Административное дело № 2а – 818/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Рязань 10 февраля 2021 года
Советский районного суда г. Рязани в составе председательствующего судьи Прошкиной Г.А. при секретаре судебного заседания Брюнцовой М.А.,
с участием помощника прокурора Советского района г. Рязани – Табаковой Д.С., действующей на основании удостоверения,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску прокурора Советского района г. Рязани в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Рязани в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просил признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на Интернет-сайтах по сетевым URL-адресам: //, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и обратить решение суда к немедленному исполнению. Мотивировал тем, что установленное в рамках прокурорской проверки размещение на страницах сайтов информации, создающей образ проститутки, как приемлемого обществом явления, способствующей укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления и успешности лиц, занимающихся проституцией и пользующихся услугами проституток, а также о предоставлении услуг, связанных с проституцией, с указанием телефонов, видов услуг, цен, выбора девушек, противоречит целям и задачам действующего законодательства, может причинить вред здоровью и (или) развитию неограниченного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Рязанской области.
Определением суда от 10 февраля 2021 года прекращено производство по административному делу в части требований о признании информацией, распространение которой в Российской Федерацией запрещено, информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенной на интернет-сайте с URL-адресами: //.
Суд, выслушав объяснения прокурора, посчитав возможным рассмотреть дело, в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и об его отложении не просивших, просивших рассмотреть дело в их отсутствии, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
По общему правилу, установленному п. 5 ст. 15 данного Федерального закона, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности; а в иных случаях может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, в том числе путем признания таких действий запрещенными через констатацию факта нарушения установленного федеральным законодательством запрета и уже в силу этого представляющими угрозу неопределенному кругу лиц (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Так, Конституция Российской Федерации гласит, что федеральным законом могут быть ограничены права и свободы человека и гражданина, в том числе право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В ст.ст. 9, 10 Федерального закона прямо установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, а также предусмотрена возможность ограничения доступа к такой и (или) иной информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.1 ст. 15.1 данного Федерального закона, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Как разъяснено в «Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации №1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года, решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам сети «Интернет», содержащим распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п.2 ч.5 ст. 15.1 Федерального закона) подлежат принятию судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч.3 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Право обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований предоставлено прокурору (ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в сети «Интернет» на интернет-сайтах с URL-адресами//, владельцы которых неизвестны, размещена в свободном доступе информация, создающая образ проститутки, как приемлемого обществом явления, способствующая укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления и успешности лиц, занимающихся проституцией и пользующихся услугами проституток, а также о предоставлении услуг, связанных с проституцией, с указанием телефонов, видов услуг, цен, выбора девушек.
Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных информационных сайтов и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Установить владельцев (владельца) сайтов не представляется возможным.
Данные доменные имена (указатели страниц сайтов) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не включены в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Информация, размещенная на указанных сайтах, прямо не отнесена к информации, которая может быть признана запрещенной в досудебном порядке.
В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.
Так, согласно ст. 17 Конвенции о правах ребенка от 1989 года установлено, что государства – участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
Также п. 2 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации предусматривает право ребенка на обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
Кроме того, в соответствии с ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации проституция запрещена. За привлечение лиц к занятию проституцией и организацию самой деятельности по занятию проституцией действующим законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность (ст. ст. 6.11, 6.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст.ст. 240, 241 УК РФ).
Кроме того, владельцами сайтов не приняты меры для ограждения несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, что влечет административную ответственность по ст. 6.17 КоАП РФ. А размещение на таких сайтах наружных половых органов лиц, занимающихся проституцией, не имеет научного, медицинского или обучающего предназначения, и осуществляется для удовлетворения сексуальных потребностей посетителей сайтов, что носит порнографический характер, тогда как ст. 242 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за публичную демонстрацию порнографических материалов.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, которая по существу выражается в привлечении лиц к занятиям проституцией.
Как следствие, предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе Интернет, является распространением запрещенной информации.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что материалы, размещенные на страницах указанных сайтов, направлены на неограниченный круг лиц, в обход установленным законодательством требований для ведения и реализации такой деятельности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для ограничения доступа к указанным Интернет-сайтам в целях защиты прав неопределенного круга лиц, профилактики и пресечения совершения административных правонарушений и преступлений.
После вступления решения суда в законную силу его копия подлежит направлению в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, для внесения соответствующих сведений в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.172-180, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Прокурора Советского района г. Рязани в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено - удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на интернет-сайтах с URL-адресами: //, информацией, распространение которой Российской Федерацией запрещено.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме.
Судья (подпись)