Решение по делу № 2а-504/2020 от 19.12.2019

24RS0037-01-2019-003196-26

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 октября 2020 г.                 г. Назарово

Назаровский городской суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Сизых Л.С.,

при секретаре: Якименко О.Н.

с участием представителя административного истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю по месту нахождения территориального отдела в г. Ачинске Казакова А.И. (по доверенности),

представителя административного ответчика администрации г. Назарово Латыповой Е.А. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-504/2020 дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю по месту нахождения территориального отдела в г. Ачинске к администрации города Назарово Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Назарово Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что в апреле 2018 года в ходе плановой выездной проверки в отношении ООО «Водоканал» обнаружено, что Администрация г. Назарово Красноярского края не выполняет требования ст. 15 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 18 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно:

- не разработан проект зон санитарной охраны (далее ЗСО) поверхностного водоисточника (водозабор) по адресу: Красноярский край, г. Назарово, ул. Отдыха, владение № 2, с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника.

    Отсутствие утвержденного проекта и установленных границ ЗСО централизованного источника питьевого водоснабжения означает, что для указанного водного объекта не организована защита расстоянием в виде поясов зон санитарной охраны, не разработаны с учетом характеристик водоисточника обязательные защитные, охранные, ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнения воды источника, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность, не регулируется хозяйственная деятельность и не установлены земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны, являющихся ограниченными в обороте и не подлежащими передаче в частную собственность.

Отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъекта РФ границ и режима ЗСО централизованного источника водоснабжения не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды при водозаборе, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на человека по химическому и биологическому фактору.

Таким образом, ответчик нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Допущенные ответчиком нарушения создают угрозу возникновения и распространения заболеваний.

На момент предъявления административного искового заявления нарушения санитарного законодательства не устранены.

С учетом изложенного истец просит признать незаконным бездействие администрации г. Назарово по неисполнению требований санитарного законодательства, выразившееся в не разработке проекта ЗСО водного объекта поверхностного водоисточника насосно-фильтровальной станции, расположенной по адресу: г. Назарово, ул. Отдыха, вл. 2, не получении санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения его использования. Обязать администрацию г. Назарово Красноярского края в 12-месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда:

- разработать проект зон санитарной охраны поверхностного водоисточника (водозабора) насосно-фильтровальной станции, расположенной по адресу: <адрес>, владение , с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника,
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водоисточника (водозабор) насосно-фильтровальной станции, расположенной по адресу: <адрес>, владение , санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения его использования.

Представитель административного истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю по месту нахождения территориального отдела в г. Ачинске Казаков А.И. административные исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердив изложенное в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что предписание в отношении администрации г. Назарово об устранении допущенных нарушений в области санитарного законодательства не выносилось. В связи с отменой предписания в отношении ООО «Водоканал» в части возложения обязанности разработать проект ЗСО Роспотребнадзор обратился с настоящим иском в суд. Срок обращения с настоящим иском в суд не является пропущенным, поскольку обязанность администрации г. Назарово разработать проект ЗСО поверхностного водоисточника насосно-фильтровальной станции с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, получить санитарно-эпидемиологическое заключение до настоящего времени не выполнена и сохраняется до момента ее выполнения.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации города Назарово Латыпова Е.А. просила в удовлетворении административных исковых требований отказать, поскольку истцом пропущен трехмесячный срок обращения с настоящим иском. Плановая выездная проверка проводилась истцом в апреле 2018 года, по результатам которой были выявлены данные нарушения. В адрес администрации г. Назарово предписание об устранении нарушений санитарного законодательства не выносилось, в связи с чем, о нарушениях администрация не могла знать. В настоящее время администрацией г. Назарово принимаются меры по разработке проекта ЗСО.

Представитель заинтересованного лица ООО «Водоканал» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами;

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с п.3 ст.18 Федерального закона от 30.06.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года N 10, введены в действие с 01 июня 2002 года Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 26 февраля 2002 года, которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (далее Правила).

В соответствии с п. 1.4 Правил на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.

Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно п.2.2.1.1. водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.

Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора.

Согласно п.3.2.2.4. в первом поясе санитарной защитной зоны запрещается размещение складов горюче - смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод. Размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения при наличии санитарно - эпидемиологического заключения центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля. Согласно п. 3.2.3.1. не допускается размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод; применение удобрений и ядохимикатов; рубка леса главного пользования и реконструкции.

Пункт 1.6 Правил предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

В силу части 2 статьи 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416 "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ организация в границах муниципального городского округа водоснабжения населения относится к вопросам местного значения муниципального городского округа.

Как установлено в судебном заседании, на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю № 1092 от 27 февраля 2018 г. в отношении ООО «Водоканал» была проведена плановая выездная проверка.

