ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 января 2019 года по делу N 33-18058/18
Судья: Музраев З.К.
10 января 2019 года город Волгоград судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Ванюхина Н.Н.
судей: Колгановой В.М., Грымзиной Е.В.
при секретаре Лузине Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зацаринного Н. М. к ГУ УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда о признании незаконным решения об отказе в назначении дополнительного материального обеспечения, возложении обязанности по начислению и выплате дополнительного материального обеспечения,
по апелляционной жалобе и дополнению к ней ГУ УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда на решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 10 апреля 2018 года, которым:
были удовлетворены исковые требования Зацаринного Н. М..
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М., выслушав представителя ГУ УПФР в Дзержинском районе г.Волгограда – Квочкину Д.И., поддержавшую доводы жалобы, возражения представителя Зацаринного Н.М. – Зацаринной Н.Н. на доводы жалобы,
установила:
Зацаринный Н.М. обратился с иском к ГУ УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда о признании незаконным решения об отказе в назначении дополнительного материального обеспечения, возложении обязанности по начислению и выплате дополнительного материального обеспечения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании распоряжения Правительства РФ о 25 февраля 2011 года, является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники за создание, промышленное внедрение импортозамещающего противовыбросового оборудования для обеспечения экологически безопасного бурения нефтяных и газовых скважин.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона № 21-ФЗ от 4 марта 2002 г. «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», граждане Российской Федерации, получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В соответствии с п.п. 8 п. 2 ст. 1 закона, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР).
Истец полагал, что являясь лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, вправе требовать выплаты дополнительного материального обеспечения.
В этой связи, истец обратился к ответчику 13 сентября 2017 года с соответствующим заявлением о выплате дополнительного материального обеспечения.
Однако, решением ГУ УПФР в Дзержинской районе г. Волгограда № 70.21 от 15 сентября 2017 года, истцу было отказано в назначении дополнительного материального обеспечения со ссылкой на то, что Федеральным законом № 21-ФЗ от 4 марта 2002 г. не предусмотрено назначение дополнительного материального обеспечения лауреатам премий Правительства Российской Федерации, так как право на такое обеспечение имеют лауреаты премий СССР, РСФСР и Российской Федерации.
Аналогичный по своей сути ответ поступил в адрес истца из ГУ ОПФР по Волгоградской области.
Истец полагал, что отказ в выплате дополнительного материального обеспечения является незаконным и нарушает его права в области социального обеспечения, в подтверждение чего, ссылался на п. 4 ст. 78 Конституции РФ, ст. 1 Федерального Конституционного Закона № 2-ФКЗ от 17 декабря 1997 г. а также на телеграмму Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации № 2181-ЮЛ/ЛЧ-06-32/3539 от 12 апреля 2002 г. и разъяснения Пенсионного Фонда РФ, согласно которым, к лауреатам государственной премии РФ относятся лауреаты премии Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и государственной премии Российской Федерации.
На основании изложенного, истец просил признать незаконным решение ГУ УПФР в Дзержинской районе г. Волгограда № 70.21 от 15 сентября 2017 года, возложить на ответчика обязанность по назначению и выплате дополнительного материального обеспечения с 13 сентября 2017 года.
Решением Дзержинского районного суда г. Волгограда от 10 апреля 2018 года были удовлетворены исковые требования Зацаринного Н. М..
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 июня 2018 года вышеуказанное решение суда было оставлено без изменения, апелляционная жалоба и дополнения к ней ГУ УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда без удовлетворения.
Постановлением президиума Волгоградского областного суда от 31 октября 2018 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 июня 2018 года было отменено и направлено на новое апелляционное рассмотрение.
В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней ГУ УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда оспаривает законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, просит его отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 16 июня 2013 года Зацаринный Н.М. является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с дипломом лауреата премии Правительства Российской Федерации № 8902, выданным на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 года «О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2010 года в области науки и техники», истец является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, за создание, промышленное внедрение импортозамещающего противовыбросового оборудования для обеспечения экологически безопасного бурения нефтяных и газовых скважин.
В этой связи, 13 сентября 2017 года Зацаринный Н.М. обратился к ответчику с соответствующим заявлением о выплате дополнительного материального обеспечения.
Решением ГУ УПФР в Дзержинской районе г. Волгограда № 70.21 от 15 сентября 2017 года и письмом ГУ ОПФР по Волгоградской области, истцу было отказано в назначении дополнительного материального обеспечения, поскольку Федеральным законом № 21-ФЗ от 4 марта 2002 года не предусмотрено назначение дополнительного материального обеспечения лауреатам премий Правительства Российской Федерации. Разъяснено, что право на дополнительное материальное обеспечение имеют исключительно лауреаты премий СССР, РСФСР и РФ.
