49RS0001-01-2023-002892-54
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магаданский городской суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Пановой Н.А.,
при секретаре Кузиной А.Ю.,
с участием представителей истца Маринкевич О.Е., Сосниной И.В.,
представителя ответчика Кузнецовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Романовского Игоря Валериевича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости, возложении обязанностей включить периоды работы в специальный стаж, назначить страховую пенсию по старости со дня первоначального обращения за ней,
УСТАНОВИЛ:
Романовский И.В. обратился в Магаданский городской суд с вышеназванным иском.
В обоснование заявленных требований указано, что он осуществлял трудовую деятельность в следующие периоды:
- с 10 сентября 2008 года по 15 июня 2009 года - в муниципальном унитарном предприятии муниципального образования «Ольский район» «Электротеплосеть» в должности машиниста топливоподачи 3 разряда котельной п. Ола Ольского района, работающей на твердом топливе (угле);
- с 16 июня 2009 года по 31 декабря 2009 года - в МУП МО «поселок Ола» «Ола-Электротеплосеть» в должности машиниста топливоподачи 3 разряда котельной п. Ола Ольского района, работающей на твердом топливе (угле);
- с 1 января 2010 года по 13 августа 2014 года - в МУП МО «поселок Ола» «Ола-Электротеплосеть» в должности машиниста-обходчика котельного оборудования 4 разряда котельной п. Ола Ольского района, работающей на твердом топливе (угле);
- с 1 ноября 2014 года по 31 октября 2016 года - в МУП МО «Ольский район» «Ола-Электротеплосеть» в должности машиниста топливоподачи 3 разряда котельной п. Ола Ольского района, работающей на твердом топливе (угле);
- 1 ноября 2016 года по 31 августа 2021 года - в МУП МО «Ольский городской округ» «Ола-Электротеплосеть» в должности машиниста-обходчика котельного оборудования 4 разряда;
- с 1 сентября 2021 года по настоящее время - в МУП МО «Ольский городской округ» «Ола-Электротеплосеть» в должности слесаря по обслуживанию котельного оборудования 4 разряда.
Сообщает, что, имея необходимый страховой стаж, стаж на соответствующих видах работ, стаж работы в районах Крайнего Севера, он обратился в ОСФР по Магаданской области с заявлением о назначении досрочной пенсии, однако решением ОСФР по Магаданской области от 13 сентября 2022 года ему было отказало в назначении пенсии, поскольку стаж работы с тяжелыми условиями труда составляет 00 лет 02 месяца 26 дней вместо требуемых 12 лет 6 месяцев.
Указывает, что пенсионный орган не включил в его специальный стаж период работы в котельной п. Ола в должностях машиниста топливоподачи и машиниста-обходчика котельного оборудования, поскольку работодателем не уплачивались страховые взносы по дополнительным тарифам.
Решением Ольского районного суда Магаданской области от 23 декабря 2022 года на работодателя МУП «ОЭТС» возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу начислить и уплатить страховые взносы по дополнительным тарифам в отношении выплат и иных вознаграждений, причитающихся истцу в соответствии с положениями ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2013 года по 15 февраля 2021 года.
Данное решение суда вступило в законную силу, работодателем уплачены страховые взносы по дополнительным тарифам.
17 апреля 2023 года истец повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» (далее - Закон о страховых пенсиях), однако решением ОСФР по Магаданской области от 15 июня 2023 года ответчик вновь отказал в назначении досрочной пенсии, поскольку документально не подтвержден стаж работы по Списку № 2, игнорируя период его трудовой деятельности в особых условиях в МУП «ОЭТС» с начала трудовой деятельности.
Считает отказ ответчика незаконным, поскольку основным видом деятельности МУП «ОЭТС» является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными. При этом согласно записям в трудовой книжке истца он осуществляет трудовую деятельность на котельной п. Ола, работающей на твердом топливе - угле, где неоднократно проводилась аттестация рабочих мест, в том числе должностей машиниста топливоподачи и машиниста-обходчика по котельному оборудованию, по результатам которой была установлена общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среду и трудового процесса - 3,2 и указывалось о праве работника на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2.
Кроме того, 20 июня 2023 года работодателем выдана справка, уточняющая особый характер работы (ранее такая справка выдавалась 20 октября 2022 года), в которой указано, что периоды работы истца на котельной п. Ола в должностях машиниста-обходчика котельного оборудования и машиниста топливоподачи дают право на досрочное назначение пенсии в связи с особым характером работы в соответствии со Списком № 2, однако с 15 марта 2021 года право на досрочное назначение пенсии в связи с особым характером работы отменено на основании СОУТ.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, с учетом уточнения требований просит суд признать незаконным решение ОСФР по Магаданской области от 15 июня 2023 года об отказе в установлении пенсии; включить ему в специальный стаж периоды трудовой деятельности с 10 сентября 2008 года по 15 июня 2009 года; с 16 июня 2009 года по 31 декабря 2009 года; с 1 января 2010 года по 13 августа 2014 года; с 1 ноября 2014 года по 31 октября 2016 года; с 1 ноября 2016 года по 15 февраля 2021 года; возложить на ответчика обязанность назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 17 апреля 2023 года.
Истец для участия в судебном заседании не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в связи с чем суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представители истца требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, с учетом их уточнения, просили иск удовлетворить, поскольку вины истца в том, что работодатель подал сведения без указания соответствующего кода условий работы, не имеется.
Представитель ответчика требования не признала, пояснив, что спорные периоды работы истца не подлежат включению в специальный стаж, так как предприятие, в котором истец осуществлял трудовую деятельность в спорные периоды работы, не относится к паросиловому хозяйству, так как котельная в п. Ола не оснащена всем комплексом оборудования, электрическую энергию не производит, а осуществляет производство пара горячей воды (тепловой энергии) котельными, так как является предприятием, относящимся к коммунальной энергетике по эксплуатации котельных установок и тепловых сетей.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются Законом о страховых пенсиях, вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Положениями ч. 1 ст. 8 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 указанного Закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной п. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 указанного Закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (ч. 2 ст. 33 Закона о страховых пенсиях).
Согласно ст. 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4).
В силу п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона о страховых пенсиях при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (далее - Список № 2).
Исходя из п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж на соответствующих видах работ засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Списком № 2 в разделе «XIII электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» позициями 2140000а-13927 предусмотрены Машинисты - обходчики по золоудалению, 2140000а-13929 Машинисты - обходчики по котельному оборудованию, 2140000а-14261 Машинисты топливоподачи.
Статьей 11 Закона о страховых пенсиях установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 указанного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ч. 6 ст. 30 Закона о страховых пенсиях периоды работы, предусмотренные п. 1 - 18 ч. 1 данной статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п. 1 - 18 ч. 1 данной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п. 1 - 18 ч. 1 данной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Таким образом, на работодателей, начиная с 1 января 2013 года возложена обязанность по начислению и уплате дополнительных тарифов страховых взносов в отношении выплат, производимых работникам, занятым на видах работ, указанных в подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях), а с 1 января 2015 года - в п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях.
В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
Исходя из приведенных выше положений закона, для реализации гражданином права на досрочное назначение пенсии по старости, необходимо выполнение ряда требований, в том числе наличие необходимого стажа, а также исполнение работодателем обязанности по начислению и уплате дополнительных тарифов страховых взносов в соответствии со ст. 58.3 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» за период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2016 года, а с 1 января 2017 года - в соответствии со ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 11 Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 17 апреля 2023 года Романовский И.В. обратился в ОСФР по Магаданской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
По результатам рассмотрения заявления истца и представленных им документов ОСФР по Магаданской области приняло решение об отказе в установлении страховой пенсии от 15 июня 2023 года, из которого следует, что Романовский И.В. достиг возраста 51 год, ему необходимо иметь 25 лет страхового стажа, 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера и не менее 10 лет стажа работы с тяжелыми условиями труда (Список № 2), тогда как истцом документально подтвержден страховой стаж - 32 года 1 месяц 15 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера - 21 год 11 месяцев 26 дней, стаж работы с тяжелыми условиями труда (Список № 2) - 0 лет 2 месяца 26 дней.
