Дело № 2-1335/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 апреля 2019 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе
председательствующего судьи Пулатовой З.И.
при секретаре Соколовой И.А..
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаева Д.О. к УМВД России по Псковской области о признании отказа в приеме на службу незаконным и обязании заключить контракт о прохождении службы в органах внутренних дел,
УСТАНОВИЛ:
Николаев Д.О. обратился в суд с иском к УМВД России по Псковской области о признании отказа в приеме на службу незаконным и обязании заключить контракт о прохождении службы в органах внутренних дел, в обоснование указав, что в декабре 2018 года обратился к ответчику с рапортом на замещение вакантной должности инспектора СР ДПС ГИБДД, представив все необходимые документы. С декабря по февраль прошел тестирование, ВВК, исследование в ЦПД, на полиграфе, сдал зачеты по физической подготовке, по результатам которых рекомендован к прохождению службы. Уведомлением от 05.03.2019 истцу отказано в приеме на службу без объяснения причин, что ущемляет его права. С учетом изложенного просил суд признать отказ в приеме на службу незаконным и обязать заключить контракт о прохождении службы в органах внутренних дел.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал. Ознакомившись с ответом УФСИН России по Псковской области относительно проведения проверки по факту необоснованного получения денежной компенсации за наем жилья, пояснил, что результат доследственной проверки ему не известны, уголовное дело не возбуждалось, равно как и не выносилось постановление об отказе в возбуждении дела. В настоящее время Псковским городским судом рассматривается гражданское дело по иску УФСИН России по Псковской области о взыскании с него расходов за наем.
Представитель ответчика Столярова Е.А. иск не признала, в возражение указав, что с учетом всестороннего изучения сведений о кандидате, рекомендаций ОРЧ СБ представителем нанимателя было принято решение об отказе истцу в приеме на службу, что является исключительным правом руководителя федерального органа исполнительной власти.
Суд, выслушав объяснения сторон, показания свидетеля <данные изъяты> исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Прием на службу в органы внутренних дел имеет особый характер и осуществляется, в том числе, с учетом положений Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 01.02.2018 № 50.
Положения части 1 статьи 17 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с учетом особенностей задач, правил организации и функционирования службы в органах внутренних дел определяют общие принципы и требования к формированию кадрового состава органов внутренних дел, направлены на комплектование указанных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и обладающими необходимыми для исполнения служебных обязанностей профессиональными навыками.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ перечень уполномоченных руководителей и иных должностных лиц, наделенных правом рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел, и принятия по ним решений, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
По результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел, с учетом заключения военно-врачебной комиссии, результатов психофизиологических исследований (обследований), тестирования, направленных на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уровня физической подготовки и личного поручительства уполномоченным руководителем принимается одно из перечисленных в данной норме решений, в том числе, об отказе гражданину в приеме на службу в органы внутренних дел.
Назначение на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем в порядке, определяемом этим федеральным законом, Законом о полиции и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 2 статьи 27 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ).
В соответствии с п. 38 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 01.02.2018 № 50, после окончания проверки сотрудником, которому поручена организация ее проведения, составляется заключение по результатам проверки сведений, сообщенных кандидатом. В заключении указываются сведения о наличии или отсутствии обстоятельств, препятствующих поступлению на службу. Заключение действительно в течение года с момента принятия руководителем (начальником), уполномоченным принимать решение по документам, решения по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином.
Судом установлено, что уведомлением от 05.03.2019 Николаеву Д.О. отказано в приеме на службу в органах внутренних дел (л.д. 5).
Согласно сведениям, представленным Отделом собственной безопасности УФСИН России по Псковской области в адрес начальника ОРЧ СБ УМВД России по Псковской области, по результатам проведенной в отношении Николаева Д.О. проверки по факту получения им денежной компенсации за нем жилья в период с 2014 по 2018 гг установлено, что в его действиях обнаружены признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159.2 УК РФ, материал проверки направлен в орган предварительного расследования.
В судебном заседании свидетель <данные изъяты> показал, что на основании полученной информации он не рекомендовал истца к приему на службу.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что лица, которые проходят службу в органах внутренних дел, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их специальный правовой статус (совокупность прав и свобод, гарантируемых государством, а также обязанностей и ответственности), содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанности по отношению к государству (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12.2002 № 17-П, от 15.07. 2009 № 13-П, от 21.03. 2014 № 7-П).
Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.
С учетом приведенных нормативных положений и установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание особый характер и предназначение службы в органах внутренних дел, суд приходит к выводу о том, решение ответчика об отказе Николаеву Д.О. в приеме на службу в органы внутренних дел является правомерным, поскольку принято руководителем, наделенным полномочиями по рассмотрению документов, представленных гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, и по принятию по этим документам решения, и основано на данных, полученных по результатам проверки достоверности сообщенных гражданином сведений, исходя в том числе из информации, полученной от подразделения собственной безопасности УФСИН России по Псковской области, где истец проходит службу, на оценке его личных и деловых качеств. При этом нарушений права на доступ к службе в органах внутренних дел ответчиком не допущено, проверка проведена в соответствии с требованиями Приказа МВД России от 01.02.2018 № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации».
Обстоятельства, на которые ссылается истец о том, что он по своим деловым, профессиональным и личным качествам может исполнять обязанности сотрудника органов внутренних дел, являются его субъективным мнением.
Кроме того, прием на работу является правом, а не обязанностью работодателя, в данном случае – представителя нанимателя.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12.04.2019