Решение по делу № 2-354/2017 от 19.06.2017

Дело № 2-354/2017 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

17 июля 2017 года                                                   г. Осташков Тверской области

Осташковский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Ракитского Н.В.,

при секретаре Фадеевой В.В.,

с участием помощника прокурора г.Осташкова Тверской области Волощук Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Осташкова Тверской области в интересах Кузьминой Н. Я. к АО "АтомЭнергоСбыт" о признании действий по начислению и взиманию платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды незаконными, обязании произвести перерасчет платы за общедомовые нужды и зачесть плату в счет будущих платежей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Осташкова в интересах Кузьминой Н.Я. обратился в суд с иском к АО «АтомЭнергоСбыт» о признании действий АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» по начислению и взиманию платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды по адресу: Тверская область, г.Осташков, Микрорайон, д.2 кв. незаконными, обязании произвести в пользу Кузьминой Н.Я., перерасчет платы за общедомовые нужды по электроснабжению с мая по декабрь 2015 года и с августа по декабрь 2016 года в сумме 201 руб. 14 коп. и зачесть плату в счет будущих платежей за электроснабжение. В исковом заявлении прокурор указал, что АО «АтомЭнергоСбыт», являясь гарантирующим поставщиком в границах Тверской области, поставляет электрическую энергию потребителям г. Осташкова по сетям ООО «РСО», находящимся у них в аренде. За качество поставленной электроэнергии до границы балансовой принадлежности отвечает ООО «РСО». 10 апреля 2015 года собственники помещений многоквартирного дома №2 Микрорайона г. Осташкова заключили с ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков» договор управления многоквартирным домом, в силу п.2.1.4 которого дирекция обязана предоставлять услуги, поставляемые ресурсоснабжающими организациями собственнику помещений, а также нанимателям и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещениями собственника в доме в соответствии с обязательными требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством РФ, установленного качества и в необходимом объеме, безопасные для жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вреда их имуществу: холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение; отопление. АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» в 2015 – 2016 годах начисляло и взыскивало с потребителей дома №2 Микрорайона г. Осташкова, находящегося в управлении ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков» плату за услуги по электроснабжению, электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь. Вместе с тем, общим собранием собственников помещений многоквартирного дома №2 Микрорайона г.Осташкова решение о начислении и взимании платы на общедомовые нужды за услуги по электроснабжению непосредственно АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт», не принималось. Не предусмотрено этого и в договоре управления многоквартирным домом. Таким образом, АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» в нарушение ст.ст.153,154, ч.7.1 ст.155, ч.ч.2, 2.2, 2.3 ст.161 ЖК РФ, п.п.8,9,17,44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ №354 от 6.05.2011 года производит начисление и взимает от жильцов многоквартирного дома №2 Микрорайона г. Осташкова плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды. Так, за период с мая по декабрь 2015 года с августа по сентябрь 2016 года по квартире дома №2 микрорайона г.Осташкова общая сумма начисленной АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды составила 201 руб. 14 коп.

Определением от 26 июня 2017 года в качестве третьего лица по настоящему дело привлечено ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков».

Помощник прокурора г.Осташкова Тверской области Волощук Е.В. в судебном заседании поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.

Истец Кузьмина Н.Я. в судебное заседание не явилась, о дате времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах не явки в судебное заседание не сообщила.

Представители ответчика - АО «АтомЭнергоСбыт» и третьего лица ООО УК «ДЕЗ Осташков» в судебное заседание не явились, о дате времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах не явки в судебное заседание не сообщили, возражений на иск не представили, в соответствие с ч.4 ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные доказательства, суд считает требования прокурора к АО "АтомЭнергоСбыт" обоснованными и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

В силу ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2012 года № 271-ФЗ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Согласно ч.4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за электроснабжение.

В силу ч.1 ст.161 ЖК РФ предоставление коммунальных услуг является одной из целей управления многоквартирным домом.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 года № 255-ФЗ); 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией (ч.2 ст.161 ЖК РФ).

В соответствии с ч.2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу ч.7 ст.155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.

Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 04.06.2011 года № 123-ФЗ) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

В соответствии с п. 1, пп. «а» п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354) (далее - Правил от 06.05.2011 года № 354) и положениями Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 года № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.

Как следует из положений п. 17 указанных Правил от 06.05.2011 года № 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги соответствующего вида, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:

- при непосредственном управлении многоквартирным домом;

- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;

- в жилых домах (домовладениях).

В остальных случаях, согласно п. 8, 9 Правил от 06.05.2011 года № 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.

Из системного толкования приведённых норм права следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного собственниками помещений в нём способа управления таким домом, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирного дома коммунальные услуги принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.

Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 04.06.2011 года № 123-ФЗ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ).

Таким образом, в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, ресурсоснабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем она не вправе производить начисление и взимание платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

Федеральным законом от 29.06.2015 года №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 154, 155 ЖК РФ внесены изменения, из части 7.1 ст. 155 ЖК РФ исключены слова «(за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме)».

При этом пункт 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ изложен в новой редакции, предусматривающей, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Часть 4 указанной статьи также изложена в новой редакции, согласно которой плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твёрдыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.

Таким образом, в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, законодатель исключил из состава платы за коммунальные услуги, оказываемые собственникам и нанимателям помещений в таких домах, плату за коммунальные услуги (в том числе электрическую энергию), потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отнеся указанные расходы в структуру платы за содержание жилого помещения. Поскольку ресурсоснабжающая организация не наделена полномочиями и не оказывает услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, не осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, то основания для начисления и взимания ресурсоснабжающей организацией, в том числе и в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ), с собственников и нанимателей помещений в таких домах платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отсутствуют.

Как установлено в судебном заседании, в многоквартирном доме по адресу: г.Осташков, Микрорайон, д.2, установлен общедомовой прибор учёта электрической энергии.

01 апреля 2015 года состоялось внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного дома №2 Микрорайона г.Осташкова. С 1 мая 2015 года прекращено непосредственное управление собственниками помещений в доме №2 Микрорайона г.Осташкова и выбран способ управления домом управление управляющей организацией. Также на внеочередном общем собрании собственников помещений решено с 1 мая 2015 года вносить плату за все коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (л.д.24).

10 апреля 2015 года собственники помещений многоквартирного жилого дома №2 Микрорайона г.Осташкова в лице Ф.И.О. заключили с ООО УК «ДЕЗ Осташков» договор управления многоквартирным домом (л.д.18-23).

Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, суду не представлено.

Таким образом, ООО УК «ДЕЗ Осташков» с 1 мая 2015 года приобрело на основании решения собрания собственников многоквартирного дома статус исполнителя коммунальных услуг. Порядок оплаты коммунального ресурса, выбранный собственниками, не может лишить его указанного статуса.

Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. Действующим в период возникновения правоотношений законодательством (1 мая 2015 года) ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взимать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды.

Следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать от собственников и пользователей помещений многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, напрямую плату за потребленные коммунальные услуги при содержании общего имущества, поскольку они не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальной услуги и услуг по содержанию общедомовых сетей.

Поскольку управление многоквартирным домом по адресу: г.Осташков, Микрорайон, д.2 осуществляется управляющей организацией ООО УК «ДЕЗ Осташков», то действовавшая до 30 июня 2015 года редакция ч.7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ не допускала возможности прямой оплаты собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества, непосредственно ресурсоснабжающим организациям, а АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт», являясь ресурсоснабжающей организацией, не вправе было выставлять счета и получать оплату за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды (л.д.17).

После 30 июня 2015 года ответчик мог производить начисление платы за коммунальные услуги, в том числе потребляемых на общедомовые нужды, но только при принятии собственниками помещений этого дома соответствующего решения на общем собрании.

Собственниками жилых помещений в указанном многоквартирном доме реализовано право выбора способа управления домом, а именно, выбрано управление домом управляющей организацией. Общим собранием собственников помещений в таком доме не принималось решение о внесении платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, суду не представлено.

После 30 июня 2015 года, то есть после введения в действие ч.7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ на общем собрании собственников многоквартирного дома №2 Микрорайона г.Осташкова решение о внесении платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации не принималось.

Таким образом, именно управляющая организация в спорный период являлась исполнителем коммунальных услуг и имела право начислять и взимать плату за электрическую энергию, израсходованную на общедомовые нужды.

Вместе с тем в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что ответчиком АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт», являющимся ресурсоснабжающей организацией, с мая по декабрь 2015 года и с августа по декабрь 2016 года производилось начисление платы за потреблённую электрическую энергию на общедомовые нужды в отношении истца Кузьминой Н.Я., зарегистрированной и проживающей по адресу: г.Осташков, Микрорайон, д.2, кв. Данные обстоятельства подтверждаются лицевой картой потребителя (л.д.17).

Суд считает, что, ресурсоснабжающая организация АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» в отсутствие правовых оснований производила с мая по декабрь 2015 года и с августа по декабрь 2016 года расчёт, начисление, взимание платы за потреблённую электроэнергию на общедомовые нужды истцу Кузьминой Н.Я. проживающей в многоквартирном доме, способ управления которым определён в соответствии с жилищным законодательством. В том числе в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором зарегистрирован и проживает истец, АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» производило распределение объёма электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды, в размере превышения объёма электроэнергии, определённого исходя из показаний общедомового прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения. Указанные действия ответчика - ресурсоснабжающей организации являются нарушением прав истца как потребителя, поскольку нарушается порядок расчётов, предусмотренный жилищным законодательством. Поставщик электроэнергии не вправе производить расчёт и требовать от собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, обслуживаемых управляющими организациями, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не является исполнителем услуг и не управляет многоквартирными домами, в связи с чем не отвечает за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе внутридомовых инженерных систем.

Кроме того, выставление АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» счетов на оплату электроэнергии, потреблённой на общедомовые нужды многоквартирного дома, непосредственно жильцам такого многоквартирного дома создаёт условия для повторного взимания платы за потреблённую электроэнергию.

Вышеуказанные действия АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» нарушают права истца, как собственника жилого помещения в многоквартирном доме и потребителя коммунальных услуг, поскольку истец вынужден нести необоснованные расходы.

Из системного толкования п. 1, 2, 8, пп. "а" п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг от 6 мая 2011 года № 354, ст. 161 Жилищного кодекса РФ следует, что в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, именно она является исполнителем коммунальных услуг, поскольку на ней в силу закона лежит обязанность по предоставлению коммунальных услуг потребителям, она отвечает за содержание общедомовых сетей и качество коммунальных услуг, и в ее пользу потребители должны производить оплату этих услуг на общедомовые нужды.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора г. Осташкова о признании незаконными действий АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» по начислению и взиманию платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды Кузьминой Н.Я. по квартире дома №2 Микрорайона г. Осташкова в период с мая по декабрь 2015 года и с августа по декабрь 2016 года.

В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика АО «АтомЭнергоСбыт» в доход местного бюджета судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, состоящие из государственной пошлины, от уплаты которой истец освобождён, в размере 300 рублей.

    Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора г. Осташкова Тверской области заявленных в интересах Кузьминой Н. Я. к АО "АтомЭнергоСбыт" удовлетворить.

Признать незаконными действия АО «АтомЭнергоСбыт» по начислению платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды Кузьминой Н. Я., проживающей в квартире , дома № 2 по ул. Микрорайон г. Осташкова Тверской области, управление которым осуществляется ООО УК «ДЕЗ Осташков» за период с мая по декабрь 2015 года и с августа по декабрь 2016 года.

Обязать АО «АтомЭнергоСбыт» произвести в пользу Кузьминой Н. Я., проживающей по адресу: Тверская область, г.Осташков, микрорайон, д.2, кв. перерасчет платы за общедомовые нужды по электроснабжению за период с мая по декабрь 2015 года и с августа по декабрь 2016 года в сумме 201 рубль 14 копеек и зачесть плату в счет будущих платежей за электроснабжение.

Взыскать с Акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» государственную пошлину в доход бюджета МО «Осташковский район» в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме – 24 июля 2017 года.

Судья                                                                      Н.В. Ракитский

2-354/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузьмина Н.Я.
Прокурор г.Осташкова Тверской области
Ответчики
АО "АтомЭнергоСбыт"
Другие
ООО УК "ДЕЗ Осташков"
Суд
Осташковский межрайонный суд Тверской области
Дело на сайте суда
ostashkovsky.twr.sudrf.ru
19.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.06.2017Передача материалов судье
26.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2017Судебное заседание
24.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее