Дело № 12-30/2020г.
42RS0042-01-2019-000421-70
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новокузнецк 28 апреля 2020 г.
Судья Новоильинского районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области Страшников А.И., рассмотрев жалобу Воробьевой ..... на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Административной комиссии ..... Новокузнецкого городского округа от ..... Воробьева О.П. привлечена к административной ответственности. Из постановления следует, что ..... в 14.30 ч. установлено, что на прилегающей территории магазина «Мария-ра», находящегося по адресу: ....., снег не вывозится, а складируется к фасаду здания, т.е. собственники (пользователи) здания не принимают меры, предусмотренные нормативно-правовыми актами в сфере благоустройства по удалению снежно-ледяных образований на земельных участках, на котором расположено здание.
Из постановления следует, что Воробьева О.П. является директором магазина «Мария-ра», расположенного по адресу: .....
Постановлением от ..... Воробьева О.П. подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Считая постановление Административной комиссии незаконным, Воробьева О.П. обратилась в суд с жалобой, ссылаясь на то, что не была извещена о рассмотрении дела об административном правонарушении. Комиссией не были выяснены все обстоятельства по делу. В резолютивной части постановления не указано в совершении какого именно административного правонарушения признана виновной и по какой части статьи Воробьева О.П. привлечена к административной ответственности. Место работы Воробьевой указано неверно. Воробьева О.П. работает в ....., а не в ООО «.....» ....., как указано в постановлении. Считает, что протокол об административном правонарушении, на который ссылается комиссия в постановлении о привлечении к административной ответственности, подлежит исключению из числа доказательств по причине того, что Воробьева О.В. не была уведомлена о составлении протокола, указанный протокол ей не направлялся и не был вручен. Просит постановление Административной комиссии ..... Новокузнецкого городского округа от ..... признать незаконным, отменить, производство по делу прекратить.
Воробьева О.П., извещенная о дате и времени судебного заседания, в суд не явилась. Причину неявки не сообщила.
Представитель Административной комиссии Новоильинского района Новокузнецкого городского округа – Замятина С.С., извещенная о дате и времени судебного заседания. В суд не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем предоставила заявление, в котором также указала, что не признает доводы жалобы, считает их необоснованными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд полагает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из смысла и содержания части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об АП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения предполагает наличие события и состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса РФ об АП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 64 Закона Кемеровской области от 16.06.2006 г. №89-ОЗ «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, имеют право составлять должностные лица органов, осуществляющих контроль за благоустройством, озеленением территории муниципальных образований, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 12, 15, 17, 22, 23, 25, 26-1, 26-3 - 29 настоящего Закона.
В соответствии с ч.4 ст. 64 Закона должностные лица составляют протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах предоставленных им полномочий и лишь при исполнении служебных обязанностей.
Частью 5 ст. 64 Закона установлено, что перечень должностных лиц органов государственной власти Кемеровской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, устанавливается уполномоченными исполнительными органами государственной власти Кемеровской области в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы действующим законодательством, за исключением должностных лиц, указанных в подпункте 9 пункта 1 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 28.2 КРФоб АП о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В соответствии с ч.1 ст. 24.5 КРФобАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
Из постановления Административной комиссии ..... Новокузнецкого городского округа от ..... следует, что Воробьева О.П. привлечена к административной ответственности по ст.26-..... от ..... .....-ОЗ «Об административных правонарушениях в .....», что также указано в его резолютивной части.
В протоколе об административном правонарушении от ..... также указано, что Воробьева О.П. совершила, правонарушение, предусмотренное статьей 26-..... от ..... .....-ОЗ «Об административных правонарушениях в .....» без указания её части.
Тогда как статья 26-..... от ..... .....-ОЗ «Об административных правонарушениях в .....» состоит из двух частей.
В соответствии с ч. 1 ст. 26-..... от ..... .....-ОЗ «Об административных правонарушениях в .....» непринятие собственниками, пользователями зданий и сооружений мер, предусмотренных муниципальными правовыми актами в сфере благоустройства, по удалению снежно-ледяных образований на ступенях перед входами в здания и сооружения, карнизах, крышах и водостоках зданий и сооружений, а также на земельных участках, на которых расположены здания, сооружения, за исключением объектов общего имущества в многоквартирном доме, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей.
Частью ..... от ..... .....-ОЗ «Об административных правонарушениях в .....» предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с правой позицией, изложенной п. 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ..... ..... "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях", существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
Отсутствие надлежащей статьи КРФ об АП настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, является существенным недостатком протокола.
Таким образом, материалы дела позволяют сделать вывод о том, что требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом не соблюдены.
Допущенные по настоящему делу нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу решения.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от ..... в отношении Воробьевой О.П. содержит существенные недостатки, в связи с чем он не может быть признан допустимым доказательством по делу.
Исходя из требований ч. 1,ч. 4 ст. 1.5 Кодекса РФ об АП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п.8 ч.2 ст. 30.6 КРФобАП, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Судом установлено, что ..... в отношении Воробьевой О.П. составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому, установлено, что на прилегающей территории магазина «.....», находящегося по адресу: ул. ....., снег не вывозится, а складируется к фасаду здания, т.е. собственники (пользователи) здания не принимают меры, предусмотренные нормативно-правовыми актами в сфере благоустройства по удалению снежно-ледяных образований на земельных участках, на котором расположено здание.
Материал составлен в отношении должностного лица – Воробьевой О.П., директора магазина, что следует из протокола об административном правонарушении от 23.03.2020 года. Вместе с тем, никаких доказательств, подтверждающих должностные полномочия Воробьевой О.П. (трудовой договор, приказ и т.п.) материалы дела не содержат.
Материал об административном правонарушении в отношении Воробьевой О.П. для принятия мер административного воздействия направлен в Административную комиссию ..... Новокузнецкого городского округа.
Определением председателя административной комиссии от 23.03.2020г. рассмотрение дела было назначено на ......
Постановлением Административной комиссии ..... Новокузнецкого городского округа от ..... Воробьева О.П. подвергнута наказанию по ст. 26-..... от ..... .....-ОЗ «Об административных правонарушениях в .....» в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для реализации права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Согласно ст. 24.1 КРФобАП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.1 ст.25.15 КРФобАП лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КРФобАП, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что ..... в отношении Воробьевой О.П. составлен протокол об административном правонарушении. В протоколе об административном правонарушении указано, что рассмотрение дела состоится ..... в 14-00 часов по адресу: г.......
При этом сведений и документов, подтверждающих и свидетельствующих об извещении Воробьевой О.П. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, как того требуют положения ч.1 ст.25.15 КРФобАП в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах в нарушение требований ч. 2 ст. 25.1 КРФобАП дело рассмотрено административной комиссией при отсутствии данных о надлежащем извещении Воробьевой О.П. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Кроме того, постановление Административной комиссии ..... Новокузнецкого городского округа от ..... не мотивировано.
Принимая во внимание изложенное, обжалуемое постановление подлежит отмене в связи с наличием существенных нарушений процессуальных требований.
В соответствии со ст. 30.7 КРФобАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что постановление Административной комиссии ..... Новокузнецкого городского округа от ..... о назначении административного наказания по ч.1 ст. 26-..... от 16.06.2006г. .....-ОЗ «Об административных правонарушениях в .....» подлежит отмене, производство по настоящему делу подлежит прекращению в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КРФобАП.
Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КРФобАП, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ..... ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ..... ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ..... ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.1 ░░. 26-..... ░░ 16.06.2006░. № 89-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» - ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░