Решение
именем Российской Федерации
01 июля 2022г. г.Ефремов Тульской области
Ефремовский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Алексеевой Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Леоновой Я.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-755/2022 по административному исковому заявлению Ефремовского межрайонного прокурора Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
Ефремовский межрайонный прокурор Тульской области Лопухов С.В., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором указал, что Ефремовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об охране здоровья граждан. В ходе проверки Ефремовской межрайонной прокуратурой в сети Интернет в поисковой строке «yandex.ru» установлена страница интернет-сайта: <данные изъяты>. В ходе осмотра данной страницы указанного сайта установлено, что на ней размещена информация о покупке больничного листа задним числом. На вышеуказанных сайтах в сети «Интернет» свободно распространяется информация, побуждающая неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная ответственность ст.19.23 КоАП РФ - подделка документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт), так и уголовная ответственность (ст.324 УК РФ - незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР; ст.327 УК РФ подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков). Прокуратурой установлено, что на странице интернет-сайта с адресом: <данные изъяты>, размещена информация о покупке больничного листа задним числом, которая нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации охрану здоровья и медицинскую помощь. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Предоставление возможности доступа, к информации об оказании услуг по неправомерному доступу к охраняемой законом компьютерной информации, в том числе, сети с использованием информационнотелекоммуникационных услуг сетей «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации. Установление правового состояния информационного материала, необходимо для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено и для предотвращения дальнейшего распространения материала иными лицами. Доступ к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, где размещена информация о продаже листков временной нетрудоспособности, в целях избежание последующих негативных последствий, следует ограничить.
На основании вышеизложенного, просит суд: признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» на странице Интернет-сайта: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено; направить копию решения суда в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области для включения сведений о доменном имени и (или) указателе страницы сайта <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен судом надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. Врио руководителя Управления Роскомнадзора по Тульской области Полякова М.В. представила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя заинтересованного лица - Управления Роскомнадзора по Тульской области.
Административный истец - помощник Ефремовского межрайонного прокурора Тульской области Коротков М.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям.
Выслушав позицию административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии со статьями 1 и 21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации является государственным органом, единой Федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно ч.1, 3, 4 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.
Частью 3 ст.17 Конституции Российской Федерации установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Исходя из содержания ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст.55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той сфере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Согласно п.1 ч.1 ст.1.2 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Пунктом 2 статьи 1.3 ФЗ №255-ФЗ установлено, что страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности признается временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 №624н утвержден Порядок выдачи листков нетрудоспособности.
В соответствии с п.5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы. Бланки листков нетрудоспособности регистрируются в первичной медицинской документации с указанием их номера, дат выдачи и продления, выписки гражданина на работу, сведений о направлении гражданина в другую медицинскую организацию.
В силу п.5 ст.13 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, Фондом социального страхования Российской Федерации, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Согласно ч.2 ст.59 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до пятнадцати календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листок нетрудоспособности на срок до десяти календарных дней включительно.
Статьей 183 ТК РФ установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
В силу п.1 и п.6 ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; доступ к информации - возможность получения информации и ее использования.
Как следует из п.4 ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Пунктом 13 ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
В соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст.15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с ч.5 ст.15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частями 1-3 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч.2 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В судебном заседании установлено, что основанием для обращения прокурора в суд, в соответствии со ст.39 КАС РФ, послужило предоставление возможности доступа с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет к информации об исполнении требований законодательства об охране здоровья граждан, что нарушает права неопределенного круга лиц.
Анализ приведенных выше правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что для обеспечения конституционных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Ефремовский межрайпрокурор Тульской области, на основании ч.3 ст.35 КАС РФ, вправе обратиться в суд с указанным административным исковым заявлением.
Ефремовской межрайонной прокуратурой Тульской области в ходе мониторинга телекоммуникационной сети «Интернет» выявлена страница сайта: <данные изъяты>, на которой размещена информация о покупке больничного листа задним числом.
Вход на указанный сайт свободный, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь сети Интернет. Информация на сайте распространяется бесплатно. Ресурс носит открытый характер, доступ пользователей сети «Интернет» к ним свободный.
С помощью персонального компьютера, на котором установлена операционная система и пакет прикладных программ, осуществлен вход в телекоммуникационную сеть «Интернет» посредством браузера «Opera» и установленной на персональном компьютере операционной системы Windows XP.
При переходе по ссылке <данные изъяты> открывается страница сайта, на которой открывается подробная информация о покупке больничного листа задним числом.
По правилам п.6 ст.10 Федерального закона №149-ФЗ запрещается распространение иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Указанный сайт содержит информацию, запрещенную законодательством Российской Федерации к размещению указанным способом.
Наличие в свободном доступе на интернет - ресурсе по электронному адресу: <данные изъяты> указанных материалов нарушает права неопределенного круга лиц - потребителей информационных услуг.
Предоставление возможности доступа к информации об оказании услуг по неправомерному доступу к охраняемой законом компьютерной информации, в том числе, сети с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации.
Указанное подтверждается имеющимися в деле письменными доказательствами.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что предоставление возможности доступа с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет к информации об оказании помощи в покупке больничного листа задним числом, в нарушение установленного порядка, фактически является распространением запрещенной информации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о доказанности тех обстоятельств, что информация, размещенная в информационно-коммуникационной сети Интернет на странице: <данные изъяты> о покупке больничного листа задним числом, является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено; таким образом, доступ к информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети Интернет на вышеуказанных страницах, должен быть ограничен.
С учетом изложенного, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Ефремовского межрайонного прокурора Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» на странице Интернет-сайта: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Направить копию решения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области (Управление Роскомнадзора по Тульской области) по адресу: <данные изъяты>, для включения указанной информации, распространяемой на странице Интернет-сайта, в Единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы, представления в Ефремовский межрайонный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 06.07.2022.
Председательствующий