Решение по делу № 2а-2719/2018 от 25.06.2018

Дело № 2а-2710 /2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Пермь 21 августа 2018 года

Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Паньковой И.В.,

при секретаре Морозовой Н.В.,

с участием административного истца Бартегмосяна С.С.,

представителя административного ответчика Башкирцевой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бартегмосяна Степана Сейрановича к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Бартегмосян С.С. обратился в суд с административным иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (далее по тексту-ДЗО) об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельного участка, возложении обязанности об устранении нарушенного права, указав обоснование заявленных требований, что для реализации своих прав по закону Пермского края № 293-ПК «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами» истец обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании земельного участка расположенного по адресу: <адрес> для согласования схемы площадью <данные изъяты> кв.м. Заявитель приложил весь пакет документов, необходимый в рамках закона.

Однако ДЗО вынесло решение об отказе, выраженное в письменной форме от 26 марта 2018г. в котором указано, что схема составлена с нарушениями, не соответствует координатам, приложенным к письменному ответу, не в соответствии с материалами инвентаризации. В предыдущем отказе, Департамент земельных отношений указывал на координаты для схемы, которые ответчик готов согласовать. Административный истец подготовил схему для согласования с указанными координатами, однако вновь получил отказ.

С данным решением истец не согласен, в доме, расположенном по <адрес> проживает с 1997г., что установлено решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 26.07.2017г. по делу .

Административный истец считает, что все условия необходимые для реализации права на приобретение без торгов земельного участка в собственность соблюдены. Решение об отказе является формальным и незаконным, так как предварительное согласование необходимо лишь для уточнения границ земельного участка. Отказ нарушает нормы ЗК РФ, а именно статьи 39.16,39.19, 39.5.

Просит признать решение Департамента земельных отношений администрации г.Перми об отказе в предоставлении земельного участка от 19.03.2018г. незаконным. Возложить обязанность повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании земельного участка площадью <адрес> Пермского края -ПК.

В судебном заседании административный истец Бартегмосян С.С. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении, также указал, что представленные материалы инвентаризации проведены не корректно, его семья с 1997г. проживает по <адрес> и пользовалась всем земельным участком и не делила его на два разных земельных участка. Также весь земельный участок использовался и прежними владельцами. Дома с адресом <адрес> фактически не существует.

Представитель административного ответчика по доверенности Башкирцева К.В. исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, согласно которым письмом от 26.03.2018г. департамент направил решение об отказе в предварительном согласовании земельного участка по адресу: <адрес> в порядке ч.1 ст. 2 закона Пермского края от 14.10.2014 № 293-ПК. Не согласившись с указанным ответом Департамента заявитель обратился в суд. Для реализации своих прав на основании Закона № 293-ПК граждане обращаются с заявлениями в соответствии со ст. 39.15, 39.17 ЗК РФ.

В результате рассмотрения представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории выявлены следующие замечания: схема не соответствует требованиям, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В схеме не отображено местоположение объекта недвижимости (жилой дом) под который образуется земельный участок, что не соответствует пункту 7 Приказа Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 .

Схема разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ.

Согласно представленному заявлению земельный участок образуется под жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. В соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости объекту, расположенному по вышеуказанному адресу присвоен кадастровый номер .

Согласно представленной Схеме, а также кадастровому паспорту на домовладение по <адрес> жилой дом расположен за границами образуемого земельного участка.

Следовательно, местоположение границ образуемого земельного участка определено без учета местоположения зданий, сооружений.

Схема не соответствует утвержденному проекту планировки территории землеустроительной документации, положению об особо охраняемой территории.

В соответствии с материалами инвентаризации земель, утвержденными постановлением администрации города Перми от 08.10.1998 , испрашиваемый земельный участок образуется за счет земельного участка, который используется для эксплуатации домовладения, находящегося по <адрес>.

Следовательно, местоположение границ образуемого земельного участка определено без учета сведений землеустроительной документации.

Пунктом «а» части 7 ст. 5 Закона установлено, что также основанием для принятия решения об отказе в предоставлении гражданам земельного участка под жилым домом в соответствии с Законом является несоответствие жилого дома условиям, установленным в части 1 ст.2 Закона.

Согласно представленного истцом заключения по результатам несущих и ограждающих конструкций здания ООО «МИДГРАД» от 2017г. на земельном участке по <адрес> расположен жилой дом (лит.Б) с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости площадь жилого дома с кадастровым номером составляет 12,9 кв.м. В связи с чем, невозможно сделать однозначный вывод, что жилому дому (лит.Б) присвоен кадастровый номер .

Также обращают внимание суда, что в соответствии с информацией, имеющейся в администрации г.Перми на земельном участке по <адрес> расположен жилой дом, находящийся в общей долевой собственности у иного лица, решением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 26.07.2017г. дело также установлено, что право собственности на жилой дом принадлежало иному лицу, умершему 10.12.1994г. в соответствии со сведениями, поступившими от нотариуса, наследственное дело не заводилось. На основании изложенного, просят отказать в удовлетворении заявленных требований.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Бартегмосян С.С. пояснил, что является отцом административного истца. Именно он в 1997г. приобрел для своей семьи жилой дом по <адрес> у наследницы умерших собственников ФИО4 Та наследство в установленном законом порядке не принимала. Договор купли-продажи не оформляли. Из соседних адресов рядом есть дома по <адрес>. Дома с адресом <адрес> нет, на горе остался фундамент. За все это время никто на участок по этому адресу не претендовал.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Законом Пермского края от 14.02.2014 N 293-ПК «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами» (действующий на момент подачи административным истцом заявления, утратил силу 31 декабря 2017 года), определены случаи бесплатного предоставления в собственность граждан Российской Федерации земельных участков на территории Пермского края из земель, находящихся в государственной собственности Пермского края, муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, под индивидуальными или блокированными жилыми домами, созданными до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР".

В соответствии с ч. 1 ст. 2 указанного Закона земельный участок предоставляется в собственность гражданина (граждан) (далее - граждане) в случае, если на земельном участке расположен жилой дом, созданный до вступления в силу Закона СССР "О собственности в СССР", в котором гражданин (граждане) фактически проживает (проживают) не менее 15 лет и для которого данный жилой дом является единственным имеющимся жилым домом.

Условиями бесплатного предоставления гражданам земельного участка под жилым домом являются:

а) жилой дом пригоден для постоянного проживания;

б) в отношении земельного участка под жилым домом отсутствуют ограничения либо запреты его предоставления в собственность гражданина (граждан), установленные в соответствии с земельным и (или) градостроительным законодательством;

в) предоставление земельного участка под жилым домом не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.

Земельный участок под жилым домом предоставляется бесплатно гражданам в собственность однократно.

Местоположение границ предоставляемого земельного участка и его площадь определяются в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства с учетом фактического землепользования, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (абз.1 ст.4).

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 5 Закона ПК от 14.02.2014 г. N 293-ПК граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, обладающий правом его предоставления в пределах их компетенции (далее - уполномоченный орган), по месту нахождения земельного участка с заявлением.

К заявлению прилагаются:

а) копии документов, удостоверяющих личность граждан;

б) справка органа технической инвентаризации об отсутствии в собственности гражданина иных жилых помещений до 01.12.1998;

в) заключение специализированной организации, осуществляющей деятельность в сфере инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, о результатах обследования несущих и ограждающих конструкций жилого дома;

г) документы, подтверждающие фактическое проживание в жилом доме.

Предоставление земельного участка осуществляется на основании решения уполномоченного органа.

Решение о предоставлении земельного участка в собственность граждан принимается уполномоченным органом в течение шестидесяти календарных дней со дня поступления от граждан заявления.

Уполномоченный орган не позднее пяти рабочих дней с даты принятия решения направляет заказным письмом или выдает гражданам копию решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Положением ч. 7 ст. 5 Закона предусмотрены основания для принятия решения об отказе в предоставлении гражданам земельного участка под жилым домом:

а) несоответствие земельного участка и (или) жилого дома условиям, установленным в ч. 1 ст. 2 настоящего Закона;

б) непредоставление гражданами документов и сведений, предусмотренных настоящим Законом;

в) ранее реализованное гражданами право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с решением Пермской городской Думы от 24.02.2015 № 39 «Об утверждении Положения о департаменте земельных отношений администрации города Перми», принятие решений о предоставлении земельных участков, по основаниям и в порядке, предусмотренным действующим законодательством, относится к функциям департамента земельных отношений администрации города Перми.

В судебном заседании установлено, что 27.12.2017 г. Бартегмосян С.С. обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес> в соответствии с положениями Закона Пермского края от 14.02.2014 N 293-ПК «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами».

По результатам рассмотрения заявления, Департаментом истцу направлено письмо за от 26 марта 2018г. с решением об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка.

В качестве основания для отказа указано на то, что в схеме не отображено местоположение объекта недвижимости (жилой дом), под который образуется земельный участок, что не соответствует п.7 Приказа Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 № 762.

В пояснении также указано, что согласно материалам инвентаризации земель, утвержденным постановлением администрации города Перми от 08.10.1998 испрашиваемый земельный участок образуется за счет земельных участков которые используются для эксплуатации домовладений, находящихся по <адрес>. Следовательно, местоположение границ образуемого земельного участка определено без учета сведений землеустроительной документации.

Кроме того, площадь земельного участка, построенного по приложенным в схеме координатам, не соответствует площади земельного участка указанного в заявлении.

Согласно ст. 39.14 ЗК РФ в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению необходимо принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

По решению Мотовилихинского районного суда г. Перми от 26.07.2017г. установлен факт постоянного проживания Бартегмосяна С.С. с 1997г. по настоящее время в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>. Решение вступило в законную силу.

Из пояснений сторон следует, что указанный земельный участок на кадастровом учете не состоит. Ранее истец неоднократно обращался в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предварительном согласовании предоставлении указанного земельного участка. Департаментом в адрес административного истцов трижды направлялись решения об отказе в предварительном согласовании с указанием на те же основания для отказа, что и в последнем решении от 26.03.2018г. Указанные решения административным истцом не обжаловались.

Анализируя представленные сторонами доказательства, суд считает, что действия Департамента земельных отношений администрации г. Перми выразившиеся в отказе в удовлетворении просьбы о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес> основаны на требованиях закона.

В соответствии со ст. 4 Закона № 293-ПК местоположение границ предоставляемого земельного участка и его площадь определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и градостроительного законодательства с учетом фактического землепользования, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В случае образования земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка, в соответствии с п.11 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения.

В рассматриваемом случае, земельный участок образуется Бартегмосяном С.С. в соответствии со схемой расположения земельного участка, в связи с чем, для принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка необходимо было предоставление схемы расположения земельного участка, отвечающей требованиям земельного законодательства.

Министерством экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 № 762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка…

Пункт 7 Требований предусматривает, что при подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ 2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы осуществляется с учетом земельных участков общего пользования, местоположения зданий, сооружений.

Анализ вышеприведенных положений закона позволяет сделать вывод о том, что схема расположения земельного участка, должна отвечать по форме и содержанию требованиям земельного законодательства и других нормативных правовых актов, в частности Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014г. № 762.

Отказывая в предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган руководствовался требованиями п.п. 2.11.1, и п.2.11.3 Административного регламента предоставления Департаментом муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности», утвержденного постановлением администрации г.Перми от 04.09.2015 № 625.

Пункт 2.11.1 Административного регламента предусматривает отказ в предоставлении муниципальной услуги в случае несоответствия предоставленной схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

Пункт 2.11.3 предусматривает отказ в предоставлении муниципальной услуги в случае разработки схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, череполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу п.2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы осуществляется в том числе с учетом местоположений зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

Из представленной схемы расположения земельного участка следует, что жилой дом по <адрес> расположен за границами образуемого земельного участка. Кроме того, установлено, что испрашиваемый земельный участок образуется за счет земельного участка, который используется для эксплуатации домовладения по <адрес>.

Изложенные обстоятельства указывают на то, что представленная административным истцом схема расположения земельного участка не соответствует требованиям земельного законодательства.

Согласно п.8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка не может быть утверждена по основаниям п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.

Таким образом, в удовлетворении заявленных административных исковых требований Бартегмосяну С.С. следует отказать.

    Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Бартегмосяну Степану Сейрановичу в удовлетворении исковых требований к Департаменту земельных отношений о признании незаконным решения от 26 марта 2018 года об отказе в предоставлении земельного участка и возложении обязанности по повторному рассмотрению заявления о предварительном согласовании земельного участка по адресу <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.

    Мотивированное решение изготовлено 27.08.2018г.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья:                             И.В. Панькова

2а-2719/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Мотовилихинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
motovil.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее