Судья Давлетшин Р. С. дело № 33-4914/2011
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Уфа 14 апреля 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи |
Осетровой З. Х., |
судей |
Киньягуловой Т. М., |
Даукаевой Ф. А., | |
при секретаре |
Латыповой А. В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора г. Уфы на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 ноября 2010 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Прокурора города Уфы к ООО «ЖЭУ № 8 Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» об обязании обучить персонал в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, получить свидетельство на право работы с отходами класса опасности, разработать паспорта опасных отходов, утвердить расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и представить отчет по форме 2-ТП отходы в территориальный орган Ростехнадзора, отказать,
заслушав доклад судьи Осетровой З. Х.,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор города Уфы обратился в суд с иском к ООО «ЖЭУ № 8 Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» об обязании обучить персонал в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, получить свидетельство на право работы с отходами I-IV класса опасности, разработать паспорта опасных отходов I-IV класса опасности, утвердить расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и представить отчет по форме 2-ТП-отходы в территориальный орган Ростехнадзора.
В обоснование иска указав, что ООО «ЖЭУ № 8 Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» осуществляет сбор и временное хранение отходов, образующихся от бытовых помещений жилых домов и организаций, однако, в нарушение ч. 3 ст. 14, ч. 1 ст. 73 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на указанные отходы не имеет паспорта, у руководителя и персонала ЖЭУ отсутствует соответствующая подготовка и свидетельства на право работы с отходами 1-4 класса опасности.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В кассационном представлении прокурор г. Уфы просит решение суда отменить, а дело направить на новое рассмотрение, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, не находит оснований для его удовлетворения.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор отходов – это прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования (т. е. применения отходов для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии), обезвреживания (т. е. обработки отходов, в том числе сжигания и обеззараживания отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду), транспортирования (т. е. перемещения отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах), размещения таких отходов (т. е. хранение и захоронение отходов).
Из содержания ст. 1 названного Федерального закона видно, что хранение отходов – это их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Объектом размещения отходов согласно ст. 1 Федерального закона является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, гиламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Федерального закона устанавливает особые требования к объектам размещения отходов, такие как: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Разрешая спор, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд руководствовался тем, что ООО «ЖЭУ № 8 Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» не занимается сбором и хранением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона «Об отходах производства и потребления», следовательно, и не может нарушать его нормы в этой части.
Наряду с этим, согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу ст. 16 названного Федерального закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Данный Порядок в силу пункта 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.
Не принимая доводы прокурора, суд обоснованно указал, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду может быть возложена на юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе «Об охране окружающей среды».
Суду не представлено доказательств того, что ООО «ЖЭУ № 8 Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» осуществляет деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду.
Вместе с тем, в ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.
Суд пришел к правильному выводу, что деятельность ООО «ЖЭУ № 8 Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» не относится к деятельности по размещению отходов (то есть хранением и захоронением отходов) в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования прокурора г. Уфы удовлетворению не подлежат.
Доводы, изложенные прокурором в кассационном представлении, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену.
Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у Судебной коллегии не имеется, поэтому кассационное представление прокурора г. Уфы не может быть удовлетворено.
Судебная коллегия находит, что решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 ноября 2010 года принято при правильном толковании норм материального и процессуального права, основано на установленных по делу обстоятельствах, совокупности представленных доказательств, а потому согласно ст. 361 ГПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора г. Уфы – без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Осетрова З. Х. |
судьи |
Киньягулова Т. М. |
Даукаева Ф. А. |