68RS0008-01-2021-000658-58
Дело № 2-466/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2021 г. р.<адрес>
Знаменский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Нишуковой Е.Ю.,
при секретаре Сторожук С.А.,
с участием представителя ответчика по доверенности Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора 83 военной прокуратуры гарнизона к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности по оформлению лицензии на пользование недрами,
установил:
военный прокурор 83 военной прокуратуры гарнизона обратился в Знаменский районный суд с иском к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о возложении обязанности по оформлению лицензии на пользование недрами. В обоснование указал, что на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ № и передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ за учреждением на праве оперативного управления закреплена артезианская скважина, инв. №, расположенная по адресу: <адрес>, военный городок №. В рамках оказания услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства филиал учреждения с указанного времени осуществляет эксплуатацию скважины для обеспечения питьевым водоснабжением казарменно-жилищного и жилищного фондов в военном городке №. При этом количество лиц, осуществляющих трудовую (служебную) деятельность в казарменно-жилищном фонде войсковой части 14272, а также лиц, проживающих в специализированном жилом фонде в военном городке №, постоянно изменяется (с учетом перевода военнослужащих к новому месту службы, убытия в отпуска и командировки). То есть, конкретные лица, чьи права затрагиваются использованием артезианской скважины, не могут быть определены. В нарушение требований Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах» использование артезианской скважины осуществляется без оформления лицензии на недропользование для добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения. В свою очередь, определить достоверность и правильность оценки количества и качества запасов подземных вод в используемых недрах, очистки (подготовки) воды до показателей, установленных Правилами для питьевого водоснабжения (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), не представляется возможным до тех пор, пока не будут получены проекты зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения; заключения о санитарно-эпидемиологическом соответствии источников питьевого назначения санитарным правилам и нормам; заключения государственной экспертизы запасов, необходимые для получения лицензии. Отсутствие лицензии не гарантирует населению эпидемиологическую безопасность, создает реальную угрозу чрезвычайных происшествий, в том числе массового отравления (заражения) граждан. По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ военный прокурор 83 военной прокуратуры гарнизона направил в адрес начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России представление об устранении нарушений закона. Однако, в ходе контрольной проверки, проведенной 83 военной прокуратурой гарнизона в декабре 2020 года, было установлено, что нарушения не устранены, и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России продолжает осуществлять эксплуатацию артезианской скважины без лицензии на недропользование. Руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит суд обязать ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу оформить лицензию на пользование недрами при эксплуатации артезианской скважины, инв. №, расположенной по адресу: <адрес>, военный городок №.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Врио военного прокурора 83 военной прокуратуры гарнизона Евсеев А.С. направил дополнительные пояснения (в качестве возражений на отзыв ответчика), в которых указал, что основной деятельностью ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является содержание объектов военной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Для обеспечения выполнения этих задач были созданы филиалы ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по родам войск и военным округам, в составе которых образованы жилищно-коммунальные отделы и жилищно-коммунальные службы. Эксплуатация указанной артезианской скважины осуществляется в целях обеспечения питьевого водоснабжения казарменно-жилищного (объекты войсковой части 14272) и жилищного фонда военного городка №, расположенного на территории войсковой части 14272. Прокурорский надзор за войсковой частью 14272 осуществляется 83 военной прокуратурой гарнизона. Ответчиком по настоящему гражданскому делу является ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, а не его структурное подразделение. Надзорные мероприятия в отношении должностных лиц жилищно-коммунальной службы № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВКС) 83 военной прокуратурой гарнизона не проводились, и проверка их деятельности не осуществлялась. В ходе надзорных мероприятий в филиале ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВКС) были истребованы сведения о принимаемых мерах по получению лицензии. Как следует из отзыва представителя ответчика, основными причинами отказа уполномоченных органов в выдаче учреждению лицензии, явились невыполнение установленных законом и иными нормативными правовыми актами требований, представление в уполномоченные органы неполного комплекта документов и необходимость в доработке документов. Просит исковые требования удовлетворить.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца (его представителя).
В судебном заседании представитель ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по доверенности Т.В. исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 148-154). В указанном отзыве, в частности указано, что в соответствии с уставом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утв. приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №; а также пунктом 3 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ № основными целями деятельности Учреждения являются выполнение работ, оказание услуг для обеспечения реализации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства, включая осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. В связи с этим в эксплуатацию ЖКС № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВКС передана скважина с инв. № по адресу: <адрес>, в/г №.
ДД.ММ.ГГГГ ЖКС № (<адрес>) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВКС обратилась в Главную военную прокуратуру с просьбой разъяснить вопрос разграничения компетенции между 83 военной прокуратурой гарнизона РВСН и военной прокуратурой Тамбовского гарнизона ЗВО при проведении надзорных мероприятий в отношении объектов военного городка № (<адрес>). В ответе Главной военной прокуратуры № от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что ЖКС № (<адрес>) является подразделением ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВКС и в перечень объектов, поднадзорных военной прокуратуре РВСН, не входит. В связи с этим представитель истца полагает, что военный прокурор 83 военной прокуратуры гарнизона является ненадлежащим истцом, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, в нарушение требований ч. 3 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении не указано, в чем конкретно заключается интерес военной прокуратуры, какое право нарушено, а также нет ссылки на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
Ссылаясь на добросовестность учреждения при исполнении обязанности
по получению лицензии, представитель ответчика указывает, что учреждение предприняло все зависящие от него меры. Так, ДД.ММ.ГГГГ ЖКС № обратилось к заместителю Министра природных ресурсов и экологии РФ - руководителю Федерального агентства по недропользованию с просьбой оформить лицензии на право пользования участком недр на скважины, переданные в оперативное управление ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
ДД.ММ.ГГГГ от Федерального агентства по недропользованию был получен ответ с разъяснениями о том, что на основании предоставленных заявочных материалов объем добычи поземной воды на данных участках недр составляет не более 500 м3/сутки, в соответствии с п. 3 ст. 2.3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах», данные участки недр относятся к участкам недр местного значения. ДД.ММ.ГГГГ в сторонние организации были направлены коммерческие предложения о стоимости оказания услуг по оформлению лицензий на недропользование (№/У/8/7-161 от ДД.ММ.ГГГГ, №/У/8/7-162 от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ филиалу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в целях получения лицензий на пользование недрами были выделены денежные средства, на электронной площадке размещен план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2017 год (№ от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ между ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и ООО «СК «Специалист» был заключен государственный контракт № на оказание услуг по подготовке документации, необходимой для получения лицензий на пользование недрами на добычу воды из артезианских скважин, на территории <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ООО «СК «Специалист»» направило в адрес Учреждения гарантийное письмо исх. №, в котором гарантировало выполнить следующие работы: разработку проекта ЗСО и отправить его на экспертизу в ЦГиЭ в срок по ДД.ММ.ГГГГ; получение экспертного заключения на проект ЗСО (минимальный срок экспертизы 1 месяц с даты регистрации в ЦГиЭ); получение лицензии на право пользования недрами - минимальный срок 65 дней с момента подачи недропользователем пакета документов в Центрнедра; разработку проекта на геологическое изучение участка недр, лицензии. ДД.ММ.ГГГГ ООО «СК «Специалист»» передало проект зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения в/ч № <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ ООО «СК «Специалист»» передало проект на выполнение работ по объекту: «Разведка пресных подземных вод на участке водозабора <адрес> для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России в <адрес>». Фактически обязательства по указанному контракту были исполнены ДД.ММ.ГГГГ (учреждению были переданы схемы расположения участка недр).
В марте 2019 года в адрес Департамента по недропользованию центрального федерального округа повторно было направлено письмо (исх. №/У/8/7-1104 от ДД.ММ.ГГГГ) с пакетом необходимой документации для получения лицензии на право пользование недрами. В мае 2019 года был получен ответ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) с отказом в выдаче лицензий в связи с предоставлением неполного пакета документов: отсутствовала документация, предусмотренная пунктом 3 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 64 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи». Данным пунктом предусмотрено наличие реквизитов заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента по недропользованию центрального федерального округа повторно был направлен пакет документов (исх. №/У/8/7-3400 от ДД.ММ.ГГГГ, исх. №/У/8/7-3401 от ДД.ММ.ГГГГ) на получение лицензий на артезианские скважины, расположенные по адресу: <адрес>, в/г №. В апреле 2020 года был получен ответ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) с отказом в выдаче лицензий в связи с неполным пакетом документов: отсутствовали документы, предусмотренные пунктом 6 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 64, предусматривающим наличие реквизитов заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента повторно был направлен пакет документов (исх. №/У/8/7-3110 от ДД.ММ.ГГГГ) на получение лицензий на артезианские скважины. ДД.ММ.ГГГГ отдел геологии и лицензирования по Липецкой и <адрес> направил письмо (исх. №ТМБ-05/400 от ДД.ММ.ГГГГ) о необходимости доработать представленные материалы для получения лицензии.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента вновь был направлен пакет документов на получение лицензий на артезианские скважины расположенные по адресу: <адрес>, в/г № (исх. №/У/8/7- 4189 от ДД.ММ.ГГГГ, исх. №/У/8/7-4188 от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно ответу отдела геологии и лицензирования (исх. №ТМБ-05/777 от ДД.ММ.ГГГГ), оформление лицензии будет произведено в установленном действующим законодательством порядке после получения всех ответов на запросы в соответствии с действующим законодательством. В настоящее время не получен ответ на запрос из Минобороны России. ДД.ММ.ГГГГ отдел геологии и лицензирования по Липецкой и Тамбовской областям уведомил начальника ЖКС № (<адрес>) о том, что документы (заявка на получение лицензии) находятся в работе. А ДД.ММ.ГГГГ от Департамента по недропользованию по центральному федеральному округу (Центрнедра) поступил отказ в получении лицензии на право пользования недрами. ДД.ММ.ГГГГ ЖКС № (<адрес>) повторно направила пакет документов в отдел геологии и лицензирования по Липецкой и Тамбовской областям. На данный момент заявка находится на рассмотрении. Таким образом, процесс получения лицензии связан со значительными временными затратами и проведением дополнительных мероприятий (закупочные процедуры; проведение лабораторных исследований артезианских скважин, получение санитарно-эпидемиологических заключений, разработка проектной природоохранной документации, рассмотрение заявок отделом геологии и принятие положительного решения лицензирующего органа о выдаче лицензии). Учреждение, со своей стороны, приняло все необходимые меры для получения лицензии в установленном законом порядке.
В дополнение к изложенному отзыву представитель ответчика Т.В. пояснила, что учреждение просит отказать в иске, потому что нет необходимости в судебном порядке возлагать на него обязанность по получению лицензии. Учреждение проводит работу по её получению, предпринимает попытки, но пока не очень успешно. Других оснований в их возражениях нет. На вопросы суда ответила, что указанная скважина действительно находится в эксплуатации, в фактическом пользовании учреждения (на основании приказов Министра обороны РФ №№, 172). Скважины используются для питьевого водоснабжения территории военного городка. Учреждение не отрицает своей обязанности по получению лицензии. Предпринимались попытки зарегистрировать право оперативного управления на данную скважину, но Управление Росреестра выдало уведомление об отказе ввиду разночтений в её площади, указанной в приказе и передаточном акте. Были различные причины, приведшие к затягиванию оформления лицензии: пока они получали одни документы - истёк срок действия других документов; пришлось заново перерегистрировать их, перезаключать. В этом есть и вина специалистов учреждения. На данный момент пакет документов в целом собран. Перед судом их сотрудники созванивались с «Тамбовгеология»; им сказали, что документы были потеряны; потом они нашлись, после чего организация сделала все необходимые запросы, и сейчас они ждут ответы.
Выслушав объяснения представителя ответчика, изучив доводы письменных отзывов, исследовав письменные материалы дела в качестве доказательств, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
В соответствии с частью 3 статьи 9 и частью 3 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
Согласно пунктам 1, 11 статьи 23 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 «О недрах» одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 9 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр; а при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
В силу статьи 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Частью 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок, и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии).
Таким образом, пользование недрами с целью добычи подземных вод требует обязательного наличия действующей лицензии. И только с момента её получения юридическое лицо вправе осуществлять данный вид деятельности.
В силу пункта 3 ПриказаМинистерстваприродныхресурсови экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1092 "Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения …» (ранее действовал приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) для получения права пользования участком недр для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, необходимо представить, в том числе:
сведения о технологии и основных технологических показателях геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, на участке недр, в отношении которого подана заявка (о целевом назначении использования подземных вод; об обоснованной потребности в подземных водах; о качестве подземных вод и режиме эксплуатации водозаборных сооружений (при наличии на участке недр действующих водозаборных сооружений); о наличии имеющейся или проектируемой наблюдательной сети скважин, ее характеристика, сведения о методах наблюдений за подземными водами; паспорт (учетная карточка) и характеристика режима эксплуатации водозаборного сооружения при его наличии);
а также копию заключения государственной экспертизы запасов, содержащего выводы о достоверности и правильности оценки количества и качества запасов подземных вод в недрах, подготовленности месторождений или их участков к разведке и добыче.
В свою очередь, для государственной экспертизы необходима проверка качества и безопасности воды в бактериологическом и физическом отношении; её безвредность по химическому составу, благоприятность свойств для человека. Что предполагает отбор проб воды и проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды требованиям и показателям, предусмотренным Правилами осуществления утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Судом установлено, что на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № за федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ на праве оперативного управления закреплена артезианская скважина, инвентарный №, расположенная по адресу: <адрес>, военный городок № (на территории которого дислоцируется войсковая часть 14272), и в настоящее время она находится в фактическом пользовании учреждения в лице ЖКС № (<адрес>) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВКС.
Данное обстоятельство следует из передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49) с информацией о приказе, и подтверждалось в судебном заседании представителем ответчика. Что в силу части 2 статьи 68 ГПК РФ суд расценивает как признание стороной обстоятельств, на которых истец основывает свои требования.
В соответствии с пунктами 13, 14 устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утвержденным приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, основными целями деятельности учреждения являются выполнение осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставление коммунальных услуг в интересах вооруженных сил Российской Федерации. Для достижения указанных целей учреждение осуществляет, в том числе забор и очистку воды для питьевых и промышленных нужд, доведение её до питьевого качества и распределение потребителей; оказание услуг, связанных с транспортировкой воды (л.д. 22-46).
Не оспаривая фактическое пользование указанной артезианской скважиной, представитель ответчика, кроме того, подтвердила, что её эксплуатация осуществляется в целях обеспечения питьевого водоснабжения казарменно-жилищного и жилищного фондов, находящихся в военном городке №, в котором дислоцируется войсковая часть 14272 (<адрес>).
Это же обстоятельство подтверждается ответом начальника филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ №/У/8/3452 (л.д. 53-54), в котором, в частности, указано, что учреждение не может приостановить осуществление деятельности по эксплуатации артезианских скважин - во избежание сбоев в работе объектов стратегического назначения Минобороны России в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку оставление военнослужащих и членов их семей без водоснабжения является обстоятельством, создающим угрозу для жизни и здоровья людей.
Учитывая, что в силу ч. 1 ст. 299 ГПК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственник принял решение о его закреплении за учреждением, возникает у последнего с момента передачи, то, владея и пользуясь вышеназванной артезианской скважиной в соответствии с её назначением, а также целями своей деятельности, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обязано оформить на неё лицензию в соответствии с требованиями Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 «О недрах».
