Судья Ковальчук Н.И. УИД № 39RS0022-01-2022-001176-55
дело №2-879/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 33-1422/2023
15 марта 2023 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ольховского В.Н.
судей Алферовой Г.П., Филатовой Н.В.
при секретаре Быстровой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Николаева Владимира Валерьевича – Громовой Веры Александровны на решение Черняховского городского суда Калининградской области от 21 ноября 2022 года по гражданскому делу по иску Николаевой Ирины Васильевны в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Н. к Николаеву Владимиру Валерьевичу о расторжении брака, признании права на долю денежных средств жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Алферовой Г.П., объяснения Николаева В.В. и его представителя Фомской И.Ю., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя Николаевой И.В. – Бульсене М.В., полагавшей жалобу необоснованной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Николаева И.В. в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей: Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в суд с иском к Николаеву В.В. о расторжении брака, признании права на долю в жилищной субсидии военнослужащего и взыскании денежных средств, указав, что с 18 августа 2006 г. состоит в браке с ответчиком, от которого супруги имеют двоих детей.
Совместная жизнь с ответчиком не сложилась, начиная с октября 2019 года брачные отношения прекращены, совместное хозяйство не ведется. Примирение, дальнейшая семейная жизнь и сохранение семьи невозможны. Спора по поводу содержания и места жительства детей не имеется.
В 2016 году ответчик был признан нуждающимся в жилом помещении с формой обеспечения – жилищная субсидия с составом семьи 4 человека: он, супруга и двое несовершеннолетних детей.
На основании заявления и представленных документов, исходя из норматива – 18 кв.м на каждого члена семьи, что составило в общем 72 кв.м, ответчику Министерством обороны РФ в феврале 2022 г. перечислены денежные средства для приобретения жилья в размере 13713678 рублей.
До настоящего времени жилое помещение ответчиком не приобретено, денежные средства находятся на банковском счете ответчика. Зарегистрированных прав на объекты недвижимости она и несовершеннолетние дети не имеют.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истица просила расторгнуть брак; признать за ней и за каждым из детей, как членов семьи военнослужащего, право собственности на 1/4 долю денежных средств жилищной субсидии, полученной Николаевым В.В., согласно Федеральному закону «О статусе военнослужащих», и взыскать с Николаева В.В. по 3428419 рублей 33 копейки – стоимость доли денежных средств жилищной субсидии в пользу каждого из них.
Решением Черняховского городского суда Калининградской области от 21 ноября 2022 года исковые требования Николаевой Ирины Васильевны в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Н. удовлетворены:
Расторгнут брак между Николаевым Владимиром Валерьевичем и Николаевой (до вступления в брак Малахова) Ириной Васильевной, заключенный 18 августа 2006 года отделом ЗАГС (Дворец бракосочетания) мэрии г. Калининграда (актовая запись № 1164).
Признано право Николаевой Ирины Васильевны, несовершеннолетних Б. на долю денежных средств жилищной субсидии в размере 13713678 рублей, полученной Николаевым Владимиром Валерьевичем по решению филиала «Западный» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации от 17 февраля 2022 года № 03-28/84 – по 1/4 доле за каждым.
С Николаева Владимира Валерьевича в пользу Николаевой Ирины Васильевны взысканы денежные средства в размере 3428419 рублей 33 копейки на приобретение жилья в счет доли денежных средств жилищной субсидии, причитающихся как члену семьи военнослужащего.
С Николаева Владимира Валерьевича в пользу несовершеннолетнего Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения взысканы денежные средства в размере 3428419 рублей 33 копейки на приобретение жилья в счет доли денежных средств жилищной субсидии, причитающихся как члену семьи военнослужащего.
С Николаева Владимира Валерьевича в пользу несовершеннолетней Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения взысканы денежные средства в размере 3428419 рублей 33 копейки на приобретение жилья в счет доли денежных средств жилищной субсидии, причитающихся как члену семьи военнослужащего.
В апелляционной жалобе представитель Николаева В.В. - Громова В.А. просит решение в части признания за членами семьи ответчика (супруги и двоих несовершеннолетних детей) по ? доле в праве на жилищную субсидию и взыскании в их пользу денежных средств отменить, и вынести в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Так, указывает, что суд не принял во внимание, что обеспечение жильем военнослужащих, в том числе путем выплаты субсидии, является одной из социальных гарантий, установленной им государством и тесно связано с личностью конкретного военнослужащего, при этом именно военнослужащий является получателем субсидии. Члены семьи военнослужащего защищены этой гарантией, при условии их совместного проживания с военнослужащим. То есть их право в данном случае на обеспечение жильем производно от права на его получение самим военнослужащим. Обращает внимание, что положениями действующего законодательства, регулирующего вопросы жилищного обеспечения военнослужащих и совместно с ним проживающих членов семьи, не предусмотрено выделение доли жилищной субсидии в денежном выражении одному из членов семьи получателя субсидии. Предполагается, что субсидия предоставляется на семью военнослужащего с целью приобретения жилья для дальнейшего совместного проживания всех ее членов, а не обеспечения отдельным жильем каждого из них. Жилищная субсидия имеет целевой характер – для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с чем признание права на долю денежных средств и их взыскание с военнослужащего в пользу членов его семьи, является незаконным, нарушает положения п. 16 ст. 15 Закона о статусе военнослужащего, а также Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 21.07.2014 г. № 510. Кроме того, в ходе судебного разбирательства ответчик не отказывался обеспечить жильем супругу и детей, предлагая различные условия мирового соглашения, однако истица отказалась.
Представителем Николаевой И.В. – Бульсене М.В. поданы письменные возражения на жалобу, в которых полагает приведенные в ней доводы необоснованными, и просит решение суда оставить без изменения.
В судебное заедание истица Николаева И.В., третье лицо Филиал «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, с заявлением об отложении судебного заседания не обращались.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ – с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене в части признания права несовершеннолетних детей на долю в жилищной субсидии и взыскании в их пользу денежных средств в счет указанной доли, в связи с нарушением норм материального права, с вынесением в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что с 18 августа 2006 г. Николаев В.В. и Николаева И.В. состоят в браке, от которого имеют двоих несовершеннолетних детей: Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
21 декабря 2016 года Николаев В.В., являясь военнослужащим, обратился ФГКУ отдела № 4 «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» с заявлением о перечислении ему жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемую в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», на состав семьи: он, супруга – Николаева И.В., двое детей – Н.В.
Решением заместителя начальника филиала государственного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса») Министерства обороны Российской Федерации от 17 февраля 2022 года № 03-28/84 в соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министерства обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 510, Николаеву В.В. и совместно проживающим с ним членам семьи Николаевой И.В., детям Николаеву Н.В., Николаевой К.В. предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере 13713678 рублей. При этом было учтено, что право на дополнительную жилую площадь - нет; норматив общей площади жилого помещения -72 кв.м; общая продолжительность военной службы – 25 лет; коэффициент с учетом общей продолжительности военной службы 2,750 (л.д. 54).
Платежным поручением от 24 февраля 2022 г. денежные средства в размере 13713678 руб. перечислены на счет Николаева В.В. № 4081781062086051126, открытый в ПАО Сбербанк, где они находятся до настоящего времени.
Стороны выразили согласие на расторжение брака, в связи с чем судом он был расторгнут.
Разрешая исковые требования в части признания права на жилищную субсидию, суд исходил из того, что поскольку она выделена Николаеву В.В. на всех членов семьи, в том числе и на супругу и несовершеннолетних детей, то она является собственностью всех ее владельцев, а учитывая, что субсидия выделена исходя из 72 кв.м норматива общей площади жилого помещения на 4-х членов семьи, при этом право на дополнительную жилую площадь Николаев В.В. не имеет, пришел к выводу о том, что все члены семьи военнослужащего имеют равные доли в праве на жилищную субсидию, то есть по ? каждому. Приняв во внимание, что ответчик в добровольном порядке доли в полученной жилищной субсидии не передал истице и детям, суд взыскал с Николаева В.В. в пользу Николаевой И.В. и двоих несовершеннолетних детей Н. и Б.. денежные средства в размере 3428419, 33 руб. ( в пользу каждого), соответствующем ? доле жилищной субсидии.
С таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным федеральным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Право военнослужащих на жилище в рамках указанного Закона реализуется в форме предоставления военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, субсидии для приобретения или строительства жилого помещения либо жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 510 утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы.
Пункт 1 Порядка регулирует вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации.
В случае гибели (смерти) военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, настоящий Порядок распространяются на членов их семей. (п. 2 Порядка).
Кроме того, п. 15 ст.15 Федерального закона №76-ФЗ предусмотрена возможность реализации права военнослужащих на жилище в соответствии с Федеральным законом №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» путем участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, которая предполагает выделение денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений.
В силу ст. 4 Федерального закона №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений (п. 1); предоставления целевого жилищного займа (п. 2); выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
В случае, если участник накопительно-ипотечной системы, у которого возникло право на использование накоплений для жилищного обеспечения в соответствии с пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, уволен с военной службы и в связи с гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим не получил в установленном порядке денежные средства, указанные в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, члены его семьи, а в случае отсутствия членов семьи у такого участника его родители (усыновители) и дети, не указанные в части 1 настоящей статьи, имеют право получить указанные денежные средства. (ч. 1.1. ст. 12 Закона ).
Целевой жилищный заем, полученный участником накопительно-ипотечной системы, исключенным из списков воинской части по основаниям, указанным в части 1 настоящей статьи, засчитывается в счет обязательств государства перед участником и не подлежит возврату членами его семьи, а в случае отсутствия членов семьи у такого участника его родителями (усыновителями) и детьми, не указанными в части 1 настоящей статьи (ч. 2 ст. 12 Закона).
Из анализа приведенных норм следует, что право на жилищную субсидию имеет непосредственно военнослужащий, а в случае его смерти - члены его семьи.
Таким образом, ни приведенными выше нормами, ни положениями семейного, жилищного и гражданского законодательства не предусмотрено оснований для возникновения самостоятельного права собственности на жилищную субсидию, перечисленную военнослужащему, у членов его семьи (супруги и детей) в равных долях каждому, равно закон не возлагает на военнослужащего обязанность выделить равные доли членам своей семьи (супруге и детям) в праве собственности на приобретенное с использованием средств жилищной субсидии жилое помещение, в связи с чем вывод суда первой инстанции о том, что истица и двое несовершеннолетних детей являются владельцами жилищной субсидии в размере 13713678 руб. в равных долях по ? каждому, основан на неправильном толковании закона.
С учетом изложенного решение суда в части признания за истицей и двумя несовершеннолетними детьми права на ? долю жилищной субсидии и взыскании с Николаева В.В. в пользу каждого из них денежных средств в размере 3428419, 33 руб., соответствующем указанной доле, подлежит отмене в связи с нарушением норм материального права, с вынесением в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
Между тем, с доводом жалобы о том, что поскольку жилищная субсидия носит целевой характер - для приобретения или строительства жилого помещения, то она не подлежит разделу между супругами, в том числе со ссылкой на то, что ответчик не отказывается от обязательства по приобретению жилого помещения для супруги и детей, судебная коллегия согласиться не может.
Как указано выше, согласно положениям статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в форме, в том числе предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
Право военнослужащих на жилище в рамках указанного Закона реализуется в форме предоставления военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, субсидии для приобретения или строительства жилого помещения либо жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма.
Каких-либо ограничений для членов семьи военнослужащего в режиме и порядке пользования жилым помещением, в том числе, приобретенном за счет субсидии военнослужащих, названными выше Законами не предусмотрено.
Приобретение военнослужащим жилья за счет субсидии является одной из форм его жилищного обеспечения, реализуемого за счет средств федерального бюджета, следовательно, на такое жилье (квартиру, дом) распространяется режим общей совместной собственности.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в Определении от 14 мая 2018 г. N 863-0, государственные гарантии жилищных прав военнослужащих, оговоренные, в частности, в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", направлены в итоге на обеспечение потребностей в жилище как непосредственно самих военнослужащих, так и членов их семей, что служит укреплению социальной базы исполнения гражданами обязанностей по защите Отечества и реализации тем самым требований ст. 40 (ч. 1) и 59 Конституции Российской Федерации на основе уважения и защиты государством семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7, ч. 2; ст. 38, ч. 1 Конституции Российской Федерации).
Из анализа судебной практики следует, что жилые помещения, приобретенные супругами в период брака за счет средств указанной выше жилищной субсидии, признаются общим имуществом супругов, и подлежат разделу между ними.
Таким образом, если бы супруги Николаевы, получив в период брака в феврале 2022 г. вышеуказанную субсидию в размере 13713678 руб., полностью потратили ее на приобретение или строительство жилья до состоявшегося по настоящему делу расторжения брака, то последнее подлежало бы включению в состав общего имущества супругов, и, соответственно разделу между ними.
Поскольку денежные средства жилищной субсидии, полученной супругом-военнослужащим в браке, признаются общим имуществом супругов в соответствии с п. 2 ст. 34 СК РФ в совокупности с приведенными выше нормами ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и правовой позицией Конституционного суда РФ, а не личным доходом супруга-военнослужащего, не подлежащим разделу, а также принимая во внимание, что полученная Николаевым В.В. жилищная субсидия в период брака не была израсходована, в настоящее время брак между супругами расторгнут, судебная коллегия приходит к выводу о том, что денежные средства жилищной субсидии в размере 13713678 руб., находящиеся на счете Николаева В.В., подлежат разделу между супругами в соответствии со ст. 39 СК РФ в равных долях, то есть по 6856839 руб. каждому.
При таких обстоятельствах с Николаева В.В. в пользу Николаевой И.В. подлежат взысканию денежные средства жилищной субсидии в размере 6856839 руб., в связи с чем решение суда в указанной части подлежит изменению с увеличением взысканного размера денежных средств с 3428419,33 руб. до 6856839 руб.
Кроме того, из объяснений ответчика в суде первой инстанции установлено, что, несмотря на то, что супруги совместно не проживают с 2019 г., брак между ними не расторгался, так как Николаев В.В. хотел обеспечить жильем не только себя, но и членов семьи. В случае, если бы брак был расторгнут, он вправе был претендовать на жилищную субсидию только на себя одного в размере 6285435 руб. (исходя из площади 32 кв.м). После получения субсидии он предлагал истице заключить мировое соглашение на указанных условиях, то есть почти поровну, однако ответчица отказалась, настаивая на своих требованиях (л.д. 110-111).
С учетом изложенного решение в части признания права на жилищную субсидию за несовершеннолетними детьми и взыскании в их пользу денежных средств субсидии подлежит отмене с вынесением нового об отказе в иске. Решение суда в части взыскания денежных средств жилищной субсидии с ответчика в пользу истицы подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черняховского городского суда Калининградской области от 21 ноября 2022 года в части признания права Николаевой Ирины Васильевны, несовершеннолетних Б. на долю денежных средств жилищной субсидии в размере 13713678 рублей, полученной Николаевым Владимиром Валерьевичем по решению филиала «Западный» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации от 17 февраля 2022 года № 03-28/84 – по 1/4 доле за каждым и взыскании с Николаева Владимира Валерьевича в пользу несовершеннолетних Н. денежных средств в размере 3428419 рублей 33 копейки (в пользу каждого) в счет доли денежных средств жилищной субсидии, причитающихся как члену семьи военнослужащего, отменить и вынести в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении данных исковых требований.
То же решение в части взыскания с Николаева Владимира Валерьевича (паспорт <данные изъяты>) в пользу Николаевой Ирины Васильевны (<данные изъяты>) денежных средств жилищной субсидии изменить, увеличив их размер до 6856839 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение в окончательной форме составлено 16 марта 2023 г.
Председательствующий
Судьи