Решение по делу № 2-1557/2023 от 27.02.2023

УИД:

Дело № 2-1557/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 августа 2023 года Кировский районный суд г.Перми в составе председательствующего судьи Швец Н.М., при секретаре Мазлоевой Е.С., с участием истца Цитронова А.А., представителя администрации Кировского района г.Перми, администрации г. Перми – Будз Е.О., действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по исковому заявлению Цитронова А.А. к администрации Кировского района г.Перми, администрации города Перми о признании нежилого дома жилым, пригодным для постоянного проживания с правом регистрации в нем по месту жительства,

установил:

Цитронов А.А. обратился в суд с иском о признании жилого строения, расположенного по <адрес> участок 51, жилым помещением, пригодным для постоянного проживания с правом регистрации по месту жительства.

В обоснование заявленных требований указано, что истцу на основании договора купли-продажи от 08 апреля 2019 года (запись регистрации права от 15 апреля 2019 года) принадлежит земельный участок по <адрес> участок .

В 2022 году Цитронов А.А. построил на принадлежащем ему земельном участке объект недвижимого имущества – дом площадью 200,4 кв.м., с одной комнатой, кухней, санузлом, кладовой, фойе. В указанном доме он проживает постоянно, к нему подведены коммуникации, имеется канализация, электричество, отвечающие необходимым нормативным санитарным правилам и нормам. Дом является единственным местом для проживания.

Возведенное им строение не нарушает прав и интересов других лиц, соответствует требованиями строительных и градостроительных нормативов, имеются все признаки жилого дома. Указанные обстоятельства подтверждаются актом экспертизы от 27 сентября 2022 года.

Распоряжением администрации Кировского района г.Перми от 28 декабря 2022 года истцу было отказано в признании садового дома жилым. Иным путем кроме обращения в суд истец лишен возможности признать помещение жилым.

Определением суда в протокольной форме к участию в дело в качестве соответчика привлечена администрация города Перми, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, - Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми, Департамент земельных отношений Администрации города Перми.

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчиков в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. Из представленного администрацией Кировского района г.Перми отзыва следует, что согласно сведениям автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Перми на территорию, в границах которой расположен земельный участок, распространяет свое действие территориальная зона Р-3 (Зона садовых и дачных участков). Согласно ст.52.6 Решения Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми» зона садовых и дачных участков Р-3 выделена для обеспечения правовых условий функционирования территорий, на которых расположены ранее предоставленные садовые и дачные земельные участки для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха. В данной зоне не создаются объекты социальной инфраструктуры.

Как следует из Правил, условно разрешенными видами использования земельных участков, расположенных в территориальной зоне Р-3, являются, в том числе, жилые дома при соблюдении требований к индивидуальной жилой застройке, как в части самих строений, так и в части планировки территории, а также при обеспеченности в соответствии с требованиями законодательства объектами социальной инфраструктуры.

При таких обстоятельствах, жилые дома могут располагаться на земельных участках, находящихся в территориальной зоне Р-3, в отношении которых установлен условно разрешенный вид использования земельного участка.

Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства урегулирован ст. 39 Градо­строительного кодекса Российской Федерации, из ч.1 которой следует, что физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно раз­решенный вид использования земельного участка или объекта капитального строитель­ства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования на территории города Перми в период до 01.01.2021 года подавались в комиссию по землепользованию и застройке города Перми.

Согласно сведениям АИСОГД в отношении земельного участка, расположенного по <адрес> территориальная зона Р-3 не изменялась, обращений в комиссию по землепользованию и застройке города Перми до 01.01.2021 года от собственника не поступало.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект, не предполагает размещение жилых строений.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Ранее департаментом земельных отношений администрации г.Перми представлен письменный отзыв, из которого следует, что принадлежащий Цитронову А.А. земельный участок <адрес>, участок , относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования - под коллективный сад.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

В соответствии со статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

В силу статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.

Пригодность жилого помещения для проживания определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством (статья673 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Порядок признания садового дома жилым домом предусмотрен разделом VI Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.

В соответствии с пунктом 56 Положения в перечень документов, необходимых для признания садового дома жилым домом собственник садового дома или жилого дома представляет в уполномоченный орган в том числе заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьи 7, 8 и 10 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений».

Из материалов дела следует, что Цитронов А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 1293+/-16 кв.м, относящийся к категории земель населенных пунктов, имеющего разрешенное использование: под коллективный сад, расположенного по <адрес> участок .

В 2022 году на указанном земельном участке Цитронов А.А. построил садовый дом (нежилое здание), площадью 200,4 кв.м, кадастровый , право собственности на который зарегистрировано 15 августа 2022 года.

Из заключения ООО «РегионПроектСтрой» от 2022 года по обследованию технического состояния здания, расположенного по <адрес> участок следует, что техническое состояниеобследуемого здания дома по <адрес> участок , оценивается, как работоспособное техническое состояние. Условия надежности и безопасности на момент обследования дома - выполнены. Здание может использоваться как жилой дом, оно соответствует нормируемым параметрам необходимым для признания его пригодным для постоянного проживания, т.е. жилым. Градостроительные нормы по расположению на земельном участке - соблюдены. В данном заключении были изучены документы, предоставленные заявителем, оценена ситуация на месте и было выявлено, следующее:при строительстве здания соблюдены минимальные отступы от границ земельного участка до здания, отсутствуют нарушения прав третьих лиц; с восточной стороны участка расположен проезд шириной 6 м., противопожарный подъезд к участку обеспечен. Здание обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое водоснабжение, водоотведение, отопление), что соответствует п. 12 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (с изменениями и дополнениями).

Обследуемое здание, расположенное по <адрес> участок построено в соответствии со строительными нормами и правилами в части несущей способности и эксплуатационной пригодности для жилых зданий и пригоден для постоянного проживания. Параметры здания соответствуют установленным Правилами землепользования и застройки, градостроительным регламентам.

Характеристики здания соответствуют понятию «жилого дома», указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1 - отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более десяти метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. На основании проведенного обследования можно сделать вывод, что здание с наименованием «дом» и назначением «нежилое» соответствует требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7,8 и 10 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и может быть признан жилым домом.

На территории города Перми в целях определения основных направлений социально-экономического и градостроительного развития города Перми, охраны его культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природные ресурсов приняты Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 №° 143 (далее - Правила), которые вводят систему регулирования землепользования и застройки, основанную на градостроительном зонировании, для защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношение, возникающих по поводу землепользования и застройки; обеспечения открытой информации; о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства; развития застроенных территорий; контроля - соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов капитального строительства и их { последующего использования.

По сведениям автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Перми (далее - АИСОГД) на территорию, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером , распространяет своё действие территориальная зона Р- 3 (Зона садовых и дачных участков).

Согласно Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской думы от 26.06.2007 г. N9 143 - далее ПЗЗ - (в редакции решений Пермской городской Думы от 27.10.2020 N 216, от 15.12.2020 N 272, от 15.12.2020 N 273, от 15.12.2020 N 274) условно разрешенными видами использования земельных участков, расположенных в территориальной зоне Р-3, являются, в том числе, жилые дома при соблюдении требований к индивидуальной жилой застройке, как в части самих строений, так и в части планировки территории, а также при обеспеченности в соответствии с требованиями законодательства объектами социальной инфраструктуры.

22 декабря 2022 года Цитронов А.А. обратился в администрацию Кировского района г.Перми с заявлением о признании садового дома жилым домом.

Распоряжением главы администрации Кировского района г. Перми от 28.12.2022 года Цитронову А.А. на основании подпункта «д», «ж» пункта 61 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» отказано в признании садового дома жилым домом, общей площадью 200,4 кв.м, расположенного по <адрес> участок , находящегося на земельном участке с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения гражданами садоводства и огородничества.

28 декабря 2022 года решением администрации Кировского района г.Перми Цитронову А.А. отказано в предоставлении муниципальной услуги по признанию спорного садового дома жилым со ссылкой на подпункт «д», «ж» пункта 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.

Причиной отказа явилось расположение садового дома в территориальной зоне садовых и дачных участков (Р-3), в которой в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Перми, утвержденными решением Пермского городской Думы от 26 июня 2007 года N 143, индивидуальное жилищное строительство не входит в перечень основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельного участка; садовый дом размещен на земельном участке, расположенном в границах зоны затопления, подтопления.

Данное решение явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Порядок признания садового дома жилым домом предусмотрен разделом VI Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.

Так, в соответствии с подпунктом «д» пункта 61 данного Положения решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в случае размещения садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения.

По сведениям автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Перми (далее - АИСОГД) на территорию, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 59:01:1717111:18, распространяет своё действие территориальная зона Р- 3 (Зона садовых и дачных участков).

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 217-ФЗ) садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

Частью 2 статьи 23 Закона N 217-ФЗ установлено, что строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.

В силу части 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» до 1 марта 2031 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 названного кодекса).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно­правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что земельный участок и здание истца отнесены к территориальной зоне Р-3 - зона садовых и дачных участков.

Статьей 52.6 «Правил землепользования и застройки г. Перми», утв. Решением Пермской городской Думы №143 от 26.06.2007, определены основные и условно-разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства для территориальной зоны Р-3. Одним из основных видов использования земельных участков является «садовые дома, дачные дома, летние сооружения, овощеводство»; к условным видам разрешенного использования отнесено размещение жилых домов при соблюдении требований к индивидуальной жилой застройке как в части самих строений, так и в части планировки территории, а также при обеспеченности в соответствии с требованиями законодательства объектами социальной инфраструктуры.

Вместе с тем, действующим на момент принятия оспариваемого решения Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Росреестра от 10.11. 2020 года N П/0412, вид разрешенного использования «ведение садоводства» включает осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей для собственных нужд.

Согласно части 12 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 171-ФЗ) до 1 января 2021 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.

В соответствии с действующим классификатором видов разрешенного использования земельных участков, земельный участок истца, имеющий вид разрешенного использования «садовый земельный участок», включает в себя строительство жилого дома.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земельных участков определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (статья 40 ЗК).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 217-ФЗ садовый земельный участок - это земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

Частью 2 статьи 23 Закона N 217-ФЗ установлено, что строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.

Согласно части 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ до 01.03.2031 государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном указанной частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Закона N 217-ФЗ.

В этой связи части 12 - 13 статьи 70 Закона N 218-ФЗ применяются в отношении жилых и садовых домов, возведенных (возводимых) на садовых земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства, а также для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур, если на такие земельные участки распространяется действие Закона N 217-ФЗ.

В связи с этим отсутствие в утвержденных градостроительных регламентах указания на возможность осуществления строительства жилых домов в границах территориальных зон, в которых находятся садовые земельные участки, на которые распространяется действие Закона N 217-ФЗ, не препятствует регистрации права собственности на жилые дома в указанных в частях 12-13 статьи 70 Закона N 218-ФЗ случаях.

Из анализа приведенных положений закона следует, что само по себе отсутствие в градостроительном регламенте среди основных видов деятельности индивидуального жилищного строительства, свидетельствующее о неисполнении органом местного самоуправления требований части 12 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» о приведении градостроительных регламентов в соответствии с содержанием видом разрешенного использования, определяемых Классификатором для земельного участка с разрешенным использованием «садоводство», при доказанности соответствия объекта требованиям, предъявляемым к жилым домам, не является основанием для отказа в признания объекта пригодным для постоянного проживания (признания его жилым).

С учетом изложенного доводы представителя ответчиков о несоответствии объекта основным видам разрешенного использования для градостроительной зоны Р-3 не являются безусловным основанием для отказа признания садового дома жилым.

В данном случае строение имеет адрес, расположено на землях населенных пунктов, введено в эксплуатацию, согласно заключению может эксплуатироваться в качестве жилого дома, т.к. все несущие конструкции его собственные и предназначены только для данного дома, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, тем самым соответствует требованиям, предъявляемым к жилым строениям, пригодным для постоянного проживания.

При этом расположение земельного участка в зонах с особыми условиями использования территории (приаэродромной аэропорта Большое Савино, катастрофического затопления, в водоохраной зоне Водкинского водохранилища) в данном случае не является основанием для отказа в удовлетворении иска в силу следующего.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Согласно части 6 и пункту 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с частью 5 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий.

Зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1 ГрК РФ).

В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации, к числу которого относится и законодательство о санитарном благополучии населения (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).

В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации затопление и подтопление являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты.

Согласно части 5 статьи 67.1 ВК РФ границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 "О зонах затопления, подтопления" (далее - Положение о зонах затопления, подтопления (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных отношений) предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.

Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 названного положения).

Вместе с тем сведения о нахождении земельного участка, принадлежащего истцу в зонах затопления, подтопления в Едином государственном реестре отсутствует.

В силу статей 67, 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод (строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений и других сооружений инженерной защиты, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, и (или) методы инженерной защиты, в том числе искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и другие методы инженерной защиты) осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, юридическими и физическими лицами - правообладателями земельных участков, в отношении которых осуществляется такая защита.

Таким образом, в границах зон затопления и подтопления законодатель не запрещает использование земельных участков для садоводства, в том числе допускает строительство индивидуального жилого дома при обеспечении собственником земельного участка соответствующей инженерной защиты таких объектов.

Из заключения ООО «РегионПроектСтрой» от 27 сентября 2022 года по обследованию технического состояния здания, расположенного по <адрес> участок следует, что размещение взоне катастрофического затопления возможно,так как жилые помещения расположены на втором этаже на отметке 98.8 м в Балтийской системе, уровень земли на месте жилого дома 96,0 м, что менее 1.5 м. ниже максимального уровня затопления - 97,3 м в Балтийской системе высот согласно пункта 14,6 СП 42.13330.2011 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Также согласно данному заключению возможно размещение жилого дома по <адрес> участок в зоне приаэродромной территории аэропорта Большое Савино, посколькуФедеральным законом №135-Ф3 внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ, в том числе в Градостроительный кодекс РФ, в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории. Согласованию с уполномоченной организацией, в ведении которой находится аэродром, подлежат объекты, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов. Согласованию подлежат следующие объекты: а) объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и друге объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц; б) объекты высотой 50 м и более; в) линии связи и электропередачи, а также другие источники радио- и электромагнитных излучений, которые могут создавать помехи для работы радиотехнических средств; г) взрывоопасные объекты; д)факельные устройства для аварийного сжигания сбрасываемых газов высотой 50 м и более (с учетом возможной высоты выброса пламени); е) промышленные и иные предприятия и сооружения, деятельность которых может привести к ухудшению видимости в районе аэродрома (вертодрома).

В свою очередь, здание по <адрес> участок не попадает ни по одному пункту.

Кроме того, размещение спорного жилого дома в водоохранной зоне Водкинского водохранилища (Учётный № ГКН 59.01.2.819) и в прибрежной защитной полосе Водкинского водохранилища (Учётный № ГКН 59.01.2.818) возможно, поскольку согласно части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются: 1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; 5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горючесмазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; 6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; 7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод; 8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых. Согласно части 2 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В соответствии с частью 17 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 статьи 65 Водного кодекса РФ ограничениями запрещаются: 1) распашка земель; 2) размещение отвалов размываемых грунтов; 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Здание по <адрес> участок не попадает ни по одному пункту. Отвод хозяйственно бытовых стоков от дома обеспечен в локальную сертифицированную систему очистки «EcoLife».

Представленное истцом техническое заключение ООО «РегионПроектСтрой» судом принимается в качестве доказательств, поскольку сделано юридическим лицом, которое является членом саморегулируемых организацией в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования. Доказательств, опровергающие данные обстоятельства, в материалы дела не представлено, каких-либо иных технических или иных заключений материалы дела не содержат, ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы в суд не поступало.

Оценивая изложенное, учитывая отчет ООО «РегионПроектСтрой» от 27 сентября 2022 года, суд приходит к выводу, что принадлежащее истцу строение пригодно для постоянного проживания, поскольку строение является недвижимым имуществом, изолировано от других объектов, обеспечено инженерными системами, отвечает требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7,8 и 10 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; земельный участок имеет категорию земель населенных пунктов, территориально находится в пределах населенного пункта, по близости с жилыми зонами, где имеются транспортная доступность и развитая инфраструктура, существенных нарушений специально установленных норм и правил при возведении дома не имеется.

Возможность регистрации граждан по месту жительства в жилых строениях, расположенных на садовых земельных участках, зависит только от того, является ли жилое строение пригодным для постоянного проживания. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», осуществляющий регулирование в публично-правовой сфере регистрации граждан по месту пребывания и жительства, не связывает регистрацию ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено, и, соответственно, не затрагивает гражданско-правовой статус садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.

Следовательно, регистрация граждан по месту жительства в пригодных для постоянного проживания жилых строениях, расположенных на садовых земельных участках (безотносительно к тому, отнесены они к землям населенных пунктов или землям сельскохозяйственного назначения), сама по себе не может изменить целевое назначение этих земельных участков.

На основании изложенного, суд находит требование о признании здания жилым домом, пригодным для постоянного проживания с правом регистрации по месту жительства законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Цитронова А.А. удовлетворить.

Признать садовый дом, назначение: нежилое, площадью 200,4 кв.м, кадастровый , расположенный по <адрес>, участок жилым домом, пригодным для постоянного проживания с правом постоянной регистрации по месту жительства.

Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми.

