РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2014 года с. Песчанокопское
Песчанокопский районный суд Ростовской области в составе судьи Толмачевой Н.Р.,
при секретаре Тутовой Т.В.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Песчанокопского района Ростовской области Мусаеловой О.Г.,
представителя ответчика, Администрации Песчанокопского района Ростовской области, - Мельниковой Ю.В.,
представителя ответчика, Администрации Песчанокопского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области, Асонова О.В.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца, Административной комиссии Ростовской области, Кобзаря А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-309/14 по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрации Песчанокопского района Ростовской области и Администрации Песчанокопского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку
УСТАНОВИЛ:
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, обратился в суд иском к Администрации Песчанокопского района Ростовской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку, в котором указал, что в нарушение требований ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в пределах границ муниципального образования «Песчанокопский район» расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов в 100 метрах южнее ул. Лесовская, 39 в селе Песчанокопское Ростовской области. Отходы размещены очагами, площадью от 10 кв.м. до 25 кв.м. Указанная свалка не относится к категории специализированных полигонов и не соответствует требованиям санитарных правил СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Свалка не является площадкой для временного размещения отходов производства и потребления, так как не отвечает требованиям п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». Собственник данных отходов не установлен.
Истец, ссылаясь на п.7.8 ГОСТа 30772-2001, введенный Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 №607-ст, считает, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. Результаты контрольно-надзорной деятельности Сальского отдела Административной инспекции Ростовской области свидетельствуют о систематическом нарушении администрацией Песчанокопского сельского поселения Правил благоустройства и содержания территорий «Песчанокопского сельского поселения», утвержденных Решением собрания депутатов от 27.04.2012 №237. В 2013 году администрация Песчанокопского сельского поселения неоднократно привлекалась к административной ответственности по ст.5.1 Областного закона №273-ЗС от 25.10.2002 «Об административных правонарушениях». Однако, нарушения не устранены. Ненадлежащая организация по сбору, вывозу, утилизации бытовых отходов на указанной территории является нарушением установленных санитарных правил, вследствие чего нарушаются права граждан, гарантированные им Конституцией РФ.
В связи с тем, что факт наличия свалки и ее несанкционированный характер на протяжении длительного времени свидетельствует о том, что органом местного самоуправления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка, истец просит суд: обязать Администрацию Песчанокопского района Ростовской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых и строительных отходов, расположенную в 100 метрах <адрес>.
Определением Песчанокопского районного суда Ростовской области от 13 августа 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Песчанокопского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Песчанокопского района Ростовской области – Мусаелова О.Г. просила суд удовлетворить исковые требования, обязать Администрацию Песчанокопского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области, к полномочиям которой относится сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, ликвидировать несанкционированную свалку по <адрес>.
Представитель Администрации Песчанокопского района Ростовской области – Мельникова Ю.В. возражает против удовлетворении иска, предъявленного к Администрации Песчанокопского района Ростовской области. Пояснила, что Администрацией Песчанокопского района постоянно осуществляется контроль по выполнению поселениями мероприятий по благоустройству, по очистке территорий от мусора и сорной растительности. По информации Администрации Песчанокопского сельского поселения на указанном земельном участке вблизи <адрес> систематически проводится работа по уборке мусора. В настоящее время администрацией Песчанокопского сельского поселения заключен договор с МУП «Песчанокопского сельского поселения» на выполнение работ по уборке мусора на <адрес>. В связи с тем, что действующим законодательством предусмотрено, что полномочия по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории поселения относятся к компетенции органов местного самоуправления поселений, просит отказать в иске, предъявленном к администрации Песчанокопского района Ростовской области, удовлетворить иска, возложив обязанности по ликвидации свалки на Администрацию Песчанокопского сельского поселения.
Представитель Администрации Песчанокопского сельского поселения - Асонов О.В. исковые требования, заявленные Ростовским межрайонным природоохранным прокурором признал, пояснив, что действующим законодательством предусмотрено, что до 1 января 2015 года полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора является полномочиями сельских поселений. Для осуществления указанных полномочий МУП «Песчанокопского сельского поселения» оказывает услуги населению по сбору и вывозу мусора. Но указанных мер недостаточно, поскольку не все жители села заключают договоры на вывоз мусора и организуют несанкционированные свалки в черте села. Для ликвидации несанкционированных свалок Администрацией Песчанокопского сельского поселения заключен договор с МУП «Песчанокопского сельского поселения» на уборку несанкционированных свалок, в том числе и по <адрес>.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца, Административной инспекции Ростовской области – Кобзарь А.А. просит удовлетворить исковые требования, пояснив, что по состоянию на 22.09.2014 года в черте села <адрес> имеется несанкционированная свалка бытовых отходов и строительного мусора.
Рассмотрев материалы дела, заслушав стороны, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право благоприятную окружающую среду. Ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и сред обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" устанавливает необходимость регулярной очистки территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
В соответствии с ч.3-4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3,9,10,12,14,17,19,21, 28,30,33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы их числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные у вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно ч.5 ст. 4 Федерального закона от 27.05.2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Принимая во внимание вышеприведенные нормы действующего законодательства, учитывая нахождение выявленных несанкционированных свалок на территории муниципального образования " Песчанокопское сельское поселение", суд приходит к выводу о том, что администрация Песчанокопского сельского поселения поселения обязана заниматься организацией сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования – Песчанокопское сельское поселение.
Из материалов дела видно, что свалка, расположенная в <адрес>, состоит из бытовых отходов и строительного мусора, то есть отходов, образованных в результате жизнедеятельности населения, и расположена свалка в черте села Песчанокопское.
Факт существования указанной свалки доказан:
- справкой о результатах проверки исполнения природоохранного законодательства от 19.06.2014 года, из которой следует, что в селе <адрес> выявлена свалка (несанкционированное размещение) твердых бытовых отходов, в числе которых пластиковые, стеклянные бутылки, полиэтиленовая, бумажная и картонная упаковочная тара, бытовой мусор;
- материалами административных производств, согласно которым в 2012 и 2013 году в отношении Администрации Песчанокопского сельского поселения были вынесены постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 года № 273-ЗС «Об административных правонарушениях» в связи с установленным фактом наличия на территории поселения несанкционированных свалок, в числе которых и свалка по <адрес>;
- актами осмотра участка местности, составленными главным специалистом Сальского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области Кобзарем А.А. по результатам осмотра свалки 04.09.2014 года, 22.09.2014 года, из которых следует, что на дату рассмотрения дела свалка, указанная в исковом заявлении, не ликвидирована, напротив, ее размер увеличился с 25 кв.м. до 50 кв.м..
Факт наличия на территории села Песчанокопское в 100 метрах <адрес> несанкционированной свалки не оспаривался в судебном заседании.
Указанные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что со стороны администрации Песчанокопское сельское поселение как органа местного самоуправления не в полной мере осуществляются возложенные на него обязанности по организации сбора и вывоза мусора на территории муниципального образования.
Ненадлежащая организация по сбору, вывозу бытовых отходов на территории муниципального образования является нарушением установленных санитарных правил, что нарушает право граждан на благоприятную среду обитания, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучия населения.
Представленные Администрацией Песчанокопского сельского поселения договор с МУП «Песчанокопское сельское поселение» об уборке несанкционированной свалки по <адрес> и акты выполненных работ за 2014 года свидетельствуют о том, что Администрацией Песчанокопского сельского поселения в рамках полномочий, предусмотренных ст. 14 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления» предпринимаются меры по ликвидации несанкционированных свалок в селе.
Однако, учитывая вышеизложенные доказательства наличия свалки на дату рассмотрения дела в суде, суд приходит к выводу, что Администрацией Песчанокопского сельского поселения не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территории и поддержания чистоты и порядка в селе Песчанокопское.
Доводы искового заявления о необходимости возложения обязанности по ликвидации свалки на Администрацию Песчанокопского района Ростовской области суд признает несостоятельными в связи с тем, что в соответствии с действующим законодательством к компетенции муниципальных районов не относится сбор и вывоз бутовых отходов и мусора, к вопросу местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Истцом не представлено доказательств возникновения несанкционированной свалки в с.Песчанокопское в результате действия или бездействия администрации Песчанокопского муниципального района, в круг полномочий указанного ответчика не входит обязанности по уборке и очистке территории муниципального образования - поселения.
При таких обстоятельствах суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования о возложении на администрацию Песчанокопского сельского поселения обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых и строительных отходов, расположенную в 100 метрах. <адрес>.
Срок исполнения решения суда установлен с учетом важности обеспечения в поселении экологического и санитарного благополучия.
Руководствуясь ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 12, 56, 173, 195-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрации Песчанокопского района Ростовской области и Администрации Песчанокопского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку удовлетворить.
Обязать Администрацию Песчанокопского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых и строительных отходов, расположенную в 100 метрах <адрес>.
В удовлетворении исковых требований к Администрации Песчанокопского <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Песчанокопский районный суд.
Решение принято в окончательной форме 26 сентября 2014 года.
Судья Н.Р.Толмачева