ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Дело № 33-4341/19
Судья Урбашкиева Э.К.
поступило 26 сентября 2019 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 ноября 2019 г. г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе
председательствующего Дампиловой Ц.В.,
судей Васильевой С.Д., Вагановой Е.С.,
при секретаре Ефремовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Митрофанова Валерия Яковлевича к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании права на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий
по апелляционной жалобе представителя третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Поповой О.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 29 июля 2019 г., которым постановлено:
«Исковые требования Митрофанова Валерия Яковлевича удовлетворить.
Признать за Митрофановым Валерием Яковлевичем право на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с даты постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то есть с 19.12.2004 г.».
Заслушав доклад председательствующего, выслушав объяснения представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Енисеевой Т.А.,действующей по доверенности от 6 сентября 2019г., истца Митрофанова В.Я., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, возражением к ней, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, Митрофанов В.Я. просил признать право на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий по обеспечению жильем за счет федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с даты постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является ветераном боевых действий, состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В 1996 году принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики. Полагает, что право на обеспечение жильем как ветерана боевых действий у него возникло с 19.12.2004 г., когда он обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Определением суда от 15.01.2019 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Администрация МО СП «Тугнуйское» Мухоршибирского района РБ (л.д.30).
В судебном заседании Митрофанов В.Я. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Жанчибон С.Б., возражала против удовлетворения исковых требования, ссылаясь на то, что в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Между тем удостоверение ветерана боевых действий выдано Митрофанову В.Я. 14.12.2005 г., то есть после 01.01.2005 г.
Представитель третьего лица Администрации МО СП «Тугнуйское» в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в судебное заседание не явился, каких-либо ходатайств не заявлял, отзыв по иску не направлял.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Судом по делу постановлено указанное выше решение (л.д. 57-60).
В апелляционной жалобе представитель третьего лица Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РФ Попова О.В. просит решение суда отменить, принять новое – об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что сам по себе военный билет не может являться единственным и безусловным доказательством участия гражданина в боевых действиях, поскольку п.8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны РФ, утвержденного Приказом Министра обороны от 29.09.2017г. № 595, для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, установлен перечень документов, подтверждающих участие в боевых действиях: выписки из приказов командиров, подтверждающих даты выполнения заявителем указанных задач.
Более того, законодательством РФ не предусмотрена правовая возможность замены удостоверения ветерана боевых действий иными документами, в т.ч. справками войсковых частей и военных комиссариатов. Однако в нарушение положений закона судом признаны допустимыми доказательствами в качестве подтверждения факта непосредственного участия истца в боевых действиях военный билет и справка войсковой части ... от 17.10.2005г. .... Указанные документы не подтверждают факт непосредственного участия истца в боевых действиях в Чеченской Республике и не отвечают требованиям допустимости доказательств.
Более того, факт ведения боевых действий на отдельных территориях Чеченской Республики и прохождение истцом срочной службы в войсковой части, расположенной на территории Чеченской Республики, не свидетельствует в полной мере об участии истца в боевых действиях, а также не служит основанием для присвоения последнему статуса ветерана или участника боевых действий.
Истец связывает возникновение права на улучшение жилищных условий с момента несения срочной службы на территории Чеченской Республики, что, по мнению, Минстроя России является ошибочным. Выдача удостоверения ветерана боевых действий является юридическим фактом, с момента которого возникают правоотношения по получению лицом мер социальной поддержки.
Вывод суда о законности постановки на жилищный учет истца именно как ветерана боевых действий в 2004 году, в то время как статус ветерана боевых действий присвоен в 2005году является противоречащим законодательству РФ.
Несмотря на доводы Минстроя России, судом не исследованы книга учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, решения жилищной комиссии, протокол жилищной комиссии и иные муниципальные акты, принятые в связи с постановкой истца на учет.
Судом первой инстанции не учтены особенности несения службы на территории Чеченской Республики. В связи с производимыми с 1999г. и ранее выплатами в силу несения службы в особых условиях, не связанных с улучшением жилищных условий таких служащих в рамках Федерального закона № 5-ФЗ, Минстроем России поставлено под сомнение право истца на получение статуса ветерана боевых действий.
Более того, несение срочной службы и службы по контракту на территории Чеченской Республики и на территории Северо-Кавказского региона осуществлялось призывниками на всей территории Российской Федерации. При этом именно в Республике Бурятия с 2018г. усматривается масштабное увеличение количества дел о присвоении статуса ветерана боевых действий и получение мер социальной поддержки в связи с получением удостоверений после 2005 года ( л.д.73-80).
Истец Митрофанов В.Я., не согласившись с апелляционной жалобой, подал возражение ( л.д.94-95).
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства социальной защиты населения РБ Жанчибон С.Б. просила жалобу Минстроя России удовлетворить, пояснила, что в связи с отсутствием бланков удостоверений ветерана боевых действий постановка на учет осуществлялась на основании справки, которая подтверждала участие в боевых действиях в Чеченской Республике.
Истец Митрофанов В.Я., не оспаривая решение суда, возражал против удовлетворения жалобы, пояснил, что в 1996 году проходил службу по контракту, воевал в первую Чеченскую кампанию.
Третьи лица администрация МО СП «Тугнуйское», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, извещенные о рассмотрении дела в судебное заседание суда апелляционной инстанции, не явились, просили рассмотреть в дело отсутствие их представителей (заявление).
Судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей третьих лиц в порядке ч.1 ст. 327 ГПК РФ.
Выслушав объяснения представителя ответчика, истца, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения к ней, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Митрофанов В.Я. в период с ... по ... служил по контракту, при этом участвовал в боевых действиях на территории Чеченской Республики, что подтверждается справкой начальника штаба войсковой части ... об участии в боевых действиях на территории Чеченской республики и записью в военном билете следующего содержания « выполнял специальное задание в зоне военного конфликта, разоружения незаконных формирований на территории р. Чечня в составе в/ч ... с .... по .... военный комиссар Мухоршибирского р-на п/п-к подпись <...>» (л.д.51; 25-27).
14.12.2005 г. Военным комиссариатом РБ Митрофанову В.Я. выдано удостоверение ветерана боевых действий серии БК ....
Из заявления Митрофанова В.Я. от 19.12.2004 г., документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий, справки о составе семьи, выданных по состоянию от 2, 19 декабря 2004г., и журнала по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий администрации МО СП «Тугнуйское», следует, что Митрофанов В.Я. 19.12.2004г. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий.
Приказом Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия ... от 01.11.2018г. (приложение №1) Митрофанов В.Я. (под №36) исключен из списка ветеранов боевых действий Единого сводного списка по Республике Бурятия граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, районный суд исходил из доказанности наличия у истца права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем как ветерана боевых действий, поскольку на дату постановки на учет 19.12.2004 г. Митрофанов В.Я. являлся ветераном боевых действий в силу закона, соответственно, относился к категории лиц, подлежащих обеспечению жильем независимо от времени выдачи удостоверения, а именно после 01.01.2005г.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции находит правильными, поскольку они постановлены в соответствии с нормами материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, в их совокупности.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - ФЗ "О ветеранах") к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 3 ФЗ "О ветеранах" установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено «выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
На лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе III, распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона "О ветеранах"».
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" относятся: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005 год, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 01.01.1992 г. или Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", действовавшей на дату выдачи Митрофанову В.Я., 14.12.2005г., удостоверения ветерана боевых действий, удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим их права и льготы.
Пунктом 2 названной инструкции предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2004 г. N 77 была утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, действовавшая на дату выдачи Митрофанову В.Я. 14.12.2005г., удостоверения ветерана боевых действий.
В соответствии с пунктом 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации основанием для выдачи удостоверений военнослужащим является документально подтвержденный факт выполнения ими задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций".
В пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации установлено, что выдача удостоверений военнослужащим производится при наличии предусмотренных документов. Среди них документы: подтверждающие прохождение военной службы (работу) в органах военного управления, соединениях, воинских частях, организациях, входящих в перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации, принимавших участие и привлекавшихся к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г.
Данная инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации утратила силу 26 апреля 2010 г. В настоящее время действует Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N 595, также предусматривающий представление соответствующих документов, необходимых для получения удостоверения ветерана боевых действий.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что основанием для получения мер социальной поддержки как ветерана боевых действий по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета является наличие статуса ветерана боевых действий, подтвержденного соответствующим удостоверением.
Удовлетворяя исковые требования Митрофанову В.Я. как ветерану боевых действий, суд, сославшись на положения ФЗ «О ветеранах», постановку на учет в органе местного самоуправления до 01.01.2005г., пришел к правильному выводу о признании за истцом права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. При этом судом учтено, что Министерством обороны Российской Федерации Митрофанову В.Я. 14.12.2005г. выдано удостоверение ветерана боевых действий серии БК ..., то есть факт его участия в боевых действиях подтвержден. Законность получения Митрофановым В.Я. удостоверения ветерана боевых действий в установленном законом порядке не оспорена, удостоверение ветерана боевых действий, выданное Митрофанову В.Я., недействительным не признано. Кроме того, законодатель не связывает наделение лица статусом ветерана боевых действий с выдачей удостоверения, поскольку удостоверение является правоподтверждающим документом, дающим право обладателю на получение мер социальной поддержки.
Таким образом, получение истцом удостоверения ветерана боевых действий после 01.01.2005 г. (бланк которого утвержден в системе Министерства обороны РФ только в марте 2004г.) не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В связи с чем доводы апелляционной жалобы относительно удостоверения ветерана боевых действий, недопустимости как доказательств военного билета, справки войсковой части, неподтверждении указанными документами факта участия в боевых действиях, отсутствии оснований для присвоения истцу статуса участника боевых действий, сомнений апеллянта относительно права истца на получение статуса ветерана боевых действий подлежат отклонению.
Довод жалобы о том, что выдача удостоверения ветерана боевых действий является юридическим фактом с момента, получения которого возникают правоотношения по получению истцом мер социальной поддержки ошибочен, поскольку удостоверение ветерана боевых действий правоподтверждающий документ.
Довод жалобы о том, что суд не исследовал документы администрации МО СП «Тугнуйское», принятые в связи с постановкой истца на учет не нашел подтверждения, поскольку судом истребованы и исследованы указанные документы, в том числе журнал по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (начат в 2004г., последняя запись в 2015г.).
Иные доводы жалобы не могут быть признаны основанием для отмены решения суда, поскольку не имеют правовое значение (например, довод об увеличении в Республике Бурятия дел о присвоении статуса ветерана боевых действий), основаны на неправильном толковании норм материального права, а также направлены на переоценку исследованных судом доказательств и обстоятельств, установленных на основании этой оценки.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь ст. ст. 328- 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 29 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: