Дело № 2-20/2023
УИД 74RS0008-01-2022-001201-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2023 года г. Аша
Ашинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи А.В. Борисюк,
при секретаре В.С. Гриценко,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ашинского городского прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Ашинского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества,
установил:
Ашинский горпрокурор в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с учетом уточнения) к администрации Ашинского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи - сетей холодного водоснабжения, протяженностью 2 220 метров, расположенных по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что на территории г. Аши Ашинского муниципального района Челябинской области находится недвижимое имущество - сети холодного водоснабжения, протяженностью 2 220 метров, расположенных по адресу: <адрес> которые в настоящее время ни у кого на балансе не числятся, ни за кем не закреплены и фактически за их состоянием никто не следит. Ашинским городским прокурором внесено представление об устранении выявленных нарушений и решения вопроса о постановке сетей холодного водоснабжения, имеющих признаки бесхозяйного имущества, на учет в органах Росреестра. Однако, до настоящего времени действий по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества не совершено. Непринятие мер по обращению в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет сетей холодного водоснабжения в качестве бесхозяйных, создает препятствия к его надлежащему техническому обслуживанию, повышает риск возникновения чрезвычайных ситуаций.
Помощник прокурора Садыков М.О. в судебном заседании заявленные требования поддержал по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации Ашинского муниципального района Челябинской области Миндели А.А. в судебном заседании против удовлетворения иска не возражал, суду пояснил, что указанные в исковом заявлении сети водоснабжения были построены МУП «Ашинское коммунальное хозяйство», имущество на баланс города не поставлено. Фактически сети водоснабжения являются бесхозяйными. Также пояснил, что для сбора необходимых документов для постановки объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного ответчику потребуется не менее 2 лет, поскольку необходимо проводить полную инвентаризацию сетей водоснабжения в городе.
Представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ашинского муниципального района Челябинской области Бочкарева Е.С. в судебном заседании поддержала позицию представителя администрации Ашинского муниципального района Челябинской области.
Представители третьих лиц Управления Росреестра по Челябинской области, МУП «АКХ» в суд не явились. Третьи лица извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся участников судебного процесса.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно п. 3 ст. 255 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 указанного Закона).
В судебном заседании установлено следующее.
В соответствии с уставом на администрацию Ашинского муниципального района Челябинской области возложена обязанность по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На территории г. Аши Ашинского муниципального района Челябинской области имеются сети централизованной системы холодного водоснабжения, посредствам которых осуществляется водоснабжение жителей многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>.
Объект питьевого водоснабжения <адрес>) строился МУП «ЖСК» (после реорганизации МУП «АКХ») на основании постановления главы г. Аши и Ашинского района Челябинской области №738 от 16.07.2001 года «О строительстве питьевого водопровода по ул. Пушкина».
Объект питьевого водоснабжения (г<адрес>) строился МУП «АКХ» на основании разрешения на строительство №ru 74500310192 от 16.07.2008 года, выданного администрацией Ашинского городского поселения.
Оба объекта строились за счет бюджетных средств г. Аши муниципальным унитарным предприятием «АКХ», по окончании работ объекты не были надлежащим образом документально оформлены. Отсутствие документов подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию не позволило зарегистрировать право собственности Ашинского городского поселения на эти объекты во внесудебном порядке.
В настоящее время собственник указанных сетей не установлен. Объект на учет в качестве бесхозяйного не поставлен. По информации Управления Росреестра по Челябинской области сведений о зарегистрированных правах и сделках на вышеназванные сети холодного водоснабжения, а также о владельцах указанного недвижимого имущества не имеется.
Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН (л.д. 24-25); выпиской из реестра муниципальной собственности (л.д. 21); приложением к Закону Челябинской области «О разграничении имущества между Ашинским муниципальным районом и Ашинским городским поселением» от <дата> <номер>-ЗО (л.д. 10-12); актом приемки выполненных работ от <дата> (л.д. 67); заключением <номер> по проекту строительства от <дата> (л.д. 69); разрешением на строительство №ru 74500310192 от <дата> (л.д. 70) и другими документами.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
Согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 горда № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Из указанных норм законодательства следует, что орган местного самоуправления обязан обеспечить надлежащую эксплуатацию, в том числе бесхозяйных систем водоснабжения, а также обязан обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоснабжения.
Администрацией Ашинского муниципального района соответствующих мер по включению сетей холодного водоснабжения, протяженностью 2 220 метров, расположенных по адресу: <адрес>, в состав муниципальной собственности не приняты.
Допустимых доказательств того, что спорная водопроводная сеть принадлежит на каком-либо вещном праве или ином законном основании физическим или юридическим лицам, ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
В силу п. 5 и п. 6 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации.
Поскольку уклонение администрацией Ашинского муниципального района Челябинской области от учета бесхозяйного имущества негативно влияет на исполнение возложенных на нее обязанностей по водоснабжению населения, влечет ненадлежащее техническое и санитарно-эпидемиологическое состояние инженерных сетей, препятствует проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации, нарушает права жителей г. Аши на получение коммунальных услуг надлежащего качества, не исключает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Ашинского городского прокурора и о возложении на администрацию Ашинского муниципального района Челябинской области обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - сетей холодного водоснабжения, протяженностью 2 220 метров, расположенных по адресу: <адрес>, с приложением необходимых документов.
Истцом заявлены требования об исполнении ответчиком решения суда в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая конкретные обстоятельства по делу, исходя из необходимости соблюдения баланса интересов сторон, суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения судебного акта продолжительностью 1 год 6 месяцев.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Ашинского городского прокурора удовлетворить частично.
Обязать администрацию Ашинского муниципального района Челябинской области в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи - сетей холодного водоснабжения, протяженностью 2 220 метров, расположенных по адресу: <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Челябинский областной суд через Ашинский городской суд.
Председательствующий А.В. Борисюк