Административное дело № 2а-3112/2018 (УИД № 24RS0028-01-2018-003399-72)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 29 ноября 2018 г.
Кировский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Измаденова А.И., рассмотрев в упрощённом (письменном) порядке административное дело по исковому заявлению Васильева ФИО6 к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об оспаривании решения, возложении обязанности,
установил:
Васильев А.П. обратился в суд к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (далее «департамент») с требованием об оспаривании решения, возложении обязанности.
В иске указано, что Васильев А.П. является собственником гаражного бокса (гаража) <адрес> г. Красноярске. 25.05.2018 г. Распоряжением администрации г. Красноярска истцу предварительно согласовано предоставление земельного участка под названным гаражом, а так же утверждена его схема расположения на кадастром плане территории. Обеспечив постановку испрашиваемого земельного участка на кадастровый учёт, Васильев А.П. обратился в департамент с заявлением о его предоставлении в собственность.
Однако, 16.08.2018 г. ответчик отказал в требовании Васильева А.П., сославшись на то, что испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования «коммунальное обслуживание», который не соответствует фактической цели использования. Равно кадастровая стоимость земельного участка не определена, что исключает возможность определения выкупной цены.
По мнению истца, у ответчика отсутствовали основания для отказа в удовлетворении его заявления, а принятое решение нарушает его преимущественное право на приобретение в собственность земельного участка, расположенного под гаражным боксом.
Учитывая данные обстоятельства, Васильев А.П. просит суд признать незаконным решение № В-11165 от 16.08.2018 г. об отказе в предоставление в собственность земельного участка, расположенного под гаражным <адрес> в г. Красноярске, а так же возложить на департамент обязанность принять решение о предоставлении ему названного земельного участка в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда (л.д. 3-6).
В судебном заседании истец Васильев А.П., его представитель Сибагатуллина С.Ю. не присутствовали, уведомлены надлежащим образом, что следует из расписки о вручении повестки и почтового уведомления, направили заявление, где указали на возможность рассмотрения дела в их отсутствие (л.д. 128, 130, 140).
Ответчик департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска своего представителя не направил, уведомлён надлежащим образом, что следует из почтового уведомления, направил отзыв, где, сославшись на необоснованность доводов истца, просил оставить требования без удовлетворения (л.д. 98-99, 129).
Заинтересованное лицо кадастровый инженер ФИО7 (привлечён определением от 06.11.2018 г.) в судебном заседании не присутствовал, уведомлён надлежащим образом, что следует из расписки о вручении судебной повестки (л.д. 118-120, 131).
Заинтересованное лицо ФИО8 (привлечено определением от 06.11.2018 г.) своего представителя в судебное заседание не направило, уведомлено надлежащим образом, что следует из почтового уведомления (л.д. 118-120, 132).
Поскольку участники судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, их явка обязательной не является и не признавалась таковой, судом на основании ч. 7 ст. 150 КАС РФ принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощённого (письменного) производства.
Оценив доводы, изложенные в исковом заявлении и в отзыве, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ («ЗК РФ») граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ, осуществляется без проведения торгов.
Как указано в п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов изложены в ст. 39.16 ЗК РФ. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка является несоответствие разрешённого использования целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (подп. 14 ст. 39.16 ЗК РФ).
В силу подп. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ по результатам рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ.
В противном случае при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи в трех экземплярах и его подписание, а также направляет проект указанного договора для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ (подп. 1 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ).
Исходя из названных положений закона, после принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданин должен обеспечить его постановку на кадастровый учёт, а после обратиться с заявлением о его предоставлении, приложив необходимые документы. В свою очередь уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление гражданина и принять решение в соответствии с п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ.
В судебном заседании установлено, что Васильев А.П. является собственником гаражного бокса (гаража) <адрес> в г. Красноярске (л.д. 16).
В силу п. 1 ст. 39.20, подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ истец имеет исключительно право на приобретение путём продажи без проведения торгов земельного участка, расположенного под названным объектом недвижимости.
Реализуя своё право на приобретение земельного участка Васильев А.П. 27.04.2018 г. обратился в департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, приложив к нему схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 84-87, 88).
25.05.2018 г. Распоряжением администрации г. Красноярска № 2253-недв схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории была утверждена, а истцу предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 19 м? по <адрес> в г. Красноярске. На Васильева А.П. возложена обязанность обеспечить выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка согласно названной схеме и поставить земельный участок на государственный кадастровый учёт (л.д. 94, 95).
18.07.2018 г. земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учёт, в связи с чем ему был присвоен кадастровый номер № (л.д. 10-11).
Исполнив свою обязанность по проведению кадастровых работ и кадастровому учёту земельного участка, Васильев А.П. обратился в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, приложив все необходимые документы (л.д. 73-76).
Рассмотрев заявление истца, ответчик 16.08.2018 г. принял решение № В-1165 об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, сославшись на подп. 14 ст. 39.16 ЗК РФ, а именно на несоответствие разрешённого использования целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка. Так, в ответе указано, что испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешённого использования – коммунальное обслуживание (код – 3.1), которым не предусмотрено размещение и эксплуатация гаражей, в то время как именно такую цель использования преследует заявитель. Кроме того основанием для отказа явилось отсутствие сведений о кадастровой стоимости земельного участка, поскольку данное обстоятельство препятствует определению выкупной цены (л.д. 7-9).
Вместе с тем, в п. 5 ст. 1 ГрК РФ указано, что функциональные зоны – зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
В соответствии с ч. 12 ст. 9, п. 4 ч. 1 ст. 19, п. 4 ч. 3 ст. 23 ГрК РФ, границы функциональных зон определяются документами территориального планирования муниципальных образований (схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральных планах поселений, генеральных планах городских округов).
Как указано в п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ, с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых документами территориального планирования муниципальных образований, подготавливаются правила землепользования и застройки, определяющие границы территориальных зон.
Из абз. 2 ч. 2 ст. 85 ЗК РФ следует, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учётом особенностей её расположения и развития, а так же возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественного – делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно п. 9 ст. 1 ГрК РФ под градостроительным регламентом понимается устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Из названных положений закона следует, что правилами землепользования и застройки, определяются границы территориальных зон, градостроительный регламент для каждой территориальной зоны, а так же виды разрешённого использования земельных участков в пределах территориальных зон.
В п. 51 Требований, утверждённых Приказом Минэкономразвития России от 02.12.2015 г. № 921 «Об утверждении форма и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», указано, что вид разрешённого использования, указанный в межевом плане для образуемого земельного участка должен соответствовать виду разрешённого использования, установленному согласно градостроительному регламенту для соответствующей территориальной зоны.
То есть указание в межевом плане вида разрешённого использования, не предусмотренного для территориальной зоны градостроительным регламентом, исключит возможность осуществления государственного кадастрового учёта.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 г. № В-122 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Красноярск (далее «Правила землепользования и застройки»).
Согласно сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности земельный участок под гаражным боксом Васильева А.П. находится в территориальной зоне «З-2».
В п. 48 Правил землепользования и застройки указано, что зоны «З-2» включают в себя участки с основными видами разрешённого использования: земельные участки (территории) общего пользования (код - 12.0); связь (код - 6.8); спорт (код - 5.1), коммунальное обслуживание (код - 3.1), приюты для животных (код - 3.10.2).
В тоже время цель использования земельного участка для обслуживания гаражного бокса в соответствии с Классификатором видов разрешённого использования земельных участков (утверждённого Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 г. № 540) соответствует коду – 2.7.1 – размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения личного автотранспорта граждан с возможность размещения автомобильных моек.
Поскольку в п. 48 Правил землепользования и застройки не предусмотрен вид разрешённого использования с кодом – 2.7.1 кадастровым инженером в целях осуществления кадастрового учёта земельного участка Васильева А.П. вынуждено указан один из возможных видов разрешённого использования – код 3.1 – коммунальное обслуживание.
Данное обстоятельство подтвердил в своём отзыве кадастровый инженер ФИО9 (л.д. 137).
Вместе с тем, право собственности на гаражный бокс было зарегистрировано владельцем 08.08.2002 г., то есть до принятия Правил землепользования и застройки (л.д. 16).
Поскольку собственник недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, распложенного под ней, при утверждении Правил землепользования и застройки должно было учитываться нахождение на территории гаражного бокса Васильева А.П.
То есть, в Правилах землепользования и застройки для территориальной зоны, где находится гараж истца, орган местного самоуправления должен был предусмотреть вид разрешённого использования, отвечающий целям использования земельного участка.
Однако, это сделано не было, что повлекло невозможность установления действительного вида разрешённого использования для земельного участка под гаражным боксом при составлении межевого плана и последующей процедуре кадастрового учёта, а как следствие отказ в предоставлении земельного участка в собственность истцу.
Кроме того, названное упущение повлекло невозможность определения кадастровой стоимости земельного участка.
Так, в соответствии с п. 2.13 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка (утвержденных Приказом Минэкономразвития России № 222 от 12.08.2006 г.) кадастровая стоимость определяется путём умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешённого использования для кадастрового квартала населённого пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Между тем, в межевом плане определён вид разрешённого использования – коммунальное обслуживание (код – 3.1), а фактическая цель использования земельного участка соответствует иной группе видов разрешённого использования.
Неоднозначный вид разрешённого использования земельного участка, распложенного под гаражным боксом Васильева А.П., исключает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с названными методическими рекомендациями.
Таким образом, определение вида разрешённого использования испрашиваемого Васильевым А.П. земельного участка несоответствующего целям его использования, равно как и невозможность определения кадастровой стоимости названного земельного участка стали возможными в виду утверждения Правил землепользования и застройки без учёта нахождения на территории гаражного бокса и преимущественного права собственника на приобретение земельного участка под ним.
При таких обстоятельства, суд находит необоснованной ссылку департамента на положения подп. 14 ст. 39.16 ЗК РФ при принятии решения об отказе в предоставлении Васильеву А.П. земельного участка.
Иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ, департаментом не приведено, а судом не установлено.
Поскольку отказ ответчика препятствует дальнейшей реализации истцом своего права на получение земельного участка в собственность, решение департамента № В – 11165 от 16.08.2018 г. следует признать незаконным.
В целях устранения препятствий для реализации Васильевым А.П. своих прав на департамент следует возложить обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ему в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> в г. Красноярке.
Суд не может согласиться с требованием истца о возложении на департамент обязанности принять решение о предоставлении земельного участка, поскольку удовлетворение такого требования повлечёт вмешательство в компетенцию органа местного самоуправления, правомочного самостоятельно разрешить данный вопрос.
Понуждение ответчика к совершению указанный действий будет являться ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законом полномочий и нарушит установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, ст. 227 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования Васильева ФИО10 к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска удовлетворить частично.
Признать незаконным решение департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № В – 11165 от 16.08.2018 г. об отказе в предоставлении Васильеву ФИО11 в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Красноярск, <адрес>
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Васильеву ФИО12 в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Красноярск, <адрес>
В удовлетворении исковых требований Васильева ФИО13 к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в части возложения обязанности предоставить за плату земельный участок отказать.
Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска необходимо в течение месяца сообщить об исполнении решения в суд и Васильеву ФИО14
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения. Апелляционная жалоба подаётся через Кировский районный суд г. Красноярска.
Судья Измаденов А.И.