Судья – Бузмакова О.В.
Дело № 33 – 14087
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Выдриной Ю.Г., судей Смирновой М.А. и Новоселовой Д.В., при секретаре Нечаевой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 17 декабря 2018 года дело по апелляционной жалобе Иутина Василия Николаевича на решение Ленинского районного суда г. Перми от 18 октября 2018 года, которым постановлено –
Иутину Василию Николаевичу в удовлетворении иска к администрации города Перми и управлению жилищных отношений администрации города Перми о предоставлении в границах города Перми благоустроенного жилого помещения по договору социального найма вне очереди, а также в возмещении расходов по оплате государственной пошлины отказать.
Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Выдриной Ю.Г., объяснения истца Иутина В.Н., настаивавшего на удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Иутин В.Н. обратился в суд с иском к управлению жилищных отношений администрации города Перми (далее по тексту – Управление) о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального найма во внеочередном порядке.
Предъявленные требования мотивированы тем, что Иутин В.Н. в 2003 году приехал в г. Пермь на постоянное место жительство, до настоящего времени работает, но размер его заработной платы и пенсии не достаточен для самостоятельного обеспечения себя жильем, иного источника доходов не имеет, не имеет в собственности или в пользовании на условиях социального найма жилого помещения; в 2003 году администрацией Индустриального района г. Перми ему отказано в постановке в очередь на жилье в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в г. Перми; решением Индустриального районного суда г. Перми от 24.12.2014 года установлен факт его (истца) постоянного проживания на территории города Перми с 01.12.2003 по дату принятия судом решения; обстоятельства, послужившие основанием для установления этого факта, не изменились. На неоднократные обращения в органы власти, в том числе муниципальные, администрацию Губернатора Пермского края о предоставлении жилого помещения, ему в этом отказывают, так как размер его заработной платы в совокупности с пенсией превышают прожиточный минимум, а предусмотренных законом льгот для предоставления жилья вне очереди он не имеет. На постановку в общую очередь он не согласен, так как в силу своего возраста в общем порядке получить жилое помещение не успеет, и постановка его в общую очередь будет носить формальный характер и нарушит его конституционные права на получение мер социальной поддержки.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе истец Иутин В.Н., ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела судом дана неправильная оценка, судом неправильно применены нормы материального права. Ссылаясь на положения статьи 7 Конституции Российской Федерации, статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, апеллянт указывает, что решение суда нарушает принадлежащие ему, Иутину В.Н., конституционные права на жилище, характеристики которого должны соответствовать требованиям жилищного законодательства.
С учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении истца и ответчика о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы по правилам ст. ст. 113 - 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции определил о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося представителя ответчика – Управления жилищных отношений администрации г. Перми.
Судебная коллегия находит, что решение суда не может быть отменено отмене по доводам апелляционной жалобы.
Из материалов дела судом первой инстанции установлено, что истец родился ** года в дер. ****, с 09.02.2005 года зарегистрирован по месту жительства в квартире № ** дома № ** по ул. ****, что подтверждается сведениями в паспорте истца (л.д. 7).
По решению Индустриального районного суда г. Перми от 24.12.2014 установлен факт постоянного проживания истца на территории г. Перми с 01.12.2003 года (л.д. 20).
Также судом на основании сведений регистрирующих органов установлено, что истец в собственности жилых помещений не имеет (л.д. 32, 33, 35, 36).
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 49, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Иутин В.Н. в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий и малоимущим не признан, на соответствующем учете не состоит.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Поскольку до 1 января 2005 г. (введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) истец не состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимыми обстоятельствами являлись: относятся ли он к категории малоимущих граждан, а также наличие объективной нуждаемости истца в жилом помещении в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Наличие одного лишь факта того, что истец не имеет жилого помещения для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения истца жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии иных, предусмотренных статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований.
Поскольку истец не относится к категории малоимущих граждан, не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, то оснований для удовлетворения заявленных истцом требований суд первой инстанции правильно не установил.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 18 октября 2018 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Иутина Василия Николаевича – без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи –