№ 12-32/2024
24RS0001-01-2024-000516-63
РЕШЕНИЕ
п. Абан 16 сентября 2024 года
Судья Абанского районного суда Красноярского края Фёдорова О.В.,
при секретаре Игнатюк Н.В.,
с участием представителя администрации Абанского района Красноярского края Зарубицкой М.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе администрации Абанского района Красноярского края на постановление и.о. заместителя директора КГКУ «Лесная охрана» от 04.07.2024 № 703/19-2024 по делу об административном правонарушении, которым администрация Абанского района Красноярского края, юридический адрес: <адрес>, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 600000,00 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Глава администрации Абанского района Красноярского края обратилась в суд с жалобой на постановление и.о. заместителя директора КГКУ «Лесная охрана» от 04.07.2024 № 703/19-2024 по делу об административном правонарушении, которым администрация Абанского района Красноярского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 600000,00 рублей, ссылаясь на то, что местом совершения административного правонарушения является земельный участок с кадастровым №, находящийся на границе с кварталом №, выдела 3, Абанского сельского участкового лесничества (<адрес>), на землях, государственная собственность на которые не разграничена, однако администрация Абанского района Красноярского края к лицам, владеющим, пользующимся или распоряжающимся землями, государственная собственность на которые не разграничена, не относится. Наличие установленных ст. 67 Устава Абанского района обязанностей администрации Абанского района на осуществление муниципального контроля; принятие мер по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности, не являются обоснованием к привлечению к административной ответственности но ст. 8.32 КоАП РФ, т.к. муниципальный контроль не охватывает в своем составе ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров. Таким образом, в действиях администрации Абанского района отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ. В связи с указанным, просит постановление от 04.07.2024 № 703/19-2024 отменить.
Главный государственный инспектор по охране леса КГКУ «Лесная охрана» Ефанов С.Н., составивший протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Представитель администрации Абанского района Красноярского края Зарубицкая М.И. в судебном заседание поддержала жалобу по указанным в ней доводам, дополнив, что при назначении наказания должностным лицом не учтено, что бюджет администрации Абанского района Красноярского края на 80 % является дтационным, в связи с чем, необходимо было применить ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, снизив административный штраф наполовину.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося лица, составившего протокол об административном правонарушении.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров.
Согласно ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:
1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
6) проведение работ по гидромелиорации;
7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений;
8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
2.1. Ширина просек, указанных в пункте 3 части 2 настоящей статьи, устанавливается в пределах от 10 до 100 метров в соответствии с лесным законодательством и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Согласно пункту 10 Правил пожарной безопасности со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ст. 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения дела. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Лицо, осуществляющее производство по делу, оценивает доказательства путем полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
25.06.2024 главным государственным инспектором по охране леса КГКУ «Лесная охрана» Ефановым С.Н. в отношении администрации Абанского района Красноярского края составлен протокол № 10 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Из материалов дела видно, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, и оснований сомневаться в достоверности и допустимости данных сведений не имеется.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, рассмотрено в назначенное на 16:30 часов 04.07.2024 время в отсутствие законного представителя администрации Абанского района Красноярского края при наличии в материалах дела данных о надлежащем извещении указанного юридического лица о месте и времени рассмотрения дела, с учетом непоступления от указанных лиц ходатайств об отложении рассмотрения дела, что согласуется с положениями ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, вынесено оспариваемое постановление.
Основанием для привлечения администрации Абанского района Красноярского края к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, послужил лесной пожар в лесной пожар, произошедший 14.05.2024 в квартале <данные изъяты> выдел <данные изъяты> Абанского сельского участкового лесничества (<адрес>) КГБУ «Абанское лесничество». Причиной лесного пожара является переход огня с земель иных категорий.
По результатам осмотра лесного пожара составлен акт патрулирования лесов от 15.05.2024 № 142, схема, фототаблица.
В администрации Абанского района запрошена информация о правообладателях, о лицах, фактически проводящих работы на земельных участках, примыкающих к участку государственного лесного фонда, пройденному пожаром.
Установлено, что к кварталу <данные изъяты> выделу <данные изъяты> Абанского сельского участкового лесничества (<адрес>), Абанское лесничество примыкает земельный участок с кадастровым №, информации о правообладателях (собственниках) земельного участка не имеется.
Согласно сведений, представленных администрацией Абанского района, земельный участок с кадастровым №, относится к землям государственной собственности, права на которую не разграничены, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
При этом, как следует из материалов дела, на указанном выше земельном участке отсутствовала очистка от сухой травянистой растительности на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории леса, противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 1,4 метра, иной противопожарный барьер, что и послужило беспрепятственному распространению огня на территорию государственного лесного фонда, расположенного: Абанское лесничество, Абанского сельского участкового лесничества (<адрес>) квартал№ выдела №.
Ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законном основании.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Устава муниципального образования Абанского района исполнительно-распорядительным органом района является администрация Абанского района.
В соответствии со ст. 7 Устава муниципального образования Абанского района к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Абанского района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Абанского района; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; защите населения и территории Абанского района, а также населения и территории поселений Абанского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление муниципального лесного контроля; осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.
В соответствии со ст. 62 Устава, администрация района от имени Абанского района, владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности Абанского района в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и краевыми законами, настоящим Уставом, а также нормативными правовыми актами районного Совета; администрация района вправе передавать имущество Абанского района во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и Красноярского края, органам местного самоуправления иных муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом, решениями районного Совета.
В соответствии со ст. 67 Устава, администрация района является органом, уполномоченным на осуществление муниципального контроля; принятие мер по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Таким образом, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности на земельных участках, государственная собственность которые не разграничены, расположенных на территории сельского поселения и межселенных территориях, несут должностные лица органов местного самоуправления муниципального района.
При этом, согласно постановления Правительства Красноярского края от 03.05.2024 № 319-п «О введении особого противопожарного режима на территории отдельных муниципальных образований Красноярского края» на территории Абанского района Красноярского края с 14.05.2024 года объявлен особый противопожарный режим.
Тот факт, что причиной лесного пожара явилось отсутствие противопожарной минерализованной полосы, иных противопожарных барьеров на земельном участке, примыкающем к лесу, а также неочистка земельного участка от сухой травянистой растительности, свидетельствует о том, что администрация Абанского района Красноярского края не приняла необходимых и достаточных мер к тому, чтобы исключить переход огня в лесной фонд с прилегающего земельного участка.
Признавая администрацию Абанского района виновной в совершении указанного административного правонарушения, заместитель и.о. заместителя директора КГКУ «Лесная охрана» исходил из того, что администрация Абанского района Красноярского края, обладая всеми необходимыми организационно-распорядительными полномочиями, не обеспечила соблюдение действующего законодательства, что привело к нарушению пункта 10 Правил пожарной безопасности в лесах.
Суд, соглашаясь с выводами должностного лица, исходит из обоснованности привлечения администрации Абанского района Красноярского края к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ,
При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении администрации Абанского района Красноярского края и.о. заместителя директора КГКУ «Лесная охрана» в полном объеме исследовал имеющиеся в деле доказательства.
Факт совершения администрацией Абанского района Красноярского края административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, подтвержден совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств: актом о лесном пожаре № 10 от 17.05.2024; актом патрулирования от 15.05.2024 №142; объяснением свидетеля пожара И, от 16.05.2024 №10; объяснением свидетеля пожара Т от 16.05.2024 №10; схемой лесного пожара; фототаблицей; докладной о лесном пожаре №10; ответом на определение от 22.05.2024 № 470 об истребовании сведений, КГБУ Абанское лесничество; ответом на определение от 24.05.2024г. №423 об истребовании сведений администрации Абанского района; уставом Абанского района; схемой места расположения земельного участка; приказом КГКУ «Лесная охрана» от 26.12.2023 №378-лн «Об осуществлении патрулировании лесов»; приказом природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 08.04.2024 № 86-64; постановлением Правительства Красноярского края от 03.05.2024 № 319-п «О введении особого противопожарного режима на территории отдельных муниципальных образований Красноярского края»; а также протоколом об административном правонарушении от 25.06.2024 №10.
Доводы заявителя о том, предоставление земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, не возлагает всю полноту ответственности за земельный участок на орган местного самоуправления, владельцем которого он не является, подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном токовании соответствующих норм права.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Суд считает, что материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу администрации Абанского района Красноярского края по делу не усматривается.
Иных доводов, ставящих под сомнение законность оспариваемого постановления, жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, в ходе производства по данному делу допущено не было.
Постановление о привлечении администрации Абанского района Красноярского края к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, при этом учтены отсутствие смягчающих и отягчающих вину обстоятельств, характер совершенного административного правонарушения, объектом которого является общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления и.о. заместителя директора КГКУ «Лесная охрана» от 04.07.2024 № 703/19-2024 по доводам, указанным в жалобе, не имеется.
Вместе с тем, согласно ст. 4.1. КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.3).
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (ч.3.2).
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.3.3).
Согласно ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Администрация Абанского района является юридическим лицом, что следует из выписка из ЕГРЮЛ, бюджет Абанского района Красноярского края за последние три года является дотационным более, чем на 80 %, то следует из материалов дела.
Из оспариваемого постановления видно, что администрацие Абанского района Красноярского края назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600000,00 рублей.
Принимая во внимание то обстоятельство, что бюджет Абанского района Красноярского края за последние три года является дотационным более, чем на 80 %, суд приходит к выводу о том, что назначенный административный штраф подлежит снижению до 300000,00 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░» ░░ 26 ░░░░ 2023 ░░░░ № 703/19-2024 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 3 ░░. 8.32 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 600000,00 ░░░░░░ ░░ 300000,00 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░» ░░ 26 ░░░░ 2023 ░░░░ № 703/19-2024 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░