В результате данной проверки выявлено ряд нарушений действующего законодательства, в том числе отсутствие у юридического лица ООО «Водоканал» проекта зон санитарной охраны водозабора поверхностного водоисточника на р. Чулым. (п. 6 стр. 62 акта проверки).

По факту, в том числе указанных нарушений санитарного законодательства 30 марта 2018 г. в отношении ООО «Водоканал» составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3, 4 ст. 14.1, по ст. 6.3 КоАП РФ, выдано два предписания об устранении выявленных нарушений.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 16 апреля 2018 г. ООО «Водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю № 5 от 11 июля 2018 г. по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении из текста постановления исключено указание на отсутствие проекта зон санитарной охраны водозабора поверхностного водоисточника на р. Чулым ввиду отсутствия вины юридического лица в совершении выявленного нарушения.

Как следует из материалов дела, 01 февраля 2007 г. между администрацией города Назарово и ООО «Водоканал» заключено концессионное соглашение № 1.

Согласно п. 1 и п. 2.1 концессионного соглашения сооружение (объект) – насосно-фильтровальная станция по адресу: Красноярский край, г. Назарово, ул. Отдыха, владение № 2, принадлежит на праве собственности администрации города Назарово и передано ею на праве владения и пользования ООО «Водоканал», которое, в свою очередь, обязано осуществлять оказание услуг по централизованному водоснабжению и водоотведению на территории города Назарово с использованием указанного объекта.

Концессионер (ООО «Водоканал») обязан осуществлять деятельность, указанную в п. 1 настоящего соглашения, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Таким образом, ООО «Водоканал», эксплуатируя объекты, определенные концессионным соглашением, должно соблюдать требования действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Следовательно, ООО «Водоканал», осуществляя деятельность по водоснабжению, должно иметь проект зон санитарной охраны водозабора поверхностного водоисточника на р. Чулым, отсутствие которого является нарушением ст. 18 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Исходя из условий концессионного соглашения, на ООО «Водоканал» не возложена обязанность разработать проект зон санитарной охраны (далее ЗСО) источников водоснабжения (водозабор), получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов, переданных Обществу во владение и пользование, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Из приведенных выше норм следует, что на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников, должны быть организованы зоны санитарной охраны.

Таким образом, установлено, что эксплуатация сооружения - поверхностного водоисточника (водозабор) по адресу: <адрес> осуществляется в отсутствие проекта зон санитарной охраны и заключения о его соответствии законодательству о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; выявленные нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью, а также среде обитания человека, которые до настоящего времени не устранены.

Поскольку обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения лежат на муниципальном образовании город Назарово, исполнительно-распорядительным органом которого является администрация, осуществляющая полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому и на каком основании переданы данные объекты в пользование и владение, административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Возражения представителя ответчика о пропуске истцом трехмесячного срока на подачу административного искового заявления суд не принимает во внимание, поскольку административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа местного самоуправления может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у данного органа сохраняется обязанность совершить соответствующее действие. Обязанность по разработке проекта зон санитарной охраны поверхностного водоисточника насосно-фильтровальной станции возникла с момента возникновения права собственности на него и существует по настоящее время в силу принадлежащего администрации г. Назарово права собственности на данный водоисточник.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю по месту нахождения территориального отдела в г. Ачинске в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Назарово Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г. Назарово, выразившееся в не разработке проекта ЗСО водного объекта поверхностного водоисточника насосно-фильтровальной станции, расположенной по адресу: г. Назарово, ул. Отдыха, вл. 2, не получении санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения его использования.

Обязать администрацию города Назарово Красноярского края в 12-месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения:

- разработать проект зон санитарной охраны поверхностного водоисточника (водозабор) насосно-фильтровальной станции, расположенной по адресу: Красноярский край, г. Назарово, ул. Отдыха, владение № 2, с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника,
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водоисточника (водозабор) насосно-фильтровальной станции, расположенной по адресу: Красноярский край, г. Назарово, ул. Отдыха, владение № 2, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения его использования.

Об исполнении возложенной обязанности администрации г. Назарово сообщить административному истцу и суду в течение одного месяца, исчисляемого с момента истечения срока, предоставленного настоящим решением суда для устранения допущенных нарушений.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, через Назаровский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

.

.

Судья Л.С. Сизых

Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2020 г.

2а-504/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю по месту нахождения территориального отдела в г. Ачинске
Ответчики
Администрация г. Назарово Красноярского края
Другие
ООО "Водоканал"
Суд
Назаровский городской суд Красноярского края
Судья
Сизых Л.С.
Дело на странице суда
nazarovo.krk.sudrf.ru
19.12.2019Регистрация административного искового заявления
19.12.2019Передача материалов судье
19.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
19.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.01.2020Предварительное судебное заседание
09.04.2020Предварительное судебное заседание
02.06.2020Предварительное судебное заседание
06.08.2020Предварительное судебное заседание
24.08.2020Судебное заседание
01.10.2020Судебное заседание
08.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее