Дело № 2а-1285/2020 (50RS0050-01-2020-002095-66)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 сентября 2020 г. г. Шатура Московской области
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего – судьи Жигаревой Е.А.,
с участием помощника Шатурского городского прокурора Климова И.А., представителя административного истца Агафонниковой Л.Н. по доверенности Заниной Ж.Н., заинтересованного лица Тарасова Г.В., его представителей – адвоката Серовской Ю.Н., по доверенности Бондарева Р.В.,
при секретаре Усуровой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Совета депутатов Городского округа Шатура Московской области первого созыва по многомандатному избирательному округу № 1 Агафонниковой Людмилы Николаевны к территориальной избирательной комиссии г. Шатура о признании решения территориальной избирательной комиссии г. Шатура от 26.08.2020 № 989 «О регистрации Тарасова Григория Васильевича, выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты Совета депутатов Городского округа Шатура Московской области первого созыва по многомандатному избирательному округу № 1 на выборах депутатов Совета депутатов Городского округа Шатура, назначенных на 4 октября 2020 года» незаконным и его отмене,
установил:
зарегистрированный кандидат в депутаты Совета депутатов Городского округа Шатура Московской области первого созыва по многомандатному избирательному округу № 1 Агафонникова Л.Н. обратилась в суд с указанным административным иском по следующим основаниям.
Решением территориальной избирательной комиссии г. Шатура (далее - ТИК г. Шатура) от 21 июля 2020 г. № 909 на 04 октября 2020 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов Городского округа Шатура Московской области первого созыва. Решением ТИК г. Шатура от 26 августа 2020 г. № 989 Тарасов Г.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов Городского округа Шатура Московской области первого созыва по многомандатному избирательному округу № 1. Указанное решение Агафонникова Л.Н. считает незаконным, поскольку в подписных листах сшивки № 1 имеются изменения в виде обводки букв, однако избирательная комиссия сочла, что указанные исправления не препятствуют однозначному толкованию сведений. Кроме этого, помимо указанных в заключении эксперта по проверке подписных листов исправлений в четырех листах в поддержку выдвижения кандидата в ряде записей имеются очевидные исправления, которым избирательная комиссия не придала надлежащего значения, не признала их недействительными. Также в заверительной надписи сборщика подписей указан недостоверный адрес, поскольку административно-территориальная единица – <адрес> ликвидирована в 2017 г.
В судебное заседание административный истец Агафонникова Л.Н. не явилась, о времени и месте судебного слушания извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ее представитель по доверенности Занина Ж.Н. административный иск поддержала.
Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии г. Шатура в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного слушания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленных письменных возражениях просил отказать в удовлетворении административных требований.
Заинтересованное лицо Тарасов Г.В., его представители – адвокат Серовская Ю.Н., по доверенности Бондарев Р.В. в судебном заседании с требованиями административного истца не согласились. Считали, что административным истцом пропущен срок обращения с административным иском.
Прокурор в заключении по делу указал, что оспариваемое решение ТИК г. Шатура принято в соответствии с требованиями избирательного законодательства, является законным и обоснованным. Считал также, что административным истцом пропущен срок обращения с настоящим административным иском.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (ч. 10 ст. 239 КАС РФ).
Решением территориальной избирательной комиссии города Шатура от 27 августа 2020 г. № 998 Агафонникова Л.Н. зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов Городского округа Шатура Московской области первого созыва по многомандатному избирательному округу № 1.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Решением территориальной избирательной комиссии города Шатура от 21 июля 2020 г. № 909 на 04 октября 2020 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов Городского округа Шатура Московской области первого созыва.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
Недействительными в силу пп. «ж» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» признаются подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума.
Аналогичные положения содержатся в ч. 14 ст. 30 Закона Московской области от 04.06.2013 № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 16.05.2013 № 2/52-П).
Избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно. Если избиратель, участник референдума является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз (п. 11 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ).
Основаниями отказа в регистрации кандидата в силу пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Судом установлено и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, что 12 августа 2020 г. Тарасов Г.В. со всеми необходимыми документами обратился в ТИК г. Шатура с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Городского округа Шатура Московской области в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 1.
Тарасовым Г.В. были представлены в ТИК г. Шатура документы для регистрации кандидатом в Совет депутатов Городского округа Шатура Московской области, в том числе 6 подписных листов, содержащих подписи избирателей, собранных в его поддержку для регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Городского округа Шатура по указанному одномандатному избирательному округу.
Решением ТИК г. Шатура от 21 июля 2020 г. № 915 определено количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов на выборах депутатов Совета депутатов Городского округа Шатура Московской области первого созыва, назначенных на 04 октября 2020 года: по многомандатному избирательному округу № 1 необходимо представить 23 подписи избирателей. Максимальное количество представляемых подписей - 27.
В результате проведенной проверки рабочей группой по проверке подписей избирателей, оформления подписных листов составлен итоговый протокол от 24 августа 2020 г. об итогах проверки подписей избирателей, оформления подписных листов, представленных кандидатом, экспертом отдела по ЭКО МО МВД России «Шатурский» ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области подготовлено заключение по проверке подписных листов.
В результате проведенного экспертом исследования установлено:
в графах «Фамилия, Имя, Отчество» подписных листов сшивки № 1 рукописных подписей, выполненных одним лицом, не выявлено;
в графах «Подпись» подписных листов сшивки № 1 подписей, выполненных одним лицом, не выявлено;
в графах «Дата внесения подписи» подписных листов сшивки № 1 рукописных записей, выполненных одним лицом, не выявлено;
в подписных листах сшивки № 1 имеются изменения первоначального содержания в виде обводки, дописки (дорисовки):
на листе № 1 в строке № 3 в графе «Фамилия, Имя, Отчество» в имени «Александр» обведена последняя буква «р» с наложением дополнительного красящего вещества;
на листе № 3 в строке № 3 в графе «Фамилия, Имя, Отчество» в отчестве «Владимировна» обведена девятая буква «о» наложением дополнительного красящего вещества;
на листе № 6 в сроке № 1 в графе «Фамилия, Имя, Отчество» в имени «Илья» изменена вторая буква «л» путем дописки начального штриха первого элемента буквы «л»;
на листе № 6 в строке № 4 в графе «Фамилия, Имя, Отчество» в имени «Николай» обведена шестая буква «а» с наложением дополнительного красящего вещества.
Оснований не доверять заключению отдела по ЭКО МО МВД России «Шатурский» ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области от 24 августа 2020 г. у территориальной избирательной комиссии не имелось. Отсутствуют такие основания и у суда.
При проверке подписей избирателей Тарасов Г.В. присутствовал, его права предусмотренные ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, не нарушены.
Согласно итоговому протоколу проверки подписей избирателей, оформления подписных листов, представленных кандидатом Тарасовым Г.В., недействительных подписей не выявлено. Количество подписей, признанных достоверными, составило 27.
Приведенные обводки букв являются не исправлениями, а небрежностью почерка избирателей или сборщика подписей, не изменяющей первоначальный смысл записи и не препятствующей однозначному толкованию сведений.
Выявленная экспертом дописка буквы «л» и имени «Илья» также не может быть признана исправлением, поскольку не вносит каких-либо исправлений в сведения, указанные избирателем, не изменяет их содержания и не препятствует их однозначному толкованию. Выводов о том, что такая дописка была выполнена не самим избирателем, экспертное заключение не содержит.
Недействительными в силу пп. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.
Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что для целей данного федерального закона применяемые термины и понятия означают: адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 октября 2010 г. № 1426-О-О, закрепленный в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер и не требует указания во всех без исключения случаях всех перечисленных в данном перечне сведений.
В подписных листах в графе «Подписной лист удостоверяю» Тарасов Г.В. указал место своего жительства следующим образом: <адрес>.
Законом Московской области от 08.06.2017 № 85/2017-ОЗ «Об отнесении города Шатура Шатурского района Московской области к категории города областного подчинения Московской области, упразднении Шатурского района Московской области и внесении изменений в Закон Московской области «Об административно-территориальном устройстве Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 25.05.2017 № 8/24-П) город Шатура Шатурского района Московской области отнесен к категории города областного подчинения Московской области, административно-территориальная единица Московской области - Шатурский район Московской области упразднена.
Согласно Перечню административно-территориальных единиц Московской области, являющегося приложением к Закону Московской области от 31.01.2013 № 11/2013-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Московской области», Шатура является городом областного подчинения Московской области.
В соответствии со ст. 3 Закона Московской области от 30.04.2020 № 80/2020-ОЗ «О преобразовании городского округа Шатура Московской области и городского округа Рошаль Московской области, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования» (принят постановлением Мособлдумы от 23.04.2020 № 51/115-П) населенным пунктом, находящимся в границе Городского округа Шатура Московской области, является Шатура - город Московской области.
Согласно копии паспорта гражданина Российской Федерации Тарасов Г.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
Указанный в подписных листах адрес места жительства сборщика подписей соответствует адресу регистрации Тарасова Г.В., указанному в паспорте.
Наличие сведений о наименовании района - Шатурский не дает оснований для двоякого толкования места жительства, не исключает возможность идентифицировать лицо, на недостоверность указанных сведений не указывает.
Адрес места жительства сборщика подписей указан в соответствии со сведениями регистрации по месту жительства, которые имеются в органах регистрационного учета.
Решением территориальной избирательной комиссии города Шатура от 26 августа 2020 г. № 989 Тарасов Г.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов Городского округа Шатура Московской области первого созыва по многомандатному избирательному округу № 1.
При этом территориальная избирательная комиссия пришла к выводу, что имеющиеся изменения в подписных листах в виде обводки букв не препятствуют однозначному толкованию сведений.
Суд, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе представленные копии документов территориальной избирательной комиссии города Шатура, оценив их в совокупности по правилам ст. ст. 59, 62 КАС РФ, приходит к выводу, что каких-либо нарушений закона при регистрации Тарасова Г.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов Городского округа Шатуры Московской области территориальной избирательной комиссией допущено не было, так как заинтересованным лицом были представлены в избирательную комиссию все необходимые для регистрации документы, оформленные в соответствии с требованиями закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации жалоба на решение комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения.
На основании частей 7, 9, 10 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сроки, указанные в частях 2 - 6 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска. Пропущенный по уважительным причинам срок подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть восстановлен судом, за исключением сроков, которые установлены частями 2 - 6 настоящей статьи и восстановление которых невозможно. Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.
Пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», применяемого также при рассмотрении дел в рамках административного судопроизводства, сроки для обращения в суд с заявлениями, касающимися решений избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, установленные частью 2 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 78 Федерального закона № 67-ФЗ, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска и при установлении факта пропуска названного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152 и части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отказывает в удовлетворении заявления, указав в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства.
При этом срок, установленный пунктом 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является пресекательным, исчисляется с даты принятия избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата, на что неоднократно указывалось Верховным Судом Российской Федерации в своих определениях (от 04.09.2019 № 5-АПА19-137, от 22.05.2019 № 47-АПА19-2, от 17.09.2016 № 14-АПГ16-16).
Административный истец обратился с настоящим административным иском посредством его направления почтовым отправлением 05 сентября 2020 г., в связи с чем, суд приходит к выводу, что Агафонникова Л.Н. обратилась в суд по истечении десяти дней с даты принятия решения о регистрации Тарасова Г.В. кандидатом в депутаты, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, который восстановлению не подлежит, независимо от причин его пропуска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований зарегистрированного кандидата в депутаты Совета депутатов Городского округа Шатура Московской области первого созыва по многомандатному избирательному округу № 1 Агафонниковой Людмилы Николаевны к территориальной избирательной комиссии г. Шатура о признании решения территориальной избирательной комиссии г. Шатура от 26.08.2020 № 989 «О регистрации Тарасова Григория Васильевича, выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты Совета депутатов Городского округа Шатура Московской области первого созыва по многомандатному избирательному округу № 1 на выборах депутатов Совета депутатов Городского округа Шатура, назначенных на 4 октября 2020 года» незаконным и его отмене отказать.
Апелляционные жалоба, представление на решение суда могут быть поданы в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий Е.А. Жигарева
Мотивированное решение составлено 16.09.2020
Председательствующий Е.А. Жигарева