Дело № 2-3539/2016
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 сентября 2016 года город Елец Липецкой области
Елецкий городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Геновой О.В.,
при секретаре Куреевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце гражданское дело по исковому заявлению Липецкого межрайонного природоохранного прокурора, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Куриное Царство» о возложении обязанности приведения в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями производственной площадки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском к ОАО «Куриное Царство». В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований ветеринарно-санитарного законодательства в цехе родительского стада «Лебедянский» ОАО «Куриное Царство», расположенном по адресу: N..., установлены нарушения требований ст. 18 ФЗ «О ветеринарии»; п.п. 2.2, 2.3, 4.12, 4.13 Ветеринарных правил содержания птиц на птицеводческих предприятиях закрытого типа (птицефабриках), утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 03.04.2006 года №104; положений п.п. 1.8-1.9 Ветеринарно-санитарных правил подготовки к использованию в качестве органических удобрений навоза, помета и стоков при инфекционных и инвазионных заболеваниях животных и птиц, утвержденных Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ от 04.08.1997 года №13-7-2/1027; требований п.6.8 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденных Департаментом ветеринарии от 15.07.2002 года. В цехе родительского стада «Лебедянский» ОАО «Куриное Царство» выявлены нарушения вышеуказанных ветеринарно-санитарных правил при эксплуатации, а именно: въездной дезбарьер не обеспечен возможностью подогрева дезраствора в зимнее время; отсутствует площадка секционного типа с твердым покрытием для карантирования подстилочного помета; не предусмотрены способ и технические средства для обеззараживания помета на случай возникновения инфекционных болезней; не организован регулярный контроль за состоянием воды, питьевая вода не подвергается микробиологическому анализу не реже 1 раза в месяц. В связи с имеющимися нарушениями Управлением Россельхознадзора по Липецкой области в отношении ОАО «Куриное Царство» было вынесено постановление по делу об административном правонарушении по ст. 7.18 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей. Таким образом, цех родительского стада «Лебедянский» ОАО "Куриное Царство" осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства, что ставит под угрозу здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан. Просит суд обязать ОАО "Куриное Царство" в срок до 28 февраля 2017 года привести в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями цех родительского стада, расположенный по адресу: N..., а именно: въездной дезбарьер обеспечить возможностью подогрева дезраствора в зимнее время; организовать площадку секционного типа с твердым покрытием для карантирования подстилочного помета; разработать способ и технические средства для обеззараживания помета на случай возникновения инфекционных болезней; организовать регулярный контроль за состоянием питьевой воды.
Прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, от него поступило заявление о проведении заседания в отсутствие представителя Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры, не возражали против вынесения заочного решения.
Представитель ответчика ОАО «Куриное Царство» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления Россельхознадзора по Липецкой области в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, представил письменный отзыв, в котором поддержал исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 27 ФЗ "О прокуратуре РФ", в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 1 Закона от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Статьей 18 данного Закона установлено, что ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства- производители этих продуктов. Производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии помещения и сооружения для переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Ветеринарными правилами содержания птиц на птицеводческих предприятиях закрытого типа (птицефабриках), утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 03.04.2006 года №104 предусмотрено, что при размещении объектов, связанных с содержанием, разведением птицы в организациях, осуществляющих выращивание или разведение птицы, владельцы должны соблюдать следующие требования: территория организации должна быть огорожена способом, обеспечивающим защиту от непреднамеренного проникновения на территорию организации; территория организации должна быть благоустроена. При этом должны быть обеспечены условия, не позволяющие дикой птице гнездиться на территории организации. Не допускается наличие на территории открытых водоемов. Для стока и отвода поверхностных вод проводят планировочные работы и устраивают уклоны и канавы; для сети внутрихозяйственных дорог, проездов и технологических площадок применяют твердые покрытия. Исключается пересечение дорог, используемых для вывоза или выноса помета, отходов инкубации, павшей птицы, отходов убоя, подлежащих утилизации, и других отходов, и дорог, используемых для подвоза кормов, транспортировки яиц, цыплят, мяса птицы и мясопродуктов. Оба типа дорог должны иметь различимую маркировку или обозначения. При въездах на территорию обособленных подразделений организаций, осуществляющих выращивание или разведение птицы, располагаются дезинфекционные барьеры для автотранспорта и пешеходов; организации, осуществляющие выращивание или разведение птицы, должны быть отделены от ближайшего населенного пункта защитной зоной в соответствии с установленными требованиями; территорию организации разделяют на зоны: основного производства, хранения и приготовления кормов (если производится), инкубаторий (если имеется), убойный цех (если имеется), хранения и переработки и/или утилизации отходов производства, административно-хозяйственную; зона основного производства может быть подразделена на производственные площадки в зависимости от мощности предприятия и его производственной направленности; производственные площадки организаций могут быть отдельно расположенными объектами в составе организационной или организационно-технологической структуры организации и функционировать как самостоятельные производственные единицы. На одной площадке должна содержаться птица одной категории (ремонтный молодняк, промышленные куры-несушки, взрослая племенная птица, молодняк на мясо). Расстояние между площадками должно быть не менее 60 метров; каждая площадка организации должна быть огорожена для предупреждения несанкционированного проникновения на территорию посторонних людей и транспорта, домашних и диких животных; административно-хозяйственные и прочие вспомогательные здания и сооружения размещают на расстоянии не менее 60 метров от зоны основного производства; зону убоя и переработки птицы допускается размещать на расстоянии не менее 300 метров от зоны основного производства; зону хранения и утилизации отходов производства, включая пометохранилище, площадку для компостирования, цех сушки помета, размещают на расстоянии не менее 300 метров от птицеводческих помещений в соответствии с розой ветров для данной местности так, чтобы большую часть теплого времени года они находились с подветренной стороны. Территория пометохранилища по периметру оборудуется сточными лотками с направлением стоков в приемный резервуар. Утилизация указанных стоков осуществляется по согласованию с государственной ветеринарной службой и службой экологического контроля; в организациях предусматривают специальное место для утилизации отходов инкубации и павшей птиц, оборудованное котлами для тепловой обработки или трупосжигательными печами; при наличии в организации цеха убоя отделение утилизации размещают в его составе; при отсутствии цеха убоя - в отдельном здании административно-хозяйственной зоны. Утилизация отходов инкубации и павшей птицы должна производиться в установленном порядке; при наличии цеха по производству яичного порошка его размещают в административно-хозяйственной зоне на расстоянии не менее 60 метров от других зданий. Допускается его конструктивный или территориальный контакт с яйцескладом; цех по изготовлению консервов, полуфабрикатов и готовых продуктов должен находиться в зоне убоя и переработки птицы; на входе в птичники, инкубаторий, цех убоя и переработки, кормосклады для дезинфекции обуви оборудуют дезинфекционные кюветы во всю ширину прохода, длиной 1,5 метра, которые регулярно заполняют дезинфицирующим раствором, качество которого контролируется раз в сутки; в каждом птицеводческом помещении, кормоцехе (кормоскладе) вентиляционные и иные технологические отверстия оборудуют рамами с сеткой во избежание залета дикой птицы, а также принимают меры для отпугивания дикой птицы и осуществляют постоянную борьбу с грызунами (п.2.2).
Согласно положениям п.2.3 Ветеринарных правил к размещению ветеринарных объектов в организациях, осуществляющих выращивание или разведение птицы, предъявляют следующие требования: въездные и выездные дезбарьеры с обеспечением возможности подогрева дезраствора в зимнее время (если в данной местности среднезимняя температура ниже -5°С) размещают при основном въезде на территорию хозяйства, в зоне размещения инкубатория, в зоне убоя и переработки и на каждой производственной площадке основного производства; дезинфекционный блок для тары и транспорта со складом дезинфицирующих средств размещают на главном въезде на территорию организации, в инкубатории, яйцескладе, зоне убоя и переработки и на каждой площадке зоны основного производства; пропускники с проходной и подсобными помещениями размещают при въезде на каждую производственную площадку основного производства либо при входе на территорию организации, если она не разделена на отдельные производственные площадки; пропускники для персонала инкубатория, цеха убоя и переработки, цеха для сортировки и упаковки яиц проектируются в составе этих зданий; размеры и число бытовых помещений должны соответствовать установленным требованиям;
помещение для патологоанатомического вскрытия трупов птиц (вскрывочная) размещают в отделении для утилизации отходов производства или цехе убоя; ветеринарная лаборатория размещается на территории административно-хозяйственной зоны; убойный пункт (бойню) размещают в административно-хозяйственной зоне на расстоянии не менее 60 м от других зданий или при цехе убоя в его зоне на расстоянии, равном противопожарному разрыву.
В п. 4.12, 4.13 Ветеринарных правил прописано, что в организациях, осуществляющих выращивание или разведение птицы, организуют контроль за состоянием кормов, воды и воздуха. Питьевая вода подвергается микробиологическому анализу не реже 1 раза в месяц. Отбор проб и анализ проводят в установленном порядке. Использование для поения птицы воды из открытых водоемов без предварительной дезинфекции не допускается.
Согласно требований п. п. 1.8-1.9 Ветеринарно-санитарных правил подготовки к использованию в качестве органических удобрений навоза, помета и стоков при инфекционных и инвазионных заболеваниях животных и птиц, утвержденных Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ от 04.08.1997 года №13-7-2/1027, все сооружения и строительные элементы систем подготовки органических удобрений должны быть выполнены с гидроизоляцией, исключающей фильтрацию жидкого навоза и стоков в водоносные горизонты и инфильтрацию грунтовых вод в технологическую линию. Территория сооружений для подготовки органических удобрений должна быть ограждена, защищена многолетними зелеными насаждениями, благоустроена и иметь проезды и подъездную дорогу с твердым покрытием шириной не менее 3,5 м.
Кроме того, п. 6.8 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденных Департаментом ветеринарии от 15.07.2002 года предусмотрено, что с целью дезинфекции колес автомобильного транспорта у въезда на территорию ферм оборудуют дезбарьеры длиной по зеркалу дезинфицирующего раствора не менее 9-10 м и по днищу 6 м, которые на глубину 20-30 см заполняют одним из растворов: 4%-ным горячим (60-70°С) раствором едкого натра, 4%-ным раствором формальдегида, 5%-ным раствором хлорной извести, 2%-ным раствором глутарового альдегида или другими химическими дезинфицирующими средствами, разрешенными для дезинфекции Департаментом ветеринарии Минсельхоза России. После прохождения автотранспорта через дезбарьер его выдерживают на площадке отстоя не менее 20-30 мин. Дезбарьеры оборудуют в отапливаемом помещении ветсанпропускника или под навесом (от дождя и снега). В последнем случае под днищем прокладывают трубы центрального отопления для подогрева раствора в зимнее время. В неотапливаемых дезбарьерах (в зимнее время) для предотвращения замерзания к растворам добавляют 10-15% поваренной соли.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц установлено, что ОАО «Куриное Царство» осуществляет деятельность по разведению сельскохозяйственной птицы, растениеводству, животноводству, по производству мяса и мясопродуктов, производству мяса сельскохозяйственной птицы и кроликов, производству мяса и пищевых субпродуктов сельскохозяйственной птицы и кроликов, по производству продуктов из мяса и мяса птицы, производству готовых и консервированных продуктов из мяса, мяса птицы, мясных субпродуктов и крови животных, производству готовых кормов для животных, оптовой торговлей сельскохозяйственным сырьем и живыми животными, оптовой торговлей мясом, мясом птицы, продуктами и консервами из мяса и мяса птицы, включая субпродукты. Для указанной деятельности ОАО «Куриное Царство» имеет цех родительского стада «Лебедянский», расположенный по адресу: N..., N...
В ходе проведения плановой выездной проверки Управлением Россельхознадзора по Липецкой области на основании приказа заместителя руководителя ФИО3 от 10.05.2016 года №256-ЛП были выявлены факты нарушения ветеринарно-санитарных правил при эксплуатации производственной площадки в цехе родительского стада «Лебедянский» ОАО «Куриное Царство», расположенном по адресу: N..., N..., а именно: въездной дезбарьер не обеспечен возможностью подогрева дезраствора в зимнее время; отсутствует площадка секционного типа с твердым покрытием для карантирования подстилочного помета; не предусмотрены способ и технические средства для обеззараживания помета на случай возникновения инфекционных болезней; не организован регулярный контроль за состоянием воды, питьевая вода не подвергается микробиологическому анализу не реже 1 раза в месяц. По результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении №49-В/16 от 15.06.2016 года, в ходе которой был выявлен факт нарушения административного законодательства. 30.06.2016 года в связи с имеющимися нарушениями Управлением Россельхознадзора по Липецкой области в отношении ОАО «Куриное Царство» было вынесено постановление №37/16 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Постановление вступило в законную силу.
Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что ОАО «Куриное Царство» при осуществлении своей деятельности в цехе родительского стада «Лебедянский» ОАО «Куриное Царство», расположенном по адресу: N..., N..., нарушает санитарно-эпидемиологическое и ветеринарное законодательство. Установленные нарушения создают угрозу здоровью и санитарно-эпидемиологическому благополучию неопределенного круга граждан, в том числе, несовершеннолетних детей.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств устранения нарушений требований ветеринарно-санитарного законодательства ОАО «Куриное Царство» не представлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд находит исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей обязанность суда определить срок, в течение которого решение должно быть исполнено, учитывая мнение участника процесса, суд считает необходимым установить ответчику ОАО «Куриное Царство» срок для исполнения решения суда до 28 февраля 2017 года.
Прокурор при подаче иска согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины. Поскольку настоящий иск заявлен в интересах неопределенного круга граждан, т.е. физических лиц, размер государственной пошлины следует определять как размер государственной пошлины при подаче заявления неимущественного характера для физических лиц 300 рублей.
В соответствии со статьей 61.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов: по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации)…
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с ответчика в доход бюджета муниципального образования городской округ город Елец Липецкой области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ОАО «Куриное Царство» в срок до 28 февраля 2017 года привести в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями цех родительского стада «Лебедянский» ОАО «Куриное Царство», расположенный по адресу: N..., а именно: въездной дезбарьер обеспечить возможностью подогрева дезраствора в зимнее время; организовать площадку секционного типа с твердым покрытием для карантирования подстилочного помета; разработать способ и технические средства для обеззараживания помета на случай возникновения инфекционных болезней; организовать регулярный контроль за состоянием питьевой воды.
Взыскать с ОАО «Куриное Царство» в доход бюджета муниципального образования городской округ город Елец Липецкой области государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.
Разъяснить ответчику ОАО «Куриное Царство», что оно вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд Липецкой области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий О.В. Генова