Дело № 5-3/2015 ст. 8.41 КоАП РФ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 марта 2015 года село Яльчики
Судья Яльчикского районного суда Чувашской Республики Викторов А.А.,
с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности директора общества с ограниченной ответственностью Чернова В.А.,
представителя – старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Кузьмина С.П., по доверенности № от ДД.ММ.ГГ,
рассмотрев в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики административное дело о совершении административного правонарушения, предусмотрен-ного ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Спутник-1» Яльчикского района Чувашской Республики», №, дата регистрации: ДД.ММ.ГГ, расположенного в ....
Проверив протокол об административном правонарушении, выслушав директора ООО «Спутник-1» Чернова В.А., приобщенные другие материалы,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике (далее Росприроднадзор) в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2004 года №400, и приказом Роспироднадзора от 20 мая 2013 года №258 «Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» осуществляет полномочия в сфере охраны окружающей среды, в том числе в части администрирования доходов федерального бюджета по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Из докладной записки отдела государственной экологической экспертизы, нормирования и административно-хозяйственного обеспечения Управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГ № следует, что Общество несвоевременно внесло в полном объеме плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее НВОС) за 1-4 кварталы 2014 года в установленные сроки.
Исходя из Методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час при сгорании газа в котлоагрегатах в атмосферный воздух выбрасываются следующие вредные (загрязняющие) вещества: оксид углерода, оксид азота и диоксид азота. Суммарная масса выбросов вредных веществ от сжигания природного газа обществом за 2014 год составила - ... т. Из них: азота диоксид - ... т, оксид азота - ... т, оксид углерода -... т.
Документов, свидетельствующих об использовании Обществом бензина неэтилированного и природного газа в каких-либо других целях, в том числе о передаче третьим лицам, не представлено, следовательно, приобретённое топливо ООО «Спутник-1» использовало для собственных нужд.
Общество за вышеуказанные периоды осуществляло неорганизованный сброс загрязняющих веществ (взвешенные вещества, нефтепродукты, БПК, ХПК, цинк, медь, магний, хлориды и др.) исходя из площади под хозяйственной деятельностью составляющей ... м2, с суммарной массой сброса загрязняющих веществ в размере ... т.
В результате хозяйственной деятельности Общества образуются отходы производства и потребления, которые размещает на санкционированной свалке ТБО в Яльчикском районе Чувашской Республики. Согласно информации полученной от ООО «Стройэнергосервис в 2014 году у Общества образовалось и размещено ... т мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный).
Таким образом, Общество в ходе хозяйственной деятельности в 1, 2, 3 и ДД.ММ.ГГ оказывало следующие виды НВОС: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ; размещение отходов производства и потребления; и сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Исходя из имеющихся в Управлении информации (сведений) о показателях необходимых для расчёта, сумма платы Общество за НВОС за 1 квартал 2014 г. составила ... рублей, за 2 квартал 2014 года - ... рублей, за 3 квартал 2014 года - ... рублей и за 4 квартал 2014 года - ... рублей.
Срок уплаты по итогам отчётного периода установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчётным периодом. Отчётным периодом признаётся календарный квартал.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2014 года должна была быть уплачена Обществом в полном объёме в срок до ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ соответственно.
Согласно выписке из лицевого счета Общества, плата за негативное воздействие на окружающую среду за вышеуказанный период по состоянию на ДД.ММ.ГГ в полном объёме не внесена, а уплачена частично в размере по ... рублей за каждый квартал.
Таким образом, Обществом нарушены нормы права, установленные: п.п. 1, 2 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года №557; ст.16 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В судебном заседании директор Общества Чернов В.А. факт выявленных нарушений в ходе проверки Управлением Росприроднадзора полностью признал и показал, что оплачивали плату за НВОС в установленные сроки, но в виду ошибочности произведенных расчетов сумм НВОС, данная плата ими вносилась в меньшем размере, чем предусматривалось по действующему законодательству. После выявления данного нарушения Обществом уплачена плата за НВОС за 1-4 кварталы 2014 года в полном объеме.
Представитель Роспририроднадзора Кузьмин С.П. пояснил, что у Общества по итогам 2014 года был затребован расчет платы за НВОС. Однако в указанный срок соответствующая информация Роспортебнадзору не был представлен. В связи с чем была произведена проверка общества и в ходе которой, и был выявлен факт неполного внесения Обществом платы за НВОС за 1-4 кварталы 2014 года. После проведенного административного расследования был оформлен административный протокол в отношении юридического лица Общества.
Выслушав объяснения сторон и изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст.8.41 Кодекса \Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Федеральный закон от 10 января 2002 года №N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон) регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возника-ющие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Закона требования в области охраны окружающей среды - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Требования в области охраны окружающей среды - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Статья 3 Закона к важнейшим принципам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, относит соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, а также ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Федеральный закон от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В соответствии со ст.1 Закона вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно положениям статей 15,16 и 18 Закона использование в производственной и хозяйственной деятельности субъектом топлива, технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок, эксплуатация объектов недвижимости, хранение на своей территории загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, относится к вредному, то есть негативному воздействию на атмосферный воздух.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.16 Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным; к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно ч.3 ст.16 Закона порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года №632 утвержден «Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», действие которого распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В силу п.9 названного Порядка перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены приказом руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года №557 и определены 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом). Отчетным периодом признается календарный квартал.
По итогами проверки Росприроднадзором ДД.ММ.ГГ определением должностного лица возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 8.41 КоАП РФ в отношении Общества (л.д.11).
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья,.. . устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.416 КоАП РФ, и ее виновность подтверждены совокупностью собранных по делу об административном правонарушении и исследованных в судебном заседании доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Так из протокола об административном правонарушении следует, что основным видом деятельности общества является строительство зданий и сооружений, удаление сточных вод, отходов, аналогичная деятельность. Обществом эксплуатируются автотранспортная и самоходная техника. За 1 квартал 2014 годом обществом израсходовано ... л., за 2 квартал - ... л.; за 3 квартал - ... л. и за 4 квартал - ... л. бензина неэтилированного. Отопление административных и производственных помещений осуществляется за счёт котельной, работающей на природном газе. Согласно сведений ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» от ДД.ММ.ГГ № Общество в 2014 г. израсходовано ... м3 природного газа, в том числе: в 1 квартале 2014 года - ... м3; в 2 квартале - ... м3; и в 4 квартале - ... м3.
Согласно Методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час при сгорании газа в котлоагрегатах в атмосферный воздух выбрасываются: оксид углерода, оксид азота и диоксид азота. Суммарная масса выбросов вредных веществ от сжигания природного газа за 2014 год по Обществу составила - ... т. Из них: азота диоксид - ... т, оксид азота - ... т, оксид углерода -... т.
В соответствии с письмом Общества от ДД.ММ.ГГ № общая занимаемая площадь под хозяйственную деятельность составляет ... м2. согласно письмам Чувашского ЦГМС - филиала ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» количество осадков, выпавших на территории Яльчикского района Чувашской Республики, в 2014 году составило ... мм.
Таким образом, Общество за вышеуказанные периоды осуществляло неорганизованный сброс загрязняющих веществ (взвешенные вещества, нефтепродукты, БПК, ХПК, цинк, медь, магний, хлориды и др.) на водосборные площади (рельеф местности). Суммарная масса сброса загрязняющих веществ составила ... т.
В результате хозяйственной деятельности Общества образуются отходы производства и потребления, которые размещает на санкционированной свалке ТБО в Яльчикском районе Чувашской Республики. Согласно информации полученной от ООО «Стройэнергосервис в 2014 году у Общества образовалось и размещено ... т. мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный).
В результате вышеуказанной деятельности Общества в 2014 году происходило негативное воздействие на окружающую среду: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ в процессе использования техники, трудовая деятельность работников и др.), образование и временное хранение отходов производства и потребления (эксплуатация зданий, движимого имущества, трудовая деятельность работников организации и др.), шумовое и электромагнитное воздействие на окружающую среду, а также иное негативное воздействие. То есть в результате деятельности Общества в 1, 2, 3 и 4 кварта 2014 года происходило поступление в окружающую среду веществ и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Вина в совершении административного правонарушения, также подтверждается докладной запиской главного специалиста –эксперта от ДД.ММ.ГГ (л.д.8), выпиской из лицевого счета Общества (л.д.9-10), представленной информацией ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» от ДД.ММ.ГГ; сообщением ООО «Стройэнергосервис» от ДД.ММ.ГГ.
Исходя из имеющихся в Росприроднадзоре информации (сведений) о показателях необходимых для расчёта, сумма платы Общество за НВОС за 1 квартал 2014 года составила ... рублей, за 2 квартал - ... рублей, за 3 квартал - ... рублей и за 4 квартал - ... рублей. В то время как Обществом в указанные сроки оплачивалось плата за НВОС в сумме ... рублей за каждый квартал, что подтверждается выпиской из лицевого счета (л.д.9-10).
При изложенных обстоятельствах, действия (бездействие) Общества, выявленные при проверке старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Кузьминым С.П. нарушений норм права, установленные п.п.1,2 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года №557, ст.16 Закона образуют объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом органа, нарушений норм КоАП РФ при оформлении административ-ного протокола не выявлено.
Таким образом, Обществом допущено нарушение законодательства об охране окружающей среды Российской Федерации, выразившееся в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном размере за 1-4-й кварталы 2014 года.
Статьей 75 Закона за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается, предусматривается административная ответственность в соответствии с законодательством.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренная ст.8.41 КоАП РФ - бездействие, выразившееся в не перечислении установленной платы в виде конкретной суммы в обусловленный срок.
Таким образом, факт нарушения Обществом законодательства об охране окружающей среды Российской Федерации, выразившееся в невнесении в установленные сроки платы в полном размере за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4-й кварталы 2014 года - имел место, и судья приходит к выводу о доказанности факта совершения административного правонарушения Обществом и квалифицирует его действия по ст.8.41 КоАП РФ, как невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Указанная норма КоАП РФ является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренному названным Кодексом, если судья или орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Таким образом, применение ст.2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
При изложенных обстоятельствах, оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, отсутствие умысла, небольшую сумму платежа, незначительный период просрочки, отсутствие иных нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, судья считает, что допущенное заявителем правонарушение не создало существенной угрозы общественным отношениям в области природоохранного законодательства и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства, а также тот факт, что в рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные п.1 ст.3.1 КоАП РФ.
Наложение в данном случае штрафа в сумме ... рублей на Общество с учетом его материально-финансового положения, имеет неоправданно карательный характер.
Таким образом, оценив в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательства по рассматриваемому делу, а также характер и степень общественной опасности допущенного административного правонарушения, учитывая конкретные обстоятельства дела, судья считает возможным применить в данном случае в отношении общества положения ст. 2.9 КоАП РФ.
На основании ст. 2.9, руководствуясь ст. 23.1, 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
постановил:
Освободить общество с ограниченной ответственностью «Спутник-1» Яльчикского района Чувашской Республики, расположенный по адресу: ... от административной ответственности, предусмотренной ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виду его малозначительности, ограничившись устным замечанием.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Спутник-1» Яльчикского района Чувашской Республики по ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Яльчикский районный суд в течение десяти суток, со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.А.Викторов