Судья Н.М.Швец

Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2023 года

УИД:

Дело № 2-1557/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 августа 2023 года Кировский районный суд г.Перми в составе председательствующего судьи Швец Н.М., при секретаре Мазлоевой Е.С., с участием истца Цитронова А.А., представителя администрации Кировского района г.Перми, администрации г. Перми – Будз Е.О., действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по исковому заявлению Цитронова А.А. к администрации Кировского района г.Перми, администрации города Перми о признании нежилого дома жилым, пригодным для постоянного проживания с правом регистрации в нем по месту жительства,

установил:

Цитронов А.А. обратился в суд с иском о признании жилого строения, расположенного по <адрес> участок 51, жилым помещением, пригодным для постоянного проживания с правом регистрации по месту жительства.

В обоснование заявленных требований указано, что истцу на основании договора купли-продажи от 08 апреля 2019 года (запись регистрации права от 15 апреля 2019 года) принадлежит земельный участок по <адрес> участок .

В 2022 году Цитронов А.А. построил на принадлежащем ему земельном участке объект недвижимого имущества – дом площадью 200,4 кв.м., с одной комнатой, кухней, санузлом, кладовой, фойе. В указанном доме он проживает постоянно, к нему подведены коммуникации, имеется канализация, электричество, отвечающие необходимым нормативным санитарным правилам и нормам. Дом является единственным местом для проживания.

Возведенное им строение не нарушает прав и интересов других лиц, соответствует требованиями строительных и градостроительных нормативов, имеются все признаки жилого дома. Указанные обстоятельства подтверждаются актом экспертизы от 27 сентября 2022 года.

Распоряжением администрации Кировского района г.Перми от 28 декабря 2022 года истцу было отказано в признании садового дома жилым. Иным путем кроме обращения в суд истец лишен возможности признать помещение жилым.

Определением суда в протокольной форме к участию в дело в качестве соответчика привлечена администрация города Перми, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, - Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми, Департамент земельных отношений Администрации города Перми.

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчиков в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. Из представленного администрацией Кировского района г.Перми отзыва следует, что согласно сведениям автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Перми на территорию, в границах которой расположен земельный участок, распространяет свое действие территориальная зона Р-3 (Зона садовых и дачных участков). Согласно ст.52.6 Решения Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми» зона садовых и дачных участков Р-3 выделена для обеспечения правовых условий функционирования территорий, на которых расположены ранее предоставленные садовые и дачные земельные участки для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха. В данной зоне не создаются объекты социальной инфраструктуры.

Как следует из Правил, условно разрешенными видами использования земельных участков, расположенных в территориальной зоне Р-3, являются, в том числе, жилые дома при соблюдении требований к индивидуальной жилой застройке, как в части самих строений, так и в части планировки территории, а также при обеспеченности в соответствии с требованиями законодательства объектами социальной инфраструктуры.

При таких обстоятельствах, жилые дома могут располагаться на земельных участках, находящихся в территориальной зоне Р-3, в отношении которых установлен условно разрешенный вид использования земельного участка.

Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства урегулирован ст. 39 Градо­строительного кодекса Российской Федерации, из ч.1 которой следует, что физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно раз­решенный вид использования земельного участка или объекта капитального строитель­ства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования на территории города Перми в период до 01.01.2021 года подавались в комиссию по землепользованию и застройке города Перми.

Согласно сведениям АИСОГД в отношении земельного участка, расположенного по <адрес> территориальная зона Р-3 не изменялась, обращений в комиссию по землепользованию и застройке города Перми до 01.01.2021 года от собственника не поступало.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект, не предполагает размещение жилых строений.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Ранее департаментом земельных отношений администрации г.Перми представлен письменный отзыв, из которого следует, что принадлежащий Цитронову А.А. земельный участок <адрес>, участок , относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования - под коллективный сад.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

В соответствии со статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

В силу статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.

Пригодность жилого помещения для проживания определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством (статья673 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Порядок признания садового дома жилым домом предусмотрен разделом VI Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.

В соответствии с пунктом 56 Положения в перечень документов, необходимых для признания садового дома жилым домом собственник садового дома или жилого дома представляет в уполномоченный орган в том числе заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьи 7, 8 и 10 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений».

Из материалов дела следует, что Цитронов А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 1293+/-16 кв.м, относящийся к категории земель населенных пунктов, имеющего разрешенное использование: под коллективный сад, расположенного по <адрес> участок .

В 2022 году на указанном земельном участке Цитронов А.А. построил садовый дом (нежилое здание), площадью 200,4 кв.м, кадастровый , право собственности на который зарегистрировано 15 августа 2022 года.

Из заключения ООО «РегионПроектСтрой» от 2022 года по обследованию технического состояния здания, расположенного по <адрес> участок следует, что техническое состояниеобследуемого здания дома по <адрес> участок , оценивается, как работоспособное техническое состояние. Условия надежности и безопасности на момент обследования дома - выполнены. Здание может использоваться как жилой дом, оно соответствует нормируемым параметрам необходимым для признания его пригодным для постоянного проживания, т.е. жилым. Градостроительные нормы по расположению на земельном участке - соблюдены. В данном заключении были изучены документы, предоставленные заявителем, оценена ситуация на месте и было выявлено, следующее:при строительстве здания соблюдены минимальные отступы от границ земельного участка до здания, отсутствуют нарушения прав третьих лиц; с восточной стороны участка расположен проезд шириной 6 м., противопожарный подъезд к участку обеспечен. Здание обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое водоснабжение, водоотведение, отопление), что соответствует п. 12 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (с изменениями и дополнениями).

Обследуемое здание, расположенное по <адрес> участок построено в соответствии со строительными нормами и правилами в части несущей способности и эксплуатационной пригодности для жилых зданий и пригоден для постоянного проживания. Параметры здания соответствуют установленным Правилами землепользования и застройки, градостроительным регламентам.

Характеристики здания соответствуют понятию «жилого дома», указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1 - отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более десяти метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. На основании проведенного обследования можно сделать вывод, что здание с наименованием «дом» и назначением «нежилое» соответствует требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7,8 и 10 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и может быть признан жилым домом.

На территории города Перми в целях определения основных направлений социально-экономического и градостроительного развития города Перми, охраны его культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природные ресурсов приняты Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 №° 143 (далее - Правила), которые вводят систему регулирования землепользования и застройки, основанную на градостроительном зонировании, для защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношение, возникающих по поводу землепользования и застройки; обеспечения открытой информации; о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства; развития застроенных территорий; контроля - соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов капитального строительства и их { последующего использования.

По сведениям автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Перми (далее - АИСОГД) на территорию, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером , распространяет своё действие территориальная зона Р- 3 (Зона садовых и дачных участков).

Согласно Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской думы от 26.06.2007 г. N9 143 - далее ПЗЗ - (в редакции решений Пермской городской Думы от 27.10.2020 N 216, от 15.12.2020 N 272, от 15.12.2020 N 273, от 15.12.2020 N 274) условно разрешенными видами использования земельных участков, расположенных в территориальной зоне Р-3, являются, в том числе, жилые дома при соблюдении требований к индивидуальной жилой застройке, как в части самих строений, так и в части планировки территории, а также при обеспеченности в соответствии с требованиями законодательства объектами социальной инфраструктуры.

22 декабря 2022 года Цитронов А.А. обратился в администрацию Кировского района г.Перми с заявлением о признании садового дома жилым домом.

Распоряжением главы администрации Кировского района г. Перми от 28.12.2022 года Цитронову А.А. на основании подпункта «д», «ж» пункта 61 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» отказано в признании садового дома жилым домом, общей площадью 200,4 кв.м, расположенного по <адрес> участок , находящегося на земельном участке с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения гражданами садоводства и огородничества.

28 декабря 2022 года решением администрации Кировского района г.Перми Цитронову А.А. отказано в предоставлении муниципальной услуги по признанию спорного садового дома жилым со ссылкой на подпункт «д», «ж» пункта 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.

Причиной отказа явилось расположение садового дома в территориальной зоне садовых и дачных участков (Р-3), в которой в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Перми, утвержденными решением Пермского городской Думы от 26 июня 2007 года N 143, индивидуальное жилищное строительство не входит в перечень основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельного участка; садовый дом размещен на земельном участке, расположенном в границах зоны затопления, подтопления.

Данное решение явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Порядок признания садового дома жилым домом предусмотрен разделом VI Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.

Так, в соответствии с подпунктом «д» пункта 61 данного Положения решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в случае размещения садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения.

По сведениям автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Перми (далее - АИСОГД) на территорию, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 59:01:1717111:18, распространяет своё действие территориальная зона Р- 3 (Зона садовых и дачных участков).

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 217-ФЗ) садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

Частью 2 статьи 23 Закона N 217-ФЗ установлено, что строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.

В силу части 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» до 1 марта 2031 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 названного кодекса).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно­правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что земельный участок и здание истца отнесены к территориальной зоне Р-3 - зона садовых и дачных участков.

Статьей 52.6 «Правил землепользования и застройки г. Перми», утв. Решением Пермской городской Думы №143 от 26.06.2007, определены основные и условно-разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства для территориальной зоны Р-3. Одним из основных видов использования земельных участков является «садовые дома, дачные дома, летние сооружения, овощеводство»; к условным видам разрешенного использования отнесено размещение жилых домов при соблюдении требований к индивидуальной жилой застройке как в части самих строений, так и в части планировки территории, а также при обеспеченности в соответствии с требованиями законодательства объектами социальной инфраструктуры.

Вместе с тем, действующим на момент принятия оспариваемого решения Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Росреестра от 10.11. 2020 года N П/0412, вид разрешенного использования «ведение садоводства» включает осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей для собственных нужд.

Согласно части 12 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 171-ФЗ) до 1 января 2021 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.

В соответствии с действующим классификатором видов разрешенного использования земельных участков, земельный участок истца, имеющий вид разрешенного использования «садовый земельный участок», включает в себя строительство жилого дома.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земельных участков определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (статья 40 ЗК).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 217-ФЗ садовый земельный участок - это земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

Частью 2 статьи 23 Закона N 217-ФЗ установлено, что строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.

Согласно части 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ до 01.03.2031 государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном указанной частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Закона N 217-ФЗ.

В этой связи части 12 - 13 статьи 70 Закона N 218-ФЗ применяются в отношении жилых и садовых домов, возведенных (возводимых) на садовых земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства, а также для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур, если на такие земельные участки распространяется действие Закона N 217-ФЗ.

В связи с этим отсутствие в утвержденных градостроительных регламентах указания на возможность осуществления строительства жилых домов в границах территориальных зон, в которых находятся садовые земельные участки, на которые распространяется действие Закона N 217-ФЗ, не препятствует регистрации права собственности на жилые дома в указанных в частях 12-13 статьи 70 Закона N 218-ФЗ случаях.

Из анализа приведенных положений закона следует, что само по себе отсутствие в градостроительном регламенте среди основных видов деятельности индивидуального жилищного строительства, свидетельствующее о неисполнении органом местного самоуправления требований части 12 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» о приведении градостроительных регламентов в соответствии с содержанием видом разрешенного использования, определяемых Классификатором для земельного участка с разрешенным использованием «садоводство», при доказанности соответствия объекта требованиям, предъявляемым к жилым домам, не является основанием для отказа в признания объекта пригодным для постоянного проживания (признания его жилым).

С учетом изложенного доводы представителя ответчиков о несоответствии объекта основным видам разрешенного использования для градостроительной зоны Р-3 не являются безусловным основанием для отказа признания садового дома жилым.

В данном случае строение имеет адрес, расположено на землях населенных пунктов, введено в эксплуатацию, согласно заключению может эксплуатироваться в качестве жилого дома, т.к. все несущие конструкции его собственные и предназначены только для данного дома, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, тем самым соответствует требованиям, предъявляемым к жилым строениям, пригодным для постоянного проживания.

При этом расположение земельного участка в зонах с особыми условиями использования территории (приаэродромной аэропорта Большое Савино, катастрофического затопления, в водоохраной зоне Водкинского водохранилища) в данном случае не является основанием для отказа в удовлетворении иска в силу следующего.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Согласно части 6 и пункту 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с частью 5 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий.

Зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1 ГрК РФ).

В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации, к числу которого относится и законодательство о санитарном благополучии населения (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).

В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации затопление и подтопление являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты.

Согласно части 5 статьи 67.1 ВК РФ границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 "О зонах затопления, подтопления" (далее - Положение о зонах затопления, подтопления (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных отношений) предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.

Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 названного положения).

Вместе с тем сведения о нахождении земельного участка, принадлежащего истцу в зонах затопления, подтопления в Едином государственном реестре отсутствует.

В силу статей 67, 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод (строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений и других сооружений инженерной защиты, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, и (или) методы инженерной защиты, в том числе искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и другие методы инженерной защиты) осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, юридическими и физическими лицами - правообладателями земельных участков, в отношении которых осуществляется такая защита.

Таким образом, в границах зон затопления и подтопления законодатель не запрещает использование земельных участков для садоводства, в том числе допускает строительство индивидуального жилого дома при обеспечении собственником земельного участка соответствующей инженерной защиты таких объектов.

Из заключения ООО «РегионПроектСтрой» от 27 сентября 2022 года по обследованию технического состояния здания, расположенного по <адрес> участок следует, что размещение взоне катастрофического затопления возможно,так как жилые помещения расположены на втором этаже на отметке 98.8 м в Балтийской системе, уровень земли на месте жилого дома 96,0 м, что менее 1.5 м. ниже максимального уровня затопления - 97,3 м в Балтийской системе высот согласно пункта 14,6 СП 42.13330.2011 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Также согласно данному заключению возможно размещение жилого дома по <адрес> участок в зоне приаэродромной территории аэропорта Большое Савино, посколькуФедеральным законом №135-Ф3 внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ, в том числе в Градостроительный кодекс РФ, в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории. Согласованию с уполномоченной организацией, в ведении которой находится аэродром, подлежат объекты, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов. Согласованию подлежат следующие объекты: а) объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и друге объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц; б) объекты высотой 50 м и более; в) линии связи и электропередачи, а также другие источники радио- и электромагнитных излучений, которые могут создавать помехи для работы радиотехнических средств; г) взрывоопасные объекты; д)факельные устройства для аварийного сжигания сбрасываемых газов высотой 50 м и более (с учетом возможной высоты выброса пламени); е) промышленные и иные предприятия и сооружения, деятельность которых может привести к ухудшению видимости в районе аэродрома (вертодрома).

В свою очередь, здание по <адрес> участок не попадает ни по одному пункту.

Кроме того, размещение спорного жилого дома в водоохранной зоне Водкинского водохранилища (Учётный № ГКН 59.01.2.819) и в прибрежной защитной полосе Водкинского водохранилища (Учётный № ГКН 59.01.2.818) возможно, поскольку согласно части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются: 1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; 5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горючесмазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; 6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; 7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод; 8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых. Согласно части 2 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В соответствии с частью 17 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 статьи 65 Водного кодекса РФ ограничениями запрещаются: 1) распашка земель; 2) размещение отвалов размываемых грунтов; 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Здание по <адрес> участок не попадает ни по одному пункту. Отвод хозяйственно бытовых стоков от дома обеспечен в локальную сертифицированную систему очистки «EcoLife».

Представленное истцом техническое заключение ООО «РегионПроектСтрой» судом принимается в качестве доказательств, поскольку сделано юридическим лицом, которое является членом саморегулируемых организацией в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования. Доказательств, опровергающие данные обстоятельства, в материалы дела не представлено, каких-либо иных технических или иных заключений материалы дела не содержат, ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы в суд не поступало.

Оценивая изложенное, учитывая отчет ООО «РегионПроектСтрой» от 27 сентября 2022 года, суд приходит к выводу, что принадлежащее истцу строение пригодно для постоянного проживания, поскольку строение является недвижимым имуществом, изолировано от других объектов, обеспечено инженерными системами, отвечает требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7,8 и 10 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; земельный участок имеет категорию земель населенных пунктов, территориально находится в пределах населенного пункта, по близости с жилыми зонами, где имеются транспортная доступность и развитая инфраструктура, существенных нарушений специально установленных норм и правил при возведении дома не имеется.

Возможность регистрации граждан по месту жительства в жилых строениях, расположенных на садовых земельных участках, зависит только от того, является ли жилое строение пригодным для постоянного проживания. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», осуществляющий регулирование в публично-правовой сфере регистрации граждан по месту пребывания и жительства, не связывает регистрацию ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено, и, соответственно, не затрагивает гражданско-правовой статус садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.

Следовательно, регистрация граждан по месту жительства в пригодных для постоянного проживания жилых строениях, расположенных на садовых земельных участках (безотносительно к тому, отнесены они к землям населенных пунктов или землям сельскохозяйственного назначения), сама по себе не может изменить целевое назначение этих земельных участков.

На основании изложенного, суд находит требование о признании здания жилым домом, пригодным для постоянного проживания с правом регистрации по месту жительства законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Цитронова А.А. удовлетворить.

Признать садовый дом, назначение: нежилое, площадью 200,4 кв.м, кадастровый , расположенный по <адрес>, участок жилым домом, пригодным для постоянного проживания с правом постоянной регистрации по месту жительства.

Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми.

Судья Н.М.Швец

Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2023 года

2-1557/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Цитронов Алексей Александрович
Ответчики
Администрация Кировского района г.Перми
Администрация города Перми
Другие
Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. перми
Департамент земельных отношении администрации г. Перми
Суд
Кировский районный суд г. Перми
Судья
Швец Наталья Михайловна
Дело на странице суда
kirov.perm.sudrf.ru
27.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2023Передача материалов судье
01.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.03.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.05.2023Предварительное судебное заседание
02.05.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.06.2023Предварительное судебное заседание
26.07.2023Судебное заседание
01.08.2023Судебное заседание
03.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее