Решение по делу № 3а-58/2015 от 09.09.2015

                                                                                                         Дело № 3 – 58/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Якутск                                09 ноября 2015 года

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе

    судьи Дьяконовой З.С.,

    при секретаре Романовой Е.П.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Власенко В.А. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Саха (Якутия), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия), об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости,

установил:

Власенко В.А., являясь арендатором земельного участка площадью .......... кв.м., с кадастровым номером № ..., расположенного по адресу: .........., обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Саха (Якутия) (далее - Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РС (Я)), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление Росреестра по РС (Я)), об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной его стоимости, по состоянию на 01 января 2012 г. в размере .......... рублей

В обоснование своих требований истец ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2013 года и значительно выше его рыночной стоимости, установленной отчетом об оценке от 25.11 2014 г. Не согласившись с результатами оценки кадастровой стоимости, истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по РС (Я) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанных объектов в размере их рыночной стоимости.

Решением названной комиссии от 02 апреля 2015 года № ... в заявлении о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков было отказано.

Не согласившись с указанным решением, полагая его необоснованным, истец обратился в суд об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.

К участию в деле привлечено Правительство РС(Я) определением суда от 11 сентября 2015 года. В соответствии ч.2 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

При рассмотрении дела в пределах заявленных вышеприведенных требований было установлено, что кадастровая стоимость земельного участка была определена не на 1 января 2012 года, а на 31 марта 2013 года, что следовало из выписки из кадастрового паспорта спорного земельного участка.

В связи с этим, суд, руководствуясь статьей 248 Кодекса административного судопроизводства, и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенными в постановлении от 30 июня 2015 г. N28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», предоставил срок истцу устранить нарушения путем представления отчета об оценке на 31 июля 2013 года. Указанными нормами предусмотрено, что если факт отсутствия необходимых документов, в том числе отчета об оценке, составленного на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости и (или) экспертного заключения саморегулируемой организации на этот отчет, выяснится в ходе рассмотрения дела, суд предоставляет административному истцу срок для устранения нарушений, а в случае их неустранения на основании пункта 5 части 1 статьи 196 КАС РФ оставляет заявление без рассмотрения.

Административному истцу был предоставлен срок для предоставления им отчета об оценке на 31 июля 2013 года. В срок, установленный судом представитель истца представил отчет об оценке, которым определена рыночная стоимость земельного участка на 31 июля 2013 года и уточнил исковые требования, просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости на 31 июля 2013 года.

В судебном заседании представитель истца Яныгина О.А., действующая на основании доверенности, имеющая высшее .......... образование, заявленные требования поддержала в полном объеме, просит заявление удовлетворить и установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной оценщиком по состоянию на 31 июля 2013 г. При этом указала, что оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости земельного участка нарушают право истца на установление действительной налоговой обязанности и ведут к уплате земельного налога в завышенном размере. Кроме того, кадастровая стоимость земельного участка учитывается при исчислении арендной платы.

Представитель ответчика – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице Филиала по РС (Я) Лосева И.Е., действующая на основании доверенности, пояснила, что Филиал ФГБУ «Кадастровая палата Росреестра по РС (Я)» не наделен полномочиями в сфере проведения государственной оценки, в связи с чем, надлежащим ответчиком по делу не является. Просила в удовлетворении иска отказать, поскольку он заявлен к ненадлежащему ответчику.

Представитель ответчика - Правительства РС (Я) Петров А.Ю., действующий на основании доверенности от 20.02.2015 г. № ..., в судебном заседании исковые требования не признал. Считает, что при составлении отчета об оценке объекта недвижимости не выполнены требования статьи 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающие обязательность передачи соответствующих полномочий со стороны собственника земельных участков на установление стоимости объектов недвижимости.

Кроме того, по мнению представителя ответчика, дата определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 31 июля 2013 г. указана в отчете об оценке неверно, так как датой определения кадастровой стоимости земельных участков следует считать дату утверждения результатов определения кадастровой стоимости, т.е. вынесения Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2013 года № 374.

Представитель ответчика Управления Росреестра по РС (Я) и представитель заинтересованного лица МО «Ленский район» РС(Я) при надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились.

По правилам части 4 статьи 247 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В силу ч. ч. 2, 5 ст. 1, ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.

Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

На основании пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее-Федеральный закон № 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.

Как следует из материалов дела, 08 августа 2013 года между муниципальным образованием «Ленский район» Республики Саха (Якутия) и Власенко В.А. заключён договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности. Приложением № ... к указанному договору установлено, что размер арендной платы определяется на основании данных о кадастровой стоимости земельного участка.

В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В силу частей 1 и 2 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В таком случае датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.

Согласно пункту 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222, в случае, когда образование нового земельного участка произошло после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость данного земельного участка определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно абзацам 5 и 6 части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчет об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.

Экспертиза отчета об оценке объекта оценки проводится, в том числе в целях проверки отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (абзац 2 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).

Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером № ... поставлен на кадастровый учет 31 июля 2013 года решением филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".

Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, утвержденного приведенным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2013 года, вступившим в законную силу 01.01.2014 г.

Из кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 30 июня 2015 года, выданной Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РС (Я) усматривается, что кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет ...........

Истцом в обоснование требований представлен отчёт ООО «********» от 25.11.2014 года, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 31 июля 2013 года составляет .......... руб., который экспертным заключением Общероссийской общественной организации «********» от 21 января 2015 г. № ... признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

В силу ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается допустимым доказательством, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете – достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

На основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Доказательством определения рыночной стоимости земельного участка является отчет независимого оценщика.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанные в отчете ООО «********» выводы подтверждают доводы истца о значительном превышении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № ... над его рыночной стоимостью.

Доказательств обратного материалы дела не содержат, возражений относительно достоверности определенной в отчете ООО «********» от 25 ноября 2014 года рыночной стоимости спорного земельного участка и соответствия отчета требованиям законодательства Российской Федерации, а также ходатайств о назначении соответствующих экспертиз участвующими в деле лицами не заявлено.

Указание представителя ответчика Правительства РС (Я) на не соответствие представленного истцом отчета требованиям статьи 10 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», основано на ошибочном толковании правовой нормы, которая регламентирует порядок заключения договора на проведение оценки от имени собственника объекта.

Согласно статье 6 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки. При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Кроме того, при рассмотрении споров об определении кадастровой стоимости объекта действует специальное правовое положение, изложенное в ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ, которое предполагает самостоятельное предоставление со стороны заинтересованного лица отчета о рыночной стоимости объекта.

Довод представителя Правительства РС(Я) о том, что датой определения кадастровой стоимости земельных участков следует считать дату утверждения результатов определения кадастровой стоимости, т.е. вынесения Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2013 года № 374, также является неправильным, поскольку датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.

Как установлено в суде, датой внесения сведений относительно спорного земельного участка является 31 июля 2013 года. На указанную дату определена и рыночная стоимость этого участка.

Доводы представителя Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РС (Я) о том, что учреждение не является надлежащим ответчиком по делу поскольку организация проведения государственной кадастровой оценки возложена на Росреестр, Учреждение не допускало незаконных действий, не нарушало своими действиями права и законные интересы истца, его решения не оспариваются, подлежат отклонению.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников этих отношений (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 24.19 Федерального закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, определяет кадастровую стоимость объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Указанные полномочия на основании решения органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

В соответствии с Приказом Росреестра от 12 мая 2015 г. N П/210 федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") переданы полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.

В связи с изложенными выше обстоятельствами, суд полагает заявленные Власенко В.А. исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № ... равной его рыночной стоимости подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Власенко В.А. к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Саха (Якутия), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия) об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № ..., площадью 2 619 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: .........., в размере .......... рублей по состоянию на 31 июля 2013 года.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Саха (Якутия) внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № ..., площадью .......... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: .......... в размере .......... рублей по состоянию на 31 июля 2013 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда РС(Я):                                  З.С. Дьяконова

Решение суда принято в окончательной форме 11 ноября 2015 года

3а-58/2015

Категория:
Гражданские
Другие
Правительство Республики Саха (Якутия)
Суд
Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
vs.jak.sudrf.ru
09.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.09.2015Передача материалов судье
11.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.09.2015Подготовка дела (собеседование)
24.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.09.2015(Вид производства изменен на "административное")
13.10.2015[Адм.] Судебное заседание
06.11.2015[Адм.] Судебное заседание
09.11.2015[Адм.] Судебное заседание
11.11.2015[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее