Решение по делу № 2-2857/2022 от 12.08.2022

Дело № 2-2857/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 ноября 2022 года                                                         город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи         Эрзихановой С.Ф., с участием

представителя истца Усенко Т.Т. – Беличенко М.В., действующей на основании доверенности,

при секретаре судебного заседания Зоткине И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усенко Тамары Тимофеевны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о понуждении заключить договор на определенных условиях,

установил:

Усенко Т.Т. обратилась в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о понуждении заключить договор на определенных условиях, ссылаясь 10.01.2022 она обратилась в к ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка, прилегающего к ее земельному участку с кадастровым площадью 619 кв.м. Усенко Т.Т. получено соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности от 13.04.2022, согласно которому в результате перераспределения образуется земельный участок с кадастровым , площадью 930 кв.м. Пунктом соглашения 2.2 определено, что величина платы за увеличение площади земельного участка составляет 1 637 384,88 руб., с чем она не согласилась и направила ответчику протокол разногласий, предложив определить плату за увеличение площади земельного участка в размере 81 869,24 руб., ответа на который не получила.

    Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 23.09.2022 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя.

Истец Усенко Т.Т. в судебное заседание не явилась, извещалась судом о дате и времени судебного разбирательства, однако почтовая корреспонденция возвращена в суд с отметкой об истечении срока хранения. Доказательств уважительности причин неявки не представила, ходатайств об отложении не заявляла. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие истца в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Ответчик Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о дате и времени судебного разбирательства извещался судом, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении не заявлял. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие представителя ответчика в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Третье лицо, не Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о дате и времени судебного разбирательства извещен судом. Доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении не заявлял. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие представителя третьего лица в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

В судебное заседание явилась представитель истца Усенко Т.Т. – Беличенко М.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования, пояснив суду, что в соответствии с постановлением Правительства Севастополя № 465-ПП от 08.07.2019, собственники индивидуальных жилых или садовых домов имеют право выкупить земельный участок, на котором располагается объект недвижимости, за 5 % от кадастровой стоимости, что составляет 81 869,24 руб.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

    Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

    Из пункта 4 статьи 421 ГК РФ следует, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

    В соответствии с пунктом 1 статьи 446 ГК РФ, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

    Согласно пункту 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.

    В соответствии с пунктом 5 статьи 39.28 ЗК РФ увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется... в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

    Таким образом, порядок, методы определения размера платы в случаях увеличения площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации по своему усмотрению. При этом ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни иные нормативные правовые акты не устанавливают критериев определения размера данной платы.

Постановлением Правительства Севастополя от 24.05.2018 N 315-ПП "Об утверждении Порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города Севастополя", утвержден Порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города Севастополя

    Пунктом 3 указанного Порядка установлено, что размер платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности города Севастополя, определяется как разница между кадастровой стоимостью (нормативной ценой) образованного земельного участка, площадь которого увеличилась в результате перераспределения земельных участков, и кадастровой стоимостью (нормативной ценой) земельного участка, находящегося в частной собственности до перераспределения земельных участков, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящего Порядка.

    Порядок принят Правительством Севастополя во исполнение требований подпункта 2 пункта 5 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации, обязывающих субъект Российской Федерации установить размер и порядок платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Данное постановление Правительства Севастополя опубликовано на официальном сайте Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru, 24.05.2018 г. и вступило в законную силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

    Как следует из материалов дела, Усенко Т.Т. является собственником жилого дома общей площадью 299,6 кв.м., с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве собственности на жилой дом, выданного ДД.ММ.ГГГГ Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета.

    Указанный жилой дом был расположен на земельном участке площадью 0,0619 га, принадлежащем Усенко Т.Т., на основании государственного акта КМ , регистрационный -М-03 от ДД.ММ.ГГГГ.

    Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 19.09.2018 № 14127-РДЗ, образован путем перераспределения земельный участок площадью 930 кв.м. из земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым , и земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, с номером кадастрового ; утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 930 кв.м., кадастровый .

    26.10.2018 земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый , определена кадастровая стоимость 4 894 812,17 руб.

     10.01.2022 Усенко Т.Т. обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым .

    На основании постановления Правительства Севастополя от 24.05.2018 N 315-ПП «Об утверждении Порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города Севастополя", распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 19.09.2018 № 14127-РДЗ, подготовлено соглашение от 13.04.2022 № 98 о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города Севастополя", и земельных участков, находящихся в частной собственности.

    Пунктом 2.1 соглашения установлена плата за увеличение площади принадлежащего Усенко Т.Т. земельного участка в результате его перераспределения в сумме 1 637 384,88 руб., исходя из расчета: кадастровая стоимость участка 2 кадастровый (4 894 812,17 руб.) – кадастровая стоимость участка 1 кадастровый (3 257 427,29 руб.).

    Не согласившись с предложенным размером платы, Усенко Т.Т. оформила протокол разногласий к соглашению, в котором предложила определить плату за увеличение площади принадлежащего ей земельного участка в результате его перераспределения в размере 81 869,24 руб., исходя из расчета: кадастровая стоимость участка 2 кадастровый (4 894 812,17 руб.) – кадастровая стоимость участка 1 кадастровый (3 257 427,29 руб.) = величина * 5 %.

    Истец произвела расчет платы со ссылкой на постановление Правительства Севастополя от 08.07.2019 N 465-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 28.03.2016 N 249-ПП "Об утверждении Порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности города Севастополя, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов", в соответствии с которым цена земельного участка, находящегося в государственной собственности города Севастополя, при заключении договора купли-продажи без проведения торгов определяется на основании его кадастровой стоимости и составляет 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка при продаже земельных участков, на которых расположены объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома, собственникам указанных объектов недвижимости (п. 3).

    Федеральный законодатель, предоставляя органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации право установить размер и порядок платы за увеличение площади земельных участков, при этом не установил каких-либо правил такого регулирования, то есть отнес к компетенции региональных органов власти не только установление размера платы за увеличение площади земельных участков, но и определение порядка установления, разработки методов и методик расчета такой платы.

    Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для определения размера платы за увеличение площади земельного участка в испрашиваемом истцом размере не имеется, поскольку размер платы ответчиком рассчитан верно, с учетом порядка, установленного постановлением Правительства Севастополя от 24.05.2018 N 315-ПП "Об утверждении Порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города Севастополя", как разница между кадастровой стоимостью (нормативной ценой) образованного земельного участка, площадь которого увеличилась в результате перераспределения земельных участков, и кадастровой стоимостью (нормативной ценой) земельного участка, находящегося в частной собственности до перераспределения земельных участков, в размере 1 637 384,88 руб. (4 894 812,17. - 3 257 427,29 = 1 637 384,88).

    Вопреки доводам искового заявления, Постановление Правительства Севастополя от 08.07.2019 N 465-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 28.03.2016 N 249-ПП "Об утверждении Порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности города Севастополя, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов" не регулирует спорные правоотношения, поскольку направлено на урегулирование отношений по определению цены земельных участков, находящихся в государственной собственности города Севастополя, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов.

    Наличие на образованном в результате перераспределения земельном участке строения в данном случае, не влияет на порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города Севастополя.

    При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения, заявленного истцом иска, у суда отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования Усенко Тамары Тимофеевны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о понуждении заключить договор на определенных условиях, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя.

В окончательной форме решение изготовлено 28 ноября 2022 года.

Судья:                                                                                           С.Ф. Эрзиханова

2-2857/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Усенко Тамара Тимофеевна
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя
Беличенко Марина Витальевна
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Эрзиханова Сабина Фаидиновна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
12.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.08.2022Передача материалов судье
17.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2022Подготовка дела (собеседование)
19.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.09.2022Судебное заседание
22.11.2022Судебное заседание
28.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее