Дело № 2-239/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт Яшкино 12 июля 2018 года
Яшкинский районный суд Кемеровской области
в составе председательствующего Суховой С.В.,
при секретаре Байгиной Ю.К.,
с участием:
-представителя истца - помощника прокурора Яшкинского района Максимова Н.Ю.,
-представителя ответчика – главы Акациевского сельского поселения Яшкинского муниципального района Лидера Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Яшкинского района Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Акациевского сельского поселения Яшкинского муниципального района о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Яшкинского района Кемеровской области обратился в суд с иском, в порядке ст.45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Акациевского сельского поселения Яшкинского муниципального района о понуждении к совершению действий, указывая, что прокуратурой Яшкинского района проведена проверка исполнения требований законодательства о погребении и похоронном деле администрацией Акациевского сельского поселения. По результатам проверки установлено, что администрацией Акациевского сельского поселения не в полной мере соблюдаются требования законодательства о погребении и похоронном деле, земельного законодательства. Проверкой установлено, что на территории Акациевского сельского поселения расположены пять мест погребения (кладбища): д. Зырянка, д Власково, д. Нижняя Тайменка, д. Крылово, п. Акация, при этом, земельные участки под местами погребения (кладбищами) не постановлены на государственный кадастровый учет, сведения о границах и размерах земельных участков под местами захоронений отсутствуют, что в свою очередь, приводит к невозможности определения границ и размеров санитарно-защитных зон для кладбищ. В силу положений Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О кадастровой деятельности», Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», в отношении земельных участков осуществляется кадастровый учет, куда вносятся сведения о характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок), кадастровом номере и дате его присвоения, описание местоположения границ объекта недвижимости, его площадь, категория земель, к которой отнесен земельный участок, а также вид разрешенного использования. В нарушение положений ст.ст.11, 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», п.п. 2.1, 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а также п.п. 2.7, 2.8 СанПиН 2.1.2882-11 границы санитарно-защитных зон мест погребения (кладбищ), расположенных в д. Зырянка, д.Власково, д. Нижняя Тайменка, д. Крылово, п. Акация, а равно проекты самих кладбищ не разработаны и не утверждены. В нарушение ст.ст.11, 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» п.п. 6.2, 6.4, 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 на кладбищах, расположенных в д. Зырянка, д.Власково, д. Нижняя Тайменка, д. Крылово, п. Акация не оборудована система водоснабжения, не оборудована система хозяйственно-питьевого водоснабжения, не оборудованы туалеты, отсутствуют урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, имеющие твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование). В нарушение требований закона администрацией Акациевского сельского поселения не принимаются должные меры к проведению в отношении данных земельных участков землеустроительных и кадастровых работ, что, в свою очередь, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местами погребения в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения. Отсутствие установленных границ земельных участков, занятых местами погребения (кладбищами), непроведение их межевания, отсутствие государственного кадастрового учета и регистрации в установленном законом порядке, приводит к обезличиванию территорий кладбищ, нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. С учетом уточненных исковых требований, просит: Обязать администрацию Акациевского сельского поселения (адрес: ул. Мира, 13, пос. Акация, Яшкинский район Кемеровская область):
1. Провести межевание земельных участков, занятых общественными кладбищами в д. Зырянка, д. Нижняя Тайменка, д. Крылово, п. Акация, поставить данные земельные участки на государственный кадастровый учет в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в д.Власково - в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
2. Обратиться в проектную организацию для разработки проектов действующих кладбищ в д. Зырянка, д. Нижняя Тайменка, д. Крылово, п. Акация в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в д.Власково - в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
3. До ДД.ММ.ГГГГ на действующих кладбищах в д. Зырянка, д.Власково, д. Нижняя Тайменка, д. Крылово, п. Акация:
3.1. Оборудовать туалеты выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
3.2. Установить урны для сбора мусора.
3.3. Оборудовать площадки для мусоросборников с твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Территориальный отдела в г.Тайге и Яшкинском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило. Начальник территориального отдела письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя отдела.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - администрация Яшкинского муниципального района Кемеровской области, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела в суд своего представителя не направило. Представитель администрации М.В. Локк ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований просил отказать.
В силу ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель ответчика – глава Акациевского сельского поселения Лидер Ю.В. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, добровольно, без принуждения, о чем представил письменное заявление, адресованное суду. Последствия признания иска ему разъяснены и понятны. Указанное заявление представителя ответчика приобщено к материалам дела, о чём указано в протоколе судебного заседания.
Представитель истца – помощник прокурора Яшкинского района Максимов Н.Ю. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, не возражал против принятия судом признания иска ответчиком.
В соответствии с подпунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Законом Кемеровской области от 17.11.2014 № Ю9-03 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями» за сельскими поселениями также закреплены вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения.
В силу частей 1, 4 статьи 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что объектами земельных отношений являются земельные участки.
При этом, удостоверение границ земельного участка осуществляется путем реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом «О землеустройстве», в котором под землеустройством понимается проведение мероприятии по изучению состояния земель, планированию и организации мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни внутрихозяйственное землеустройство).
В силу части 4, части 4.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью является выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.
Согласно статье 37 Федерального закона «О кадастровой деятельности» результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 данного федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, при этом, согласно части 1 статье 17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
В силу п.2.5 СанПиН 2.1.2882-11 кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно- защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.
В свою очередь, в соответствии с п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74, в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
Согласно п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
В соответствии с 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 сельские кладбища отнесены к объектам IV класса опасности с установлением санитарно-защитной зоны 50 метров.
В силу п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа, систему дренажа, обваловку территории, характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом, площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища, разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища), канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
Учитывая изложенное, у суда нет оснований не принять признание иска ответчиком – администрацией Акациевского сельского поселения в лице Главы поселения Лидера Ю.В., так как данное процессуальное действие не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, против чего в судебном заседании не возражал представитель истца – помощник прокурора Яшкинского района Н.Ю. Максимов.
Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, предусматривает, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Таким образом, исковые требования прокурора Яшкинского района Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Акациевского сельского поселения Яшкинского муниципального района о понуждении к совершению действий подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктами 9 и 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации стороны от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании ст.ст. 39, 103, 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Принять признание иска ответчиком – администрацией Акациевского сельского поселения в лице главы поселения Лидера Юрия Викторовича.
Обязать администрацию Акациевского сельского поселения (адрес: ул. Мира, 13, пос. Акация, Яшкинский район Кемеровская область):
1. Провести межевание земельных участков, занятых общественными кладбищами в д. Зырянка, д. Нижняя Тайменка, д. Крылово, п. Акация, поставить данные земельные участки на государственный кадастровый учет в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в д.Власково - в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
2. Обратиться в проектную организацию для разработки проектов действующих кладбищ в д. Зырянка, д. Нижняя Тайменка, д. Крылово, п. Акация в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в д.Власково - в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
3. До ДД.ММ.ГГГГ на действующих кладбищах в д. Зырянка, д.Власково, д. Нижняя Тайменка, д. Крылово, п. Акация:
3.1. Оборудовать туалеты выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
3.2. Установить урны для сбора мусора.
3.3. Оборудовать площадки для мусоросборников с твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование).
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Яшкинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись С.В. Сухова
Решение изготовлено в окончательной форме: 17 июля 2018 года.
Судья: подпись С.В. Сухова