№ 12-103/2018
РЕШЕНИЕ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Самарина А.И.,
при секретаре судебного заседания Старцевой Н.С.,
рассмотрев 07 мая 2017 года в с. Выльгорт в открытом судебном заседании жалобу
общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западный лесной терминал» /далее Общество/ на постановление начальника Управления лесного хозяйства, главного государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми от 14 марта 2018 года,
установил:
Постановлением начальника Управления лесного хозяйства, главного государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми от 14 марта 2018 года юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Северо-Западный лесной терминал» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество с ограниченной ответственностью «Северо-Западный лесной терминал» обратилось в Сыктывдинский районный суд с жалобой. В обоснование доводов жалобы указано, что на момент привлечения Общества к административной ответственности, древесина, оставшаяся в квартале <адрес> была полностью вывезена, о чем Обществом было письменно сообщено в ГУ «Сыктывдинское лесничество». В связи с этим, а также с учетом того, что оставленная в местах использования древесина Обществом вывезена в полном объеме, и не наступили негативные последствия охраняемым общественным отношениям, просят освободить Общество от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения.
В судебном заседании представитель юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, К. на требованиях жалобы настаивал, просил постановление отменить, производство по административному делу прекратить.
Должностное лицо, вынесшее постановление об административном правонарушении – начальник Управления лесного хозяйства, главный государственный лесной инспектор Республики Коми Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми А., надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, предоставив отзыв на жалобу, в котором указал на отсутствие оснований для изменения вынесенного постановления.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 1 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение правил заготовки древесины, влекущее наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно пункту 6 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
Согласно части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно ч. 1 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса РФ, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 9 ст. 29 ЛК РФ).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.09.2016 № 474 утверждены Правила заготовки древесины, которые устанавливают требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации (далее - Правила).
В силу ч. 1 ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины.
Согласно п. 4 Правил заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
В силу ст. 26 Лесного кодекса РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В целях осуществления заготовки древесины на территории Республики Коми предприятие ООО «Северо-Западный лесной терминал» использовало лесные участки в квартале <адрес>, на основании дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды лесного участка №, в соответствии с которым ООО <данные изъяты> передает права и обязанности ООО «Северо-западный лесной терминал».
08.02.2018 должностными лицами ГУ «Сыктывдинское лесничество» в ходе осмотра места лесосеки в кв. <данные изъяты> выявлено нарушение лесного законодательства: оставлена не вывезенная в установленный срок древесина <данные изъяты>. Общий объем не вывезенной древесины составил 1900 м3.
В период использования лесов с 08.07.2017 по 31.12.2017 по лесной декларации от 28.06.2017 лицом, использующим лесной участок по договору аренды являлось ООО «Северо-Западный лесной терминал», которое проводило работы по вырубке лесных насаждений в указанный период времени на указанном выше участке лесного фонда. ООО «Северо-Западный лесной терминал» являясь лесопользователем было обязано при осуществлении своей хозяйственной деятельности соблюдать требования лесного законодательства.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В рассматриваемом случае представитель юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, оспаривая акт, которым лицо привлечено к административной ответственности, не предоставил суду доказательств, свидетельствующих принятии всех зависящих от него мер по вывозке древесины в установленный срок.
Обязанности по своевременной вывозке древесины возложены на лицо, использующее леса. По состоянию на 08.02.2018 лицом, использующим лесной участок по договору аренды, являлось ООО «Северо-Западный лесной терминал», которое проводило работы по вырубке лесных насаждений на указанных выше участках лесного фонда. ООО «Северо-Западный лесной терминал», являясь лесопользователем, было обязано при осуществлении своей хозяйственной деятельности соблюдать требования лесного законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения Обществом административного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
Суд учитывает, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям ст.28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, оснований сомневаться в достоверности и допустимости данных сведений у суда не имеется.
При таких обстоятельствах, поскольку факт совершения Обществом административного правонарушения подтвержден письменными материалами дела, вывод должностного лица о наличии в действиях юридического лица административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является правильным.
Согласно ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, – не ставится под сомнение виновность лица в совершении административного правонарушения, а указанное лицо освобождается лишь от административной ответственности, что согласуется и с абзацем 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с которым малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом, при оценке формальных составов правонарушений, последствия деяния не имеют квалифицирующего значения, но должны приниматься во внимание правоприменителем при выборе конкретной меры ответственности. Пренебрежительное отношение к формальным требованиям публичного порядка как субъективный признак содеянного присуще любому правонарушению, посягающему на общественные отношения. Однако, сопутствующие такому пренебрежению условия и обстоятельства подлежат выяснению в каждом конкретном случае при решении вопроса о должной реализации принципов юридической ответственности и достижении ее целей (статья 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях). В этой связи, возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе РФ об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
При разрешении административного дела по существу, следует так же принимать во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в его Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, о том, что санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Оценив характер совершенного административного правонарушения, принимая во внимание, что Обществом оставшаяся древесина вывезена в полном объеме. Правонарушение каких-либо последствий не повлекло. Отягчающих вину Общества обстоятельств по делу не установлено, сведений о привлечении его ранее к административной ответственности за аналогичные правонарушения в материалах дела не имеется.
Таким образом, с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого дела, административное правонарушение, совершенное Обществом по своему характеру и степени общественной опасности в данном случае не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений, поэтому суд приходит к выводу, что данное правонарушение следует признать малозначительным. Формальный состав правонарушения не является препятствием для применения положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административным правонарушениях.
Исходя из целей и общих принципов назначения наказания, учитывая конкретные обстоятельства совершения правонарушения, суд в рассматриваемом случае полагает возможным применить статью 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, освободив ООО «Северо-Западный лесной терминал» от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
На основании изложенного обжалуемое постановление подлежит отмене, а дело об административном правонарушении прекращению.
Руководствуясь ст. 2.9, 30.5 – 30.8 Кодекса РФ об административным правонарушениях, судья
решил:
Постановление начальника Управления лесного хозяйства, главного государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми от 14 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, которым ООО «Северо-Западный лесной терминал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Северо-Западный лесной терминал» прекратить на основании ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, объявив ООО «Северо-Западный лесной терминал» устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.И. Самарин