Вместе с тем судом установлено, и не оспаривалось ответчиком, что в нарушение вышеприведенных норм закона артезианская скважина инв. №, расположенная по адресу: <адрес>, военный городок №, до настоящего времени используется без специального государственного разрешения - лицензии на право пользования недрами.
При отсутствии таковой использование недр следует расценивать не только как нерациональное, но и нарушающее экологические права неопределенного круга лиц, поскольку лишает возможности определить качество запасов подземных вод и очистки воды до установленных показателей, а также санитарно-эпидемиологическое соответствие источников питьевого назначения санитарным правилам и нормам.
При таких обстоятельствах у суда имеются законные основания для удовлетворения исковых требований прокурора.
Довод ответчика о принятии мер по получению лицензии не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку на момент принятия судом решения соответствующая лицензия ответчиком не получена; а очередная заявка, направленная в августе 2021 года, находится на рассмотрении в Отделе геологии и лицензирования по Липецкой и Тамбовской областям (ответ от ДД.ММ.ГГГГ – л.д. 200).
Из содержания письменного отзыва ответчика усматривается, что причины, препятствовавшие получению лицензии, фактически связаны с бездействием в оформлении определенных документов лиц, ответственных за их сбор и получение. Что повлекло неоднократные отказы в выдаче лицензии. Такая ситуация продолжается с момента передачи учреждению артезианской скважины (с 2017 года).
Ссылку ответчика на отсутствие у военного прокурора 83 военной прокуратуры гарнизона права на обращение с настоящим иском в суд также признает несостоятельной ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу пункта 4 статьи 27 и пункта 1 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии спроцессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона, пунктами 1 и 4 статьи 46 от ДД.ММ.ГГГГ №-I системупрокуратурыРоссийской Федерации составляют ГенеральнаяпрокуратураРоссийской Федерации,прокуратурысубъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированныепрокуратуры.
Систему органов военнойпрокуратурысоставляют Главная военнаяпрокуратура, военныепрокуратурывоенных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военнаяпрокуратураи другие военныепрокуратуры, приравненные кпрокуратурамсубъектов Российской Федерации, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.
Свои полномочия органы военнойпрокуратурыосуществляют в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии сфедеральнымизаконамии иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм в их взаимосвязи, у военного прокурора 83 военной прокуратуры гарнизона имелось законное право на обращение в суд с вышеназванными требованиями, учитывая, что иск подан в интересах военнослужащих и лиц гражданского персонала, которые относятся к войсковой части 14272, пользуются помещениями Вооруженных сил РФ и, соответственно, потребляют воду, поступающую из указанной артезианской скважины.
Кроме того, в ответе Главной военной прокуратуры № от ДД.ММ.ГГГГ (на который ссылается ответчик) отражено, что в соответствии с пунктом 1.9 приказа заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № военный прокурор Ракетных войск стратегического назначения осуществляет свои полномочия, в том числе в филиалах ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по РВСН, за исключением жилищно-коммунальной службы №) и ВКС (без подчиненных подразделений) – л.д. 180. Из чего следует, что полномочия военного прокурора 83 военной прокуратуры гарнизона, входящего в структуру Военной прокуратуры ракетных войск стратегического назначения, распространяются на деятельность ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (ответчика по настоящему гражданскому делу). Надзорные мероприятия проводились в данном случае не в отношении структурного подразделения учреждения, а в отношении самого учреждения.
Принимая решение о возложении на ответчика соответствующей обязанности, суд, с учетом характера и продолжительности нарушения прав, руководствуясь ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, считает необходимым установить ответчику срок для исполнения возложенной на него обязанности - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования военного прокурора 83 военной прокуратуры гарнизона - удовлетворить.
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889) в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу оформить лицензию на пользование недрами при эксплуатации артезианской скважины, инв. №, расположенной по адресу: <адрес>, военный городок №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Тамбовский областной суд через Знаменский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Нишукова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