Дело № 2а-798/2021
УИД 50RS0042-01-2020-010102-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2021 года г. Сергиев Посад МО
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Базылевой Т.А., при секретаре судебного заседания Гришиной Т.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «АФК» к судебному приставу-исполнителю ФИО3 ФИО2-Посадского РОСП УФССП России по <адрес>, старшему судебному приставу-исполнителю ФИО2-Посадского РОСП УФССП России по <адрес> ФИО4, УФССП России по <адрес> о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по восстановлению исполнительного документа,
УСТАНОВИЛ:
ООО «АФК» обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ФИО2-Посадского РОСП УФССП России по <адрес> ФИО3, УФССП России по <адрес> о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по восстановлению исполнительного документа.
Административный истец ООО «АФК» в судебное заседание не явился, извещался судом о дате, времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия (л.д.3). Явка административного истца судом обязательной не признавалась. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело без участия административного истца.
Согласно приказу №-к от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с судебным приставом-исполнителем ФИО2-Посадского РСП ФИО3 прекращен, она исключена из кадрового резерва УФССП по МО в связи с увольнением.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в связи с характером спорных правоотношений к участию в деле к качестве соответчика привлечен старший судебный пристав-исполнитель ФИО2-Посадского РОСП УФССП России по <адрес> ФИО4.
Исковые требования мотивированы тем, что административным ответчиком было возбуждено исполнительное производство №-ИП на решения мирового судьи 232 с/у ФИО2-Посадского судебного района МО № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО3 вынесено постановление об окончании исполнительного производства. Постановление об окончании исполнительного производства административному истцу не направлялось, по настоящее время исполнительный лист не возвращен взыскателю. В то время как в силу пч.6 ст. 47 закона «Об исполнительном производств» исполнительный документ с копией постановления окончании исполнительного производства направляются взыскателю не позднее дня, следующего за днем его вынесения. Указывает, что бездействие судебного пристава-исполнителя приводит к нарушению права взыскателя на судебную защиту. Просит суд признать бездействие судебного пристава-исполнителя ФИО2-<адрес> отдела судебных приставов УФССП по <адрес> ФИО3 незаконным, обязать направить в адрес взыскателя постановление об окончании исполнительного производства и оригинал исполнительного документа, либо обязать УФССП России по МО организовать работу по его восстановлению в соответствии с приказом ФССП РФ от 28.09.29015 года №.
Административный ответчик – судебный пристав- исполнитель ФИО2-<адрес> отдела судебных приставов УФССП по <адрес> ФИО3, старший судебный пристав-исполнитель ФИО2-Посадского РОСП УФССП России по <адрес> ФИО4 в судебное заседание не явились, извещались судебной повесткой посредством электронной почты.
Представитель административного ответчика УФССП России по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом посредством электронной почты.
Заинтересованное лицо ФИО7 не явилась, извещалась судом повесткой.
Суд с учетом положений ст. 150 КАС РФ, принимая во внимание, что явка административных ответчиков не признавалась обязательной, считает возможным рассмотреть дело без участия административных ответчиков, заинтересованных лиц.
Изучив доводы административного истца ООО «АФК», исследовав письменные доказательства, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ст.360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Из материалов исполнительного производства №-ИП следует, что на основании решения мирового судьи 232 с/у ФИО2-Посадского судебного района МО от ДД.ММ.ГГГГ выдан исполнительный лист № от ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании имущественного характера не в бюджеты РФ в размере 42 669,83 руб., в отношении должника ФИО7, взыскатель ООО «АФК», постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО2-Посадского РОСП УФССП России по <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство.
В рамках исполнения требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем направлены запросы в кредитные учреждения о наличии денежных средств на счетах должника, в регистрирующие органы о наличии имущества. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем составлен акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный лист возвращается взыскателю. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО3 вынесено постановление об окончании исполнительного производства на основании п.3 ч.1 ст. 46 ФЗ № «Об исполнительном производстве».
Статьями 1, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118 "О судебных приставах" (далее Закон N 118-ФЗ) установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать представленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с ч.1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Исчерпывающий перечень случаев, при которых исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем, приведен в ч. 1 ст. 47 Закона N 229-ФЗ.
Так, согласно п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона N 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 Закона N 229-ФЗ.
Пункт 3 ч.1 статья 46 предусматривает возвращение исполнительного документа по которому взыскание не производилось или произведено частично, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.
Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются взыскателю и должнику (ч. 6 ст. 47 Закона N 229-ФЗ).
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя (пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").
В силу ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Поскольку бездействие характеризуется продолжительностью и неопределенностью срока его окончания, суд полагает процессуальный срок на обращение в суд, установленный ч. 3 ст. 219 КАС РФ, не пропущенным.
