гр. дело 2-1078/2022
44RS0002-01-2022-000373-04
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«25» апреля 2022 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе судьи Н.С.Иоффе,
при секретаре судебного заседания И.И.Мариничевой,
с участием истца Королева С.М., представителя УФССП по Костромской области Алексеевой Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королева С. М. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания,
УСТАНОВИЛ:
Королев С.М. 26.01.2022 обратился в суд с иском к Управлению ФССП России по Костромской области об отмене приказа № 916-ЛС от 08.12.2021 о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания. Требования мотивированы тем, что данным приказом к нему было применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за нарушение требований п.п. 2.1.9, 3.1.3 Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденного приказом ФССП России от 21.05.2021 № 248, пп. б, в, г, д п. 8, п. 16 Дисциплинарного устава органов принудительного исполнения Российской Федерации, п. 4.1.2, 4.1.3, 4.2.31 должностной инструкции. С данным приказом он категорически не согласен. А именно, после выхода из зала судебного заседания, расположенного на 4 этаже здания Ленинского районного суда г. Костромы, у него произошел конфликт с заместителем руководителя УФССП России по Костромской области, полковником внутренней службы Севиным П.Ю., инициатором которого был Севин П.Ю. На его вопрос, где у истца головной убор, Королев С.М. пояснил, что он находится внизу, направился к выходу, чтобы его надеть и продемонстрировать Севину. После того, как истец надел головной убор, Севин покинул здание суда. В момент выхода из зала судебного заседания он (истец) не исполнял служебные обязанности, не получал распоряжения касаемо исполнения служебных обязанностей свыше нормальной продолжительности рабочего дня. При проведении проверки комиссией не была учтена аудиозапись, приложенная к материалами проверки.
В судебном заседании истец Королев С.М. заявленные им исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления ФССП России по Костромской области Алексеева Я.С. в судебном заседании заявленные Королевым С.М. исковые требования не признала в полном объеме, полагала приказ о наложении на истца дисциплинарного взыскания законным и обоснованным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, аудиозапись, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ), служебная дисциплина - соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов принудительного исполнения, дисциплинарным уставом органов принудительного исполнения, правилами внутреннего служебного распорядка органа принудительного исполнения, должностной инструкцией, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа принудительного исполнения, приказами и распоряжениями прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) порядка и правил исполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ, нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника органов принудительного исполнения, дисциплинарного устава органов принудительного исполнения, правил внутреннего служебного распорядка органа принудительного исполнения, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах принудительного исполнения, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Согласно ст. 48 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ на сотрудника в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) увольнение со службы в органах принудительного исполнения.
За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
В соответствии с п.п. 6, 8, 9, 11 ст. 50 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ, дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке.
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником не представлено или он отказался дать такое объяснение, составляется соответствующий акт. Непредставление сотрудником объяснения в письменной форме не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя может быть проведена служебная проверка в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона.
О наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.
Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы или жительства сотрудника.
Согласно п.п. 1, 3-6 ст. 52 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ, служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя либо по заявлению сотрудника при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона.
При проведении служебной проверки в отношении сотрудника должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению:
1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка;
2) вины сотрудника;
3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;
4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;
5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах принудительного исполнения.
Служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на 30 дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа принудительного исполнения или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три рабочих дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа принудительного исполнения или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять рабочих дней со дня представления заключения.
Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка:
1) обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя;
2) имеет право:
а) представлять заявления, ходатайства и иные документы;
б) обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа принудительного исполнения или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки;
в) ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
г) потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований.
В заключении по результатам служебной проверки указываются:
1) установленные факты и обстоятельства;
2) предложения, касающиеся наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания.
Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа принудительного исполнения или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки.
Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что с 02.07.2012 Королев С.М. работал в должности федеральной государственной гражданской службы – судебного пристава по ОУПДС МОСП по ОУПДС Управления ФССП России по Костромской области.
Приказом Управления ФССП России по Костромской области № 465-к от 28.05.2020 Королев С.М. уволен с данной должности 31.05.2020, в связи с переводом федеральных государственных гражданских служащих на государственную службу иного вида.
В соответствии с приказом Управления ФССП России по Костромской области от 20.05.2020 Королев С.М. с 01.06.2020 назначен в Межрайонное отделение судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Королеву С.М. присвоено звание - младший лейтенант внутренней службы.
29.05.2020 Управлением ФССП России по Костромской области в лице руководителя Шильниковым Д.А. с Королевым С.М. был заключен контракт о прохождении им службы в органах принудительного исполнения РФ сроком на три года с 01.06.2020 по 31.05.2023.
Согласно пп. 4.1.1., 4.1.2, 4.1.3 Должностной инструкции младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов МОСП по ОУПДС Управления ФССП России по Костромской области, с которой Королев С.М. ознакомлен 29 мая 2020 г., младший судебный пристав по ОУПДС должен соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы РФ, акты Президента РФ, Правительства РФ, акты Минюста РФ, ФССП России, иные нормативные акты и обеспечивать их исполнение, исполнять служебные обязанности в соответствии с должностной инструкцией, исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (л.д. 64-70).
В соответствии с приказом Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области от 16.11.2021 № 568 «О проведении служебной проверки в отношении младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Межрайонного отделения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов лейтенанта внутренней службы Королева С. М.» (л.д. 60-61), на основании рапорта заместителя руководителя Управления, полковника внутренней службы Севина П.Ю. от 12.11.2021 № 99/3519вн, была проведена служебная проверка в отношении младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов межрайонного отделения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов Управления, младшего лейтенанта внутренней службы Королева С.М.
23.11.2021 Королевым С.М. в рамках проверки было дано объяснение.
24.11.2021 членами комиссии была прослушана аудиозапись, представленная в ходе проверки Королевым С.М. о чем составлен акт.
По результатам служебной проверки 03.12.2021 составлено заключение, утвержденное 07.12.2021, согласно которому 11.11.2021 заместитель руководителя Управления, полковник внутренней службы Севин П.Ю. в качестве представителя ответчика осуществлял судебную защиту интересов Управления ФССП по Костромской области по иску Королева С.М. в здании Ленинского районного суда города Костромы. В ходе судебного заседания заместитель руководителя Управления, полковник внутренней службы П.Ю.Севин делал неоднократные замечания и давал устные распоряжения младшему лейтенанту внутренней службы Королеву С.М. раскатать рукава на форменной одежде. Данное распоряжение Королевым С.М. исполнено не было, что не оспаривалось им в ходе настоящего судебного разбирательства. По окончанию судебного заседания в коридоре 4 этажа Ленинского районного суда города Костромы полковником внутренней службы Севиным П.Ю. был задан вопрос младшему лейтенанту внутренней службы Королеву С.М.: «А где Ваш головной убор?», на который, не дав ответ, младший судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов Королев С.М. попытался уйти. На распоряжения полковника внутренней службы Севина П.Ю. «стоять» не реагировал, пояснив, что рабочий день окончен.
На основании заключения служебной проверки от 07.12.2021, приказом № 916-лс от 08.12.2021 Королев С.М. привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение служебной дисциплины, к нему применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
С приказом Королев С.М. ознакомлен 09.12.2021, с заключением – 15.12.2021.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Дунаев А.В., показал, что конфликт между Королевым С.М. и Севиным П.Ю. он наблюдал, будучи на посту № 1 на первом этаже здания Ленинского районного суда г. Костромы корпуса 1. Королев С.М. не выполнил распоряжение Севина П.Ю.
Приказом ФССП России от 13.03.2020 № 186 «Об утверждении Правил ношения сотрудниками органов принудительного исполнения Российской Федерации форменной одежды, ведомственных знаков отличия и различия» определен порядок ношения форменной одежды сотрудниками органов принудительного исполнения Российской Федерации.
Согласно пункту 2 указанного приказа ФССП России настоящие правила распространяются на сотрудников органов принудительного исполнения, а также граждан, уволенных со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, с правом ношения форменной одежды.
В соответствии с пунктом 6 приказа ФССП России от 13.03.2021 № 186 сотрудники носят повседневную форменную одежды при исполнении служебных обязанностей и во всех остальных случаях.
В силу пункта 74 приказа ФССП России от 13.03.2021 № 186 разрешается ношение куртки костюма летнего камуфлированной расцветки в жаркую погоду с рукавами, закатанными до локтя.
На основании подпункта б пункта 4 Дисциплинарного устава органов принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 18.03.2020 № 47, служебная дисциплина в органах принудительного исполнения обеспечивается неукоснительным исполнением сотрудником приказов, распоряжений, указаний и поручений руководителя (начальника), не противоречащих законодательству Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Дисциплинарного устава, приказ, распоряжение, поручение руководителя отдается руководителем (начальником) в письменной или устной форме, в том числе с использованием технических средств связи, одному подчиненному сотруднику или группе подчиненных сотрудников.
В пункте 16 Дисциплинарного устава отмечено, что приказ, распоряжение, указание, поручение руководителя (начальника) должен быть исполнен беспрекословно, точно и в срок.
Из текста подпунктов б, в, г, д пункта 8 Дисциплинарного устава следует, что сотрудник обязан исполнять распоряжения, не противоречащие законодательству Российской Федерации, соблюдать требования к служебному поведению, соблюдать субординацию, проявлять уважение ко всем сотрудникам вне зависимости от их служебного положения и места службы.
В соответствии с пунктами 2.1.9., 3.1.3. Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденного приказом ФССП России от 21.05.2021 № 248 при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник должен соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения, а также уважать старших по должности, специальному званию и возрасту.
Проанализировав изложенные выше нормативные положения, суд приходит к выводу, что младший судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младший лейтенант внутренней службы Королев С.М. нарушил пункты 2.1.9, 3.1.3. Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденного приказом ФССП России от 21.05.2021 № 248, подпункты б, в, г, д пункта 8 и пункта 16 Дисциплинарного устава органов принудительного исполнения Российской Федерации, а также п. 4.1.2., п. 4.1.3. и п. 4.2.31. должностной инструкции, в соответствии с которыми он обязан исполнять распоряжения начальника отделения, его заместителя, старшего смены на объекте судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов и руководства Управления, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что неисполнение Королевым С.С. законного распоряжения руководителя обеспечить надлежащее ношение форменной одежды, «остановиться» является нарушением дисциплины, поскольку нарушает требования должностной инструкции, постановления Правительства РФ от 23.12.2019 № 1784 «О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации», Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 2.1.9, 3.1.3 Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, а потому имелись основания для применения к нему дисциплинарного взыскания.
При применении к Королеву С.М. дисциплинарного взыскания в виде замечания работодателем на основании служебной проверки, обоснованно учтен характер совершенного Королевым С.М. правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено. Оснований для отмены приказа о наложении дисциплинарного взыскания, не имеется. Срок и порядок применения дисциплинарного взыскания соблюден.
Доводы Королева С.М. о том, что в здании суда он не находился при исполнении своих служебных обязанностей, а потому имел право не исполнять распоряжения Севина П.Ю., который не является его непосредственным руководителем, являются необоснованными, поскольку окончание рабочего дня не является основанием для не соблюдения Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, который в том числе, служит цели соблюдения этических норм поведения сотрудника в повседневной жизни, определяет нормы служебной этики, основные принципы и требования к служебному поведению и во внеслужебное время (пп. 1.2.3, 1.3 Кодекса).
Принимая во внимание изложенное выше, исковые требования Королева С.М. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194 – ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 08.12.2021 № 916-░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04.05.2022