Названным решением периоды работы истца на котельной в п. Ола с 10 сентября 2008 года по 20 февраля 2011 года включены в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера и с 21 февраля 2011 года по 16 апреля 2023 года - в страховой стаж.
При этом указано, что периоды работы с 10 сентября 2008 года по 15 июня 2009 года, с 16 июня 2009 года по 13 июня 2014 года, с 1 ноября 2014 года по 31 марта 2021 года исключены из стажа работы с тяжелыми условиями труда (Список № 2), так как согласно акту документальной проверки от 27 апреля 2023 года № 9 период работы в МУП МО «Ольский городской округ «Ола Электросеть» документально не подтвержден.
Исследуя трудовую книжку Романовского И.В., суд усматривает, что он осуществлял трудовую деятельность:
- с 10 сентября 2008 года по 15 июня 2009 года - в МУП МО «Ольский район» «Электротеплосеть» в должности машиниста топливоподачи 3 разряда котельной, работающей на твердом топливе (угле);
- с 16 июня 2009 года по 31 декабря 2009 года - в МУП МО «поселок Ола» «Ола-Электротеплосеть» в должности машиниста топливоподачи 3 разряда котельной п. Ола, работающей на угле;
- с 1 января 2010 года по 13 августа 2014 года - в МУП МО «поселок Ола» «Ола-Электротеплосеть» в должности машиниста-обходчика котельного оборудования 4 разряда котельной п. Ола, работающей на твердом топливе (угле);
- с 1 ноября 2014 года принят в МУП МО «поселок Ола» «Ола-Электротеплосеть» в должности машиниста топливоподачи 3 разряда котельной, работающей на твердом топливе (угле);
- 1 апреля 2015 года МУП МО «поселок Ола» «Ола-Электротеплосеть» переименовано в МУП МО «Ольский район» «Ола-Электротеплосеть»;
- 10 марта 2016 года МУП МО «Ольский район» «Ола-Электротеплосеть» переименовано в МУП МО «Ольский городской округ» «Ола-Электротеплосеть»;
- 1 ноября 2016 года по 31 августа 2021 года - в МУП МО «Ольский городской округ» «Ола-Электротеплосеть» в должности машиниста-обходчика котельного оборудования 4 разряда;
- с 1 сентября 2021 года - в МУП МО «Ольский городской округ» «Ола-Электротеплосеть» в должности слесаря по обслуживанию котельного оборудования 4 разряда;
- с 16 января 2023 года МУП МО «Ольский городской округ» «Ола-Электротеплосеть» переименовано в МУП МО «Ольский муниципальный округ Магаданской области» «Ола-Электротеплосеть», где истец продолжает работать до настоящего времени.
Решением Ольского районного суда Магаданской области от 23 декабря 2022 года по гражданскому делу № 2-2552/2022 удовлетворены исковые требования Романовского И.В. к МУП МО «Ольский городской округ» «Ола-Электротеплосеть» о возложении обязанности начислить и уплатить страховые взносы по дополнительным тарифам.
На МУП МО «Ольский городской округ» «Ола-Электротеплосеть» возложена обязанность в течением одного месяца со дня вступления решения в законную силу начислить и уплатить страховые взносы по дополнительным тарифам в отношении выплат и иных вознаграждений, причитающихся Романовскому И.В., в соответствии с положениями ст. 428 Налогового кодекса РФ с 1 января 2013 года по 15 февраля 2021 года.
Названное решение вступило в законную силу 31 января 2023 года.
При рассмотрении данного дела ОСФР по Магаданской области было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.
В ходе рассмотрения гражданского дела Ольским районным судом Магаданской области было установлено, что МУП МО «Ольский городской округ» «Ола-Электротеплосеть» создано с 16 июня 2009 года в целях выработки и предоставления гражданам и юридическим лицам п. Ола тепловой энергии, электрической энергии, холодного и горячего водоснабжения, пара. Основным видом деятельности указанного предприятия является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными. Котельная ОЭТС оборудована водогрейными котлами марки «КЕВ-25», «КЕВ-25-14» и «КЕВ-10-14-115СО», которые в соответствии с описанием предназначены для подогрева воды до 115С0, используемой в качестве теплоносителя в закрытых системах отопления и работающие на твердом топливе (угли каменные, угли бурые).
При этом судом также было установлено, что должности, занимаемые Романовским И.В. с 16 июня 2009 года по 31 августа 2021 года, отнесены к должностям, предусмотренным Списком № 2 раздел XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство», дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку № 2 (коды № 2140000а-13929, 2140000а-14261).
Суд пришел к выводу, что по результатам оценки условий труда МУП МО «Ольский городской округ» «Ола-Электротеплосеть» вплоть до 15 марта 2021 года признавало, что занимаемые Романовским И.В. должности относились к разделу XIII Списка № 2, имели вредный класс условий труда, следовательно, указанное предприятие обязано было начислять и уплачивать за истца страховые взносы по дополнительным тарифам.
Как указывалось выше, с 16 января 2023 года предприятие переименовано в МУП МО «Ольский муниципальный округ Магаданской области» «Ола-Электротеплосеть».
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных указанным Кодексом.
Поскольку обстоятельства работы истца в МУП МО «Ольский муниципальный округ» «Ола-Электротеплосеть» установлены вступившим в законную силу решением суда, в котором участвовали те же лица, включая ОСФР по Магаданской области, то они не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела, а приведенные стороной ответчика доводы не отменяет вышеназванное решение, так как преодолеть его преюдициальное значение возможно путем отмены либо пересмотра указанного судебного постановления по вновь открывшимся (новым) обстоятельствам.
При этом из карты аттестации рабочего места по условиям труда № 3 машиниста-обходчика по котельному оборудованию (код должности 13929), проведенной в 2007 году, следует, что оценка условий труда по вредности и опасности составляет 3,2. В строке 110 указывается о праве на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2, код 2140000а-13 929 раздела XIII «Электростанции, электропоезда и паросиловое хозяйство».
Из карты аттестации рабочего места по условиям труда № 2 машиниста топливоподачи (код должности 14261), проведенной в 2007 году, следует, что общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса составляет 3,3. В строке 110 указывается о праве на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2, код 2140000а-14261 раздела XIII «Электростанции, электропоезда и паросиловое хозяйство».
Из карты аттестации рабочего места по условиям труда № 5 машиниста-обходчика по котельному оборудованию (код должности 13929), проведенной в 2012 году, следует, что оценка условий труда по вредности и опасности составляет 3,3. В строке 041 указывается о праве на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2, код 2140000а-13929 раздела XIII «Электростанции, электропоезда и паросиловое хозяйство».
Из карты аттестации рабочего места по условиям труда № 4 машиниста топливоподачи (код профессии 14261), проведенной в 2012 году, следует, что общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среду и трудового процесса составляет 3,2. В строке 041 указывается о праве на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2, код 2140000а-14261 раздела XIII «Электростанции, электропоезда и паросиловое хозяйство».
Из карты специальной оценки условий труда работников № 3/18 машиниста топливоподачи, проведенной в 2018 году, следует, что оценка условий труда по вредным (опасным) факторам составляет 3.3. В строке 040 указывается о праве на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2, код 2140000а-14261 раздела XIII «Электростанции, электропоезда и паросиловое хозяйство».
Из карты специальной оценки условий труда № 4А по должности машиниста топливоподачи, составленной 15 марта 2021 года, следует, что по результатам оценки условий труда по вредным (опасным) факторам установлен итоговый класс условий труда - 3,2, при этом право работников на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии со Списком № 2 не установлено.
Во всех картах аттестации указано, что котельная использует сырье - уголь.