Сведений о направлении копии постановления об окончании исполнительного производства и возвращении ИД взыскателю в адрес ООО «АФК» и получении указанной копии и исполнительного документа взыскателем судебным приставом-исполнителем не представлено.
С учетом изложенного суд находит обоснованными требования административного истца о признании бездействия судебного пристава-исполнителя ФИО2-<адрес> отдела судебных приставов УФССП по <адрес> ФИО3 о не направлении копии постановления об окончании исполнительного производства и исполнительного документа в адрес взыскателя.
Административный истец также просил обязать УФССП России по МО организовать работу по его восстановлению в соответствии с приказом ФССП РФ от 28.09.29015 года №.
Как следует из Приказа ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ N 455 "Об утверждении Положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств" в целях обеспечения установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условий и порядка принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации утверждено Положение об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств. В соответствии с которым на руководителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - главных судебных приставов субъектов Российской Федерации, начальника Управления по исполнению особо важных исполнительных производств - старшего судебного пристава возложена обязанность по реализации требований Положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств.
Так в соответствии с п 1.2 Положения утрата материалов исполнительных производств выявляется: при проверке деятельности структурного подразделения территориального органа ФССП России, осуществлении контроля за деятельностью судебных приставов-исполнителей: старшим судебным приставом, заместителем старшего судебного пристава, работниками аппарата управления территориального органа, центрального аппарата ФССП России, надзирающим прокурором; при рассмотрении обращений сторон исполнительного производства (их представителей), сообщений средств массовой информации;при приеме-передаче дел;при проведении оперативно-разыскных мероприятий правоохранительными органами; при иных обстоятельствах. Пунктом 1.3 предусмотрено, что при выявлении фактов утраты материалов исполнительных производств незамедлительно принимаются меры по их восстановлению, а также иные меры, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами ФССП России.
На основании пункта 2.1. руководитель территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав субъекта Российской Федерации возлагает обязанность по восстановлению материалов исполнительных производств, утраченных при пересылке - на начальника отдела - старшего судебного пристава структурного подразделения территориального органа ФССП России - отправителя; осуществляет контроль за восстановлением материалов исполнительных производств.
В силу п. 2.2 Положения начальник отдела - старший судебный пристав структурного подразделения территориального органа ФССП России организует восстановление материалов исполнительных производств, в том числе: дает поручение судебному приставу-исполнителю об обращении в суд либо иной уполномоченный орган с заявлением о выдаче дубликата (копии) исполнительного документа.
Пункт 2.3 предусматривает, что судебный пристав-исполнитель структурного подразделения территориального органа ФССП России в обязательном порядке: -незамедлительно обращается в соответствующий суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа в порядке ст. 430 ГПК РФ, ст. 323 АПК РФ, ст. 354 КАС РФ (п.2.3.1)
В случае принятия судом решения об отказе в выдаче дубликата исполнительного документа судебный пристав-исполнитель уведомляет об этом взыскателя (его представителя), выдает либо направляет в адрес взыскателя (либо его представителя) справку об утрате исполнительного документа. При этом разъясняет право взыскателя (его представителя) на обращение в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа.
-2.3.3. По получении дубликата (копии) исполнительного документа принимает меры по возбуждению исполнительного производства в порядке ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) и его исполнению, если до утраты исполнительного документа по нему не было возбуждено исполнительное производство.
Как установлено судом, административным истцом постановление об окончании исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ и исполнительный документ не получены, сведений о направлении исполнительного документа взыскателю суду не представлено, указанные обстоятельства препятствует реализации права взыскателя на получение исполнения по судебному решению.
Приказ ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ N 455 "Об утверждении Положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств" предусматривает порядок организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов при пересылке.
С учетом изложенного суд находит требования административного истца о признании бездействия судебного пристава-исполнителя ФИО3 ФИО2-Посадского РОСП УФССП России по <адрес> незаконным, обязании УФССП России по <адрес> принять меры по восстановлению исполнительного документа обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО «АФК» к Судебному приставу-исполнителю ФИО2-Посадского РОСП УФССП России по <адрес> ФИО3, старшему судебному приставу-исполнителю ФИО2-Посадского РОСП УФССП России по <адрес> ФИО4, УФССП России по <адрес> -удовлетворить.
Признать бездействие судебного- пристава-исполнителя ФИО2-Посадского РОСП УФССП России по <адрес> ФИО3 по не направлению копии постановления об окончании исполнительного производства №№-ИП от ДД.ММ.ГГГГ и оригинала исполнительного документа № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес взыскателя незаконным.
Обязать УФССП России по МО организовать работу по восстановлению исполнительного документа № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом ФССП РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через ФИО2-Посадский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Т.А. Базылева