,47 рублей, компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей, штраф в размере 50% от присужденной судом суммы за несоблюдение в добровольном порядке требований в размере 2 849 942,58 рублей.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 26 марта 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 6 августа 2024 года, исковые требования удовлетворены частично. С АО «СОГАЗ» в пользу Салюка Б.Б. взыскана страховая сумма в размере 1 636 328,69 рублей, неустойка за задержку выплаты страховой суммы в размере 200 000 рублей.
В кассационной жалобе, дополнительной кассационной жалобе представитель АО «СОГАЗ» просит состоявшиеся по данному делу судебные постановления отменить в части удовлетворенных исковых требований как несоответствующие закону.
В письменных возражениях представитель Управления Росгвардии по Магаданской области просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
В письменных возражениях участвующий в деле прокурор полагал судебные постановления законными и обоснованными, просил в удовлетворении кассационной жалобы АО «СОГАЗ» отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы гражданского дела, изучив доводы кассационной жалобы, дополнений к кассационной жалобе, возражения относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения норм материального и процессуального права судебными инстанциями допущены не были.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Салюк Б.Б. проходил службу в Управлении Росгвардии по Магаданской области, на апрель 2022 года занимал должность заместителя командира 2 оперативного взвода (отдельного) отряда мобильного особого назначения «Гвардеец» Управления Росгвардии по Магаданской области.
В период службы Салюк Б.Б. его жизнь и здоровье являлись объектом обязательного государственного страхования в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ).
22 марта 2021 года между Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации как страхователем с одной стороны и АО «СОГАЗ» как страховщиком с другой стороны был заключен государственный контракт № 0075 на оказание услуг по осуществлению обязательного государственного страхования жизни и здоровья застрахованных лиц, указанных в пункте 3.1 настоящего контракта (пункт 1.1, 3.1).
Обязательства по контракту распространяются на страховые случаи, произошедшие с 00 ч. 00 мин. 1 января 2021 года по 23 ч. 59 мин. 31 декабря 2022 года (пункт 1.2).
Застрахованными лицами по настоящему контракту являются в том числе, лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющие специальные звания полиции, граждане, уволенные со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в течение одного года после окончания службы (пункт 3.1); объектами обязательного государственного страхования по настоящему контракту являются жизнь и здоровье застрахованных лиц, указанных в пункте 3.1 настоящего контракта (пункт 4.1); страховым случаем является в том числе установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного в период прохождения службы (пункт 5.1.4).
17 апреля 2022 года Салюком Б.Б. <данные изъяты>, 19 апреля 2022 года заключением военно-врачебной комиссии ФКУЗ «МСЧ МВД России по Магаданской области» № 150 установлена ограниченная годность Салюка Б.Б. к службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Приказом Управления от 25 апреля 2022 года № 21 дсп л/с Салюк Б.Б. освобожден от замещаемой должности со 2 июня 2022 года (по окончании отпуска), контракт с ним расторгнут по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел.
30 мая 2023 года решением Бюро № 1 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» Минтруда России Салюку Б.Б. установлена инвалидность второй группы, причина инвалидности - заболевание, полученное в период военной службы (справка об инвалидности выдана 7 июня 2023 года, также составлена индивидуальная программа реабилитации инвалида).
Разрешая спор и принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований Салюка Б.Б., суд первой инстанции, руководствовался положениями статей 936, 969 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации», правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2018 года № 18-П, исходил из того, что заболевание истца, послужившее основанием для установления ему инвалидности второй группы, получено в период службы, само увольнение истца произошло в период действия государственного контракта от 22 марта 2021 года, в связи с чем, пришел к выводу, что обязательство по выплате истцу страховой суммы по наступившему страховому случаю - установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, должно быть возложено на страховую компанию АО «СОГАЗ», и об отсутствии оснований для удовлетворения требований к Управлению Росгвардии по Магаданской области.
Проверяя решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с вышеизложенными выводами суда согласилась, дополнительно указав, что получение документа, подтверждающего наличие инвалидности, и определение группы данной инвалидности после истечения срока государственного контракта не может служить основанием для освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения по событию, существовавшему в период действия договора страхования вне зависимости от его документального оформления.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы по правилам части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 936 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком.
В силу статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками), либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями.
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации», в силу положений статьи 1 которого Объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - обязательное государственное страхование), являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее - служба), отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (далее - застрахованные лица).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ 1. Страховщиками по обязательному государственному страхованию (далее - страховщики) могут быть страховые организации, имеющие лицензии на осуществление обязательного государственного страхования.
Страховщики выбираются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Страхователями по обязательному государственному страхованию (далее - страхователи) являются федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба.
Выгодоприобретатели по обязательному государственному страхованию, являются в том числе застрахованные лица.
В соответствии с абзацем пятым статьи 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ одним из страховых случаев при осуществлении обязательного государственного страхования является установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
Как установлено судами подпунктом 5.1.4 государственного контракта № 0075, заключенного 22 марта 2021 года между Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и АО «СОГАЗ», страховым случаем является в том числе установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного в период прохождения службы. Жизнь и здоровье Салюка Б.Б. были застрахованы по данному государственному контракту.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 942 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая).
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам (пункт 2).
Принимая во внимание, что страховой случай с Салюком Б.Б. – установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы, наступил 30 мая 2023 года, то есть в течение одного года после увольнения со службы, с учетом приведенных положений действующего законодательства и условий указанного государственного контракта, на Салюка Б.Б. распространяется действие государственного контракта № 0075, заключенного 22 марта 2021 года между Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и АО «СОГАЗ», которым предусмотрена выплата страхового возмещения при установлении застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы, либо до истечения одного года после увольнения со службы, так как истечение срока действия указанного государственного контракта не освобождает данную страховую компанию от обязанности произвести страховые выплаты Салюку Б.Б. в силу принятых на себя страховой компанией обязательств по выплате страхового возмещения лицам, застрахованным по данному контракту, инвалидность которым установлена до истечения года после увольнения.
Ранее аналогичная правовая позиция была приведена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 2082-О, согласно которой, перечисленные в Федеральном законе от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица, при наступлении страховых случаев, в частности, указанных в абзацах втором и третьем статьи 4 Закона, считаются застрахованными в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов, если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Такое правовое регулирование направлено на защиту интересов военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц, прекративших служебные отношения после получения травмы (заболевания) (редакция статьи 4 Федеральном законе от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ приведена в указанном определении на дату его принятия).
При таких обстоятельствах, ошибочные выводы судов нижестоящих инстанций о том, что в данном споре страховым случаем является наличие у истца в период действия государственного контракта заболевания, послужившего основанием для установления ему инвалидности второй группы, полученного в период службы, увольнение истца в период действия государственного контракта от 22 марта 2021 года, не влекут отмену правильных по существу судебных постановлений об удовлетворении исковых требований Салюка Б.Б. о взыскании страховых выплат со страховой компании АО «СОГАЗ».
Оснований для отмены постановленных судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 26 марта 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 6 августа 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 15 ноября 2024 года