Согласно справке, уточняющей особый характер работ или условий труда, необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, выданной МУП МО «Ольский муниципальный округ» «Ола-Электротеплосеть» от 20 июня 2023 года, Романовский И.В. работает в указанном предприятии полный рабочий день:
- с 16 июня 2009 года по 15 июля 2009 года - в должности машиниста-обходчика котельного оборудования 4 разряда котельной п. Ола, работающей на твердом топливе (угле);
- с 16 июля 2009 года по 31 декабря 2009 года - в должности машиниста топливоподачи 3 разряда котельной п. Ола, работающей на твердом топливе (угле);
- с 1 января 2010 года по 13 августа 2014 года - в должности машиниста-обходчика котельного оборудования 4 разряда котельной п. Ола, работающей на твердом топливе (угле);
- с 1 ноября 2014 года по 14 июня 2015 года - в должности машиниста топливоподачи 3 разряда котельной п. Ола, работающей на твердом топливе (угле);
- с 2 августа 2015 года по 2 августа 2015 года - в должности машиниста топливоподачи 3 разряда котельной п. Ола, работающей на твердом топливе (угле);
- с 3 сентября 2015 года по 3 сентября 2015 года - в должности машиниста топливоподачи 3 разряда котельной п. Ола, работающей на твердом топливе (угле);
- с 30 сентября 2015 года по 31 июля 2016 года - в должности машиниста топливоподачи 3 разряда котельной п. Ола, работающей на твердом топливе (угле);
- с 4 октября 2016 года по 31 октября 2016 года - в должности машиниста топливоподачи 3 разряда котельной п. Ола, работающей на твердом топливе (угле);
- с 1 ноября 2016 года по 31 августа 2021 года - в должности машиниста топливоподачи 3 разряда котельной п. Ола, работающей на твердом топливе (угле).
В справке также отмечено, что профессия машиниста-обходчика по котельному оборудованию включена в позиции 2140000а-13929 Списка № 2, профессия машиниста топливоподачи включена в позиции 2140000а-14261 Списка № 2. Особые условия труда, дающие право на досрочное назначение пенсии в связи с особым характером работы определены аттестацией рабочих мест и специальной оценкой условий труда. Гарантии и компенсации, предоставляемые работнику, занятым на данном рабочем месте определены в картах аттестации рабочего места по условиям труда и в картах специальной оценки условий труда работников с указанием оснований.
При этом указано, что с 15 марта 2021 года право на досрочное назначение пенсии в связи с особым характером работы в должностях машиниста топливоподачи и машиниста-обходчика по котельному оборудованию отменено на основании СОУТ (карта 3/18 специальной оценки условий труда машиниста топливоподачи 3 разряда и карта № 3/19 специальной оценки условий труда машиниста-обходчика по котельному оборудованию).
Кроме того, в справке сообщается, что периодов, не подлежащих включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, таких как курсы повышения квалификации, периоды временной нетрудоспособности, за которые не производится оплата по государственному социальному страхованию, отпуск по уходу за ребенком, периоды отстранения от работы и иных периодов не имеется.
В ходе судебного разбирательства сторона ответчика утверждает, что спорные периоды не включены в специальный стаж истца в связи с тем, что предприятия, в состав которых входят коммунальные котельные, предназначенные только для производства пара и горячей воды (тепловой энергии) с целью подачи на коммунальные нужды, не вырабатывающие электрическую энергию для производственных нужд, не относятся к числу организаций по производству энергии, и не могут рассматриваться в качестве паросилового хозяйства. Соответственно работникам таких организаций, обеспечивающих только производства и передачу тепла потребителям, оснований для предоставления права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с разделом XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» (Список № 2) не имеется.
Вместе с тем, данные выводы ответчика опровергается совокупностью имеющихся в деле письменных доказательств, в частности картами аттестации и специальной оценки условий труда работников, справкой, уточняющей особый характер работ или условий труда, необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе от 20 июня 2023 года, а также вступившим в законную силу решением Ольского районного суда Магаданской области от 23 декабря 2022 года.
Кроме того, согласно представленным МУП МО «Ольский муниципальный округ» «Ола-Электротеплосеть» сведениям по состоянию на 20 июня 2023 года на основании решения Ольского районного суда Магаданской области от 23 декабря 2022 года были перечислены страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, на выплату страховой части трудовой пенсии по работнику Романовскому И.В.
Учитывая, что архивной справкой МУП МО «Ольский муниципальный округ» «Ола-Электротеплосеть» подтвержден специальный стаж работы истца в должностях машиниста-обходчика котельного оборудования и машиниста топливоподачи на котельной в п. Ола, занятого полный рабочий день, только за периоды с 16 июня 2009 года по 15 июля 2009 года, с 16 июля 2009 года по 31 декабря 2009 года, с 1 января 2010 года по 13 августа 2014 года, с 1 ноября 2014 года по 14 июня 2015 года, с 2 августа 2015 года по 2 августа 2015 года, с 3 сентября 2015 года по 3 сентября 2015 года, с 30 сентября 2015 года по 31 июля 2016 года, с 4 октября 2016 года по 31 октября 2016 года, с 1 ноября 2016 года по 31 августа 2021 года, то именно только эти периоды (с учетом требований истца по 15 февраля 2021 года) подлежат включению в специальный стаж истца.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности решения пенсионного органа от 15 июня 2023 года в части исключения вышеприведенных периодов из специального стажа истца.
Вместе с тем суд находит обоснованным исключение ответчиком из специального стажа истца иных периодов, поименованных в просительной части искового заявления, поскольку работа истца в указанные периоды по Списку № 2 не подтверждена как вышеприведенной архивной справкой, так и иными доказательствами по делу.
Принимая во внимание, что решение ответчика в части исключения вышеперечисленных периодов работы истца из специального стажа истца признано незаконным, то на ОСФР по Магаданской области подлежит возложению обязанность включить такие периоды в специальный стаж работы Романовского И.В.
Разрешая требование в части возложения на ответчика обязанности назначить страховую пенсию с 17 апреля 2023 года, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч. 1, 2 ст. 22 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 указанной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 указанного Закона.
В п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Законом о трудовых пенсиях (ст. 18 и 19 Закона о трудовых пенсиях).
Из приведенного правового регулирования и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями ст. 30 Закона о страховых пенсиях по общему правилу назначается со дня обращения за страховой пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию.
Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением страховой пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину страховую пенсию со дня его обращения с заявлением в пенсионный орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения у него права на пенсию - со дня возникновения такого права.
Таким образом, возложение на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган возможно только в том случае, если истцу необоснованно было отказано в назначении пенсии.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Романовскому И.В. 16 апреля 1972 года рождения при возрасте 51 год необходимо иметь 20 лет страхового стажа, 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера и 10 лет специального стажа, в то время как пенсионным органом зачтен документально подтвержденный страховой стаж - 32 года 01 месяц 15 дней и специальный стаж - 2 месяца 26 дней.
Учитывая, что на момент обращения истца в пенсионный орган (с учетом включения судом спорных периодов работы) его специальный стаж составил более 10 лет, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность назначить истцу страховую пенсию в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях с 17 апреля 2023 года.
Разрешая вопрос о взыскании судебных расходов, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 указанного Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Из представленного в материалы дела чека-ордера от 27 июня 2023 года следует, что при подаче искового заявления в суд истцом была уплачена в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в размере 300 рублей.
Поскольку требования неимущественного характера подлежат частичному удовлетворению, с ответчика в пользу истца необходимо взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 16 ░░░░ 2009 ░░░░ ░░ 15 ░░░░ 2009 ░░░░, ░ 16 ░░░░ 2009 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2009 ░░░░, ░ 1 ░░░░░░ 2010 ░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2014 ░░░░, ░ 1 ░░░░░░ 2014 ░░░░ ░░ 14 ░░░░ 2015 ░░░░, ░ 2 ░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ 2 ░░░░░░░ 2015 ░░░░, ░ 3 ░░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ 3 ░░░░░░░░ 2015 ░░░░, ░ 30 ░░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ 31 ░░░░ 2016 ░░░░, ░ 4 ░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2016 ░░░░, ░ 1 ░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 4900000434) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░: №) ░ 16 ░░░░ 2009 ░░░░ ░░ 15 ░░░░ 2009 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░, ░ 16 ░░░░ 2009 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2009 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░, ░ 1 ░░░░░░ 2010 ░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2014 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░, ░ 1 ░░░░░░ 2014 ░░░░ ░░ 14 ░░░░ 2015 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░, ░ 2 ░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ 2 ░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░, ░ 3 ░░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ 3 ░░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░, ░ 30 ░░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ 31 ░░░░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░, ░ 4 ░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░, ░ 1 ░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 4900000434) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░: №) ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ 17 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 4900000434) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░: №) ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - 1 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>