Удовлетворяя исковые требования Зацаринного Н.М., суд первой инстанции исходил из того, что правом присуждать государственные премии и присваивать звание лауреата премии, от имени Российской Федерации наделен не только Президент Российской Федерации, но и Правительство Российской Федерации, как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, и, следовательно, истец имеет право на получение мер дополнительной социальной поддержки, предусмотренной Федеральным законом от 04 марта 2002 года № 21–ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией».
С выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 года № 785 (ред. от 28 сентября 2015 года) «О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры» учреждены четыре Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий и три Государственные премии Российской Федерации в области литературы и искусства в размере 5000000 рублей каждая.
Постановлено, что Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства присуждаются гражданам Российской Федерации за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой науки и культуры в целях стимулирования дальнейшей научной и творческой деятельности лауреатов указанных премий, создания благоприятных условий для новых научных открытий и творческих достижений.
Пунктом 4 Правительству Российской Федерации предписано в двухмесячный срок рассмотреть вопрос о совершенствовании системы премирования в части, касающейся премий Правительства Российской Федерации, с учетом необходимости осуществления мер государственного поощрения в области науки и техники, образования и культуры, печатных средств массовой информации.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 года № 785 утверждено Положение о государственной премии Российской Федерации в области науки и технологии и государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
Пунктом 1 указанного Положения установлено, что Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства являются высшим признанием заслуг деятелей науки и культуры перед обществом и государством.
Положение утратило силу с 28 сентября 2015 года в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 485, которым утверждено Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий, в соответствии с которым Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий является высшим признанием заслуг граждан Российской Федерации - деятелей науки перед обществом и государством (п.1).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 года № 785 Правительством Российской Федерации принято Постановление от 26 августа 2004 года № 439 об учреждении 40 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники и утверждено Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, а в п. 1 Положения указано, что премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники являются средством поощрения ученых и специалистов и присуждаются ежегодно за достижения в различных областях науки и техники.
Таким образом, в системе премий, присуждаемых государством, различаются премии Правительства Российской Федерации и Государственные премии Российской Федерации, имеющие различные цели и основания присуждения.
При этом премии Правительства Российской Федерации, как видно из приведенных выше нормативных актов, присуждаются в целях стимулирования, и являются средством поощрения за те или иные достижения, в то время как Государственная премия является высшим признанием заслуг гражданина Российской Федерации – деятеля науки перед обществом и государством и присуждается за значительный вклад в развитие естественных, технических и гуманитарных наук.
Учитывая, что положения пункта 2 статьи 1 Федерального закона № 21-ФЗ предусматривает установление дополнительного материального обеспечения только за особые и выдающиеся достижения и заслуги перед Российской Федерацией, признание таких исключительных заслуг обусловлено присуждением именно Государственной премии Российской Федерации в порядке, предусмотренном Положением о государственной премии Российской Федерации.
Иные заслуги перед государством, которые отмечаются высшими органами государственной власти, но не имеют статуса государственной премии Российской Федерации, и в этой связи не являются основанием для применения положений названного Федерального закона № 21-ФЗ.
Телетайпограмма Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 апреля 2002 года, содержащая разъяснения относительно того какие премии следует считать государственными, не прошла регистрацию в Минюсте Российской Федерации, не является нормативным актом, и не может явиться правовым основание для удовлетворения заявленного иска.
Поименованное в пункте 2 Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации (утв. Постановлением Минтруда России от 06 августа 2002 года № 53) постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премии Правительства Российской Федерации и присвоении звания лауреата, также не является безусловным основанием для назначения истцу дополнительного материального обеспечения, поскольку указанное Постановление определяет механизм реализации положений Федерального закона, однако не устанавливает правовые основания для возникновения соответствующего права.
Учитывая указанные выше обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения, с постановлением нового решения об отказе в удовлетворении требований Зацаринного Н.М.
Руководствуясь ст.ст.328 -330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 10 апреля 2018 года по гражданскому делу по иску Зацаринного Н. М. к ГУ УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда о признании незаконным решения об отказе в назначении дополнительного материального обеспечения, возложении обязанности по начислению и выплате дополнительного материального обеспечения - отменить, и постановить новое решение.
В удовлетворении исковых требований Зацаринного Н. М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Волгограда о признании незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Волгограда № 70.21 от 15 сентября 2017 года, возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Волгограда обязанности по назначению и выплате дополнительного материального обеспечения с 13 сентября 2017 года – отказать.
Председательствующий –
